Косой Феодосий

56

Косой, Феодосий - один из представителей религиозного движения XVI века. "Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых", Косой бежал (около 1551 года) в пределы Белоозера, принял монашество и вместе с другими бежавшими рабами основался на Новоозере. По-видимому, еще до бегства Косой успел завоевать особое уважение. Сообщают, что "во мнишестве ему бе угождая господин его". В заволжских пустынях Косой познакомился с Артемием, учеником Нила Сорского . Назначение Артемия игуменом Троице-Сергиева монастыря поставило Косого в положение руководителя и организатора кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни. Деятельность Косого скоро обратила на себя внимание властей, и его с единомышленниками взяли в Москву на суд.

Во время производства следствия Косой бежал в Литву, где нашел благоприятные условия для пропаганды своего учения. - Об учении Косого можно судить, главным образом, по трудам его противника Зиновия Отенского (см. XVIII, 732 - 733). Полемический характер сочинений Зиновия повел к тому, что положительная сторона учения Косого осталась мало выясненной. Критика Косого была направлена прежде всего против внешне-обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Косой называл обряды измышлением человеческим, особой формой идолопоклонства. Поклонение иконам и святому кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей Косой отвергал, к таинствам относился отрицательно.

Он учил. "к попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовати, и не кайтесь, и не причищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися. Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити". Считая виновниками человеческого предания епископов, Косой подверг их деятельность суровой критике, называя их "идольскими жрецами, ложными учителями". Отрицательные суждения Косого простирались и на догматическое учение церкви. Он отвергал догматы святой Троицы и искупления. Положительная сторона проповеди Косого заключалась, по-видимому, в стремлении восстановить христианство в его первобытной чистоте, вернуть его ко временам апостолов.

Отрицая весь современный церковный строй и иерархию, Косой учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями. Суждения ученых о генезисе учения Косого не единообразны. Одни рассматривают это учение как явление самобытное. Другие придают много значения иностранному (лютеранскому) влиянию. И те, и другие ставят учение Косого в связь с ересью Башкина и деятельностью заволжских старцев. Ф. Калугину кажется наиболее вероятным, что ересь Косого, "возникшая на почве домашнего критицизма, была резким и уродливым выражением того обличительного направления, какое характеризует всю литературную деятельность Максима Грека и которое, сосредоточившись в заволжских пустынях, наиболее рельефно и резко было заявлено В.

Патрикеевым и игуменом Артемием". В Литве отрицательное направление Косого получило теоретическое обоснование под воздействием протестантизма и антитринитарианских идей. - см. Статьи И. Емельянова, "О происхождении учения Башкина и Косого", "Учение Феодосия Косого" и "Полемика против учения Косого" (все три в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1862). И. Малышевский , "Подложное письмо половца Ивана Смеры к князю Владимиру" (id., 1876, том II). Ф. Калугин, "Зиновий, инок Отенский" (Санкт-Петербургская Библиотека, 1894)..

Значения в других словарях
Косицкая-никулина Любовь Павловна

Косицкая-Никулина, Любовь Павловна - актриса (1829 - 1868). В "Русской Старине" напечатаны ее воспоминания о годах юности (1878 год, том XXI). Поступила на сцену 14 лет, в Нижнем Новгороде. Ее заметил знаменитый певец Бантышев , с которым Никулина-Косицкая пела в "Аскольдовой Могиле". М.С. Щепкин привез даровитую артистку в Москву и вместе с Мочаловым занялся сценическим ее образованием. В 1847 году Косицкая-Никулина дебютировала в "Параше Сибирячке" и скоро стала любимицей публики. Игра ее всег..

Косма И Дамиан

Косма и Дамиан - два святых врача, бессребреники. История их служит предметом бесконечных споров. Память в нашей церкви 1 июля.. ..

Косоногов Иосиф Иосифович

Косоногов, Иосиф Иосифович - физик, профессор Киевского университета. Родился в 1866 году. Окончил университет святого Владимира. Главные труды. "К вопросу о диэлектриках", "Атмосферное электричество и земной магнетизм" (Киев, 1898). "К вопросу о диэлектриках" (магистерская диссертация, ib., 1901). "Оптический резонанс, как причина избирательного отражения и поглощения света" (докторская диссертация, ib., 1903). "Основания физики" (ib., 4-е издание, 1914). "Концентрический учебник физики" (4-е и..

Косоротов Дмитрий Петрович

Косоротов, Дмитрий Петрович - врач. Родился в 1856 году. Окончил курс в медико-хирургической академии. Был профессором судебной медицины в военно-медицинской академии. Состоит членом медицинского совета министерства внутренних дел. Преподает судебную медицину, в качестве частного преподавателя, в военно-медицинской академии, в Петроградском университете и в Александровской военно-юридической академии. Труды. "О гнилостном отравлении" (Санкт-Петербургская Библиотека, 1888, диссертация). "О прилож..

Дополнительный поиск Косой Феодосий Косой Феодосий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Косой Феодосий" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Косой Феодосий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 14 символа