Никита Кожемяка

186

Никита Кожемяка - герой народной сказки, записанной в нескольких вариантах в разных губерниях Великой, Малой и Белой России на сюжет змееборства. Специальная черта сказки та, что Кожемяка (иначе - Кирилл, Илья Швец) до убиения змея и освобождения царевны, в доказательство богатырской силы разрывает несколько сложенных вместе бычьих кож. В наиболее полных вариантах (белорусского и малорусского) дочь киевского князя, унесенная змеем, узнает, что он боится одного Никиты Кожемяки. Просит отца отыскать богатыря, которого посланные князя застают за работой. Он от неожиданности разрывает 12 кож. Сначала отказывается, но, тронутый просьбами и плачем детей, присланных князем, обматывается пенькой, обмазывается смолой и после боя со змеем освобождает княжну.

В память победы урочище близ Киева с тех пор зовется Кожемяками. В великорусском пересказе иное окончание. Змей, опрокинутый Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в нее змея и провел борозду от Киева до моря. Затем, деля море, он убил змея и утопил его труп. "Змеевые" валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины [Варианты сказки о Никите см. В "Народных русских сказках" Афанасьева (кн. I, стр. 405, и кн. IV, стр. 143 - 146). Также Шейн "Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края" (т. II, № 82). "Труды этнографическо-статистической экспедиции в западнорусский край. Юго-западный отдел. Материалы и исследования", собранные П.

Чубинским (III, № 45). Романов "Белорусский сборник" (IV, № 32). Драгоманов "Малорусские народные предания и рассказы" (стр. 248 - 249). Кулиш "Записки о Южной Руси" (т. II, стр. 27 - 30). Nowosielski "Lud ukrainski" (т. I, 278 - 284)]. Древность сказки на русской почве засвидетельствована начальной летописью - рассказом о юном богатыре, поборовшем при Владимире Святом печенежского богатыря, в память чего князем был построен город Переяславль ("зане Переяслав отроко-т"). Никоновский летописный свод называет юношу Яном Усмошвецом. Чудесную силу его обнаруживает отец, рассказавший, как юноша, раздраженный его бранью, перервал кожи. Владимир испытывает силу богатыря, выпустив на него разъяренного быка. Юноша рукой вырывает у быка кусок мяса с кожей и успешно борется затем с печенежским богатырем (см.

Лавров, летописи). Возможно, что здесь - ранняя книжная передача былины, так называемого Киевского цикла. С забвением исторического события изменилось и имя героя, и его противник Печенег заменен сказочным змеем - похитителем девиц. Подобные переработки исторического предания в сказку имеются в бессарабском сказании о Стефане Воде, победившем дракона. В основе лежит предание о битве князя Стефана с турками в 1474 г. Подвиг осетинского героя (Кантемура) впоследствии также отлился в форму борьбы со змеем (см. Вс. Миллер "Экскурсы в область русского народного эпоса"). Раньше, при господстве мифологической эксегезы народных сказаний, сказки о Кожемяке объяснялись как борьба бога громовника с тучей (печенежским великаном), ибо облака издревле уподоблялись быкам, коровам и снятым с них кожам.

- см. Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу" (т. II, стр. 590). Ф. Буслаев "Исторические очерки народной словесности и искусства" (т. II, стр. 107). П. Владимиров "Введение в историю русской словесности" (1896, стр. 143). "Этнографическое Обозрение" (V, стр. 254). "Журнал Министерства Народного Просвещения" (1864, № 3). Худяков "Народные исторические сказки". Костомаров "Исторические монографии" (XIII, 205). Халанский "Южнославянские сказания о кралевиче Марке" (стр. 276)..

Значения в других словарях
Никита (святой, Память 4 Мая И 17 Июня)

Никита (святой, память 4 мая и 17 июня) - см. В статье Никита (святые православной церкви) .. ..

Никита (святые Православной Церкви)

Никита - святые православной церкви. 1) Никита великомученик (умер в 372 г.), готфский воин, проповедывавший Христа между соплеменниками и за это, после истязаний, сожженный царем Атанарихом. Память 15 сентября. - 2) Никита (353 - 420) - святой, был епископом в родном городе Ремесиане (Ремешек, ныне Нирот), проповедывал христианство славянским племенам (балканским), скифам или гетам и дакам. Написал шесть книг "К оглашаемым в вере" и книгу "О падшей деве". Память 24 июня. - 3) Никита халкидонски..

Никита Пустосвят

Никита, известный в истории с прозвищем Пустосвят, собственно Н. Конст. Добрынин - виднейший руководитель старообрядческого движения 1682 г. Суздальский священник, ревнитель старины, Никита только по оставлении "властительным" патриархом кафедры выступил активно против Никоновых "новин", с доносом на сторонника Никона, архиепископа суздальского Стефана, обличая его в служении "не по правилам св. Отец" (1659). Закончившееся было безрезультатно следствие по этому делу вновь началось по жалобам арх..

Никитенко Александр Васильевич

Никитенко Александр Васильевич - известный мемуарист, критик. Родился в 1804 или 1805 г. Отец его, крепостной крестьянин, старший писать в одной из контор графа Шереметева , стоял, по образованию, выше своей среды и подвергался всякого рода гонениям. Условия, при которых прошло детство Никитенко, были тяжелые. Первое образование Никитенко получил в воронежском уездном училище. Доступ в гимназии ему, как крепостному, был закрыт. В 1822 г. В Острогожске, где Никитенко перебивался частными уроками,..

Дополнительный поиск Никита Кожемяка Никита Кожемяка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Никита Кожемяка" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Никита Кожемяка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 15 символа