Полоцкий Симеон Емельянович (ситнианович-петровский)

119

Полоцкий (Симеон Емельянович Ситнианович-Петровский) - знаменитый церковный деятель и писатель. Мирское имя его не известно. Симеоном он наречен был в монашестве, а название Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве по месту его первоначальной службы. Родился в 1629 г. В Белоруссии (по мнению некоторых - в Полоцке). Учился в киево-могилянской коллегии, потом принял монашество и стал дидаскалом братской школы в Полоцке. При посещении этого города в 1656 г. Алексеем Михайловичем, Полоцкому удалось лично поднести царю приветственные "Метры" своего сочинения. В 1664 г. Он переехал в Москву. Царь поручил ему обучать молодых подьячих тайного приказа, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом. В 1665 г.

Полоцкий поднес царю "благоприветствование о новодарованном сыне" и этим закрепил за собой благосклонность царя. В то же время Полоцкий с усердием выполнял поручения Паисия Лигарида, требовавшие специальных познаний и ловкого пера. По уполномочию восточных патриархов, приехавших в Россию по делу Никона, произнес перед царем орацию о необходимости "взыскати премудрости" (то есть усилить образовательные средства в государстве). По поручению собора Полоцкий составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 г. Этот труд был напечатан и издан от имени царя и собора под заглавием. "Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, - утверждения во утверждение колеблющихся во вере, - наказания в наказание непокоривых овец, - казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих".

Книга является типичным образцом схоластической риторики. Богословская эрудиция, хорошая по тому времени обработка формы, утонченная аргументация - все это оказалось совершенно неубедительным для неискушенного ума "простецов", мало оценивших внешние литературные достоинства трактата и не нашедших здесь ответа на "сумнительства свои". "Жезл" не только не оказал никакого влияния, но и высокомерное отношение Полоцкого к противникам, в связи с некоторыми резкими выражениями, крайне оскорбило челобитчиков и усилило их враждебность к церковным новшествам. Хотя собор отозвался о труде Полоцкого с высокой похвалой, признав "Жезл" "из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным", однако в нем оказалось немало точек соприкосновения с западными богословскими мнениями, что и было впоследствии отмечено одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием .

С 1667 г. На Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений. "Вертоград Многоцветный" (сборник стихотворений, предназначенный служить "книгой для чтения"), "Житие и учение Христа Господа и Бога нашего", "Книга кратких вопросов и ответов катехизических". В "Венце веры кафолической" Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. В основу "Венца" положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженного Иеронима и Августина). Несомненно, что в свое время "Венец" должен был привлекать читателей занимательностью и новизною.

Своим независимым положением при дворе Полоцкий воспользовался в целях возрождения давно угасшей в Москве живой церковной проповеди, взамен которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681 - 1683 гг., в двух сборниках. "Обед душевный" и "Вечеря душевная". Стихотворные опыты Полоцкого лишены малейшей искры поэтического таланта и объясняются отчасти влиянием пройденной им школы, отчасти принятой им на себя ролью придворного стихотворца.

Кроме стихотворного переложения Псалтири (издано в 1680 г.), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник "Рифмологии"), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в "Вертоград Многоцветный". Полоцкий написал также две комедии для зарождавшегося театра. "Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных" и "Комедия притчи о Блудном сыне". Особенным успехом пользовалась последняя. Значение Полоцкого должно быть измеряемо не количеством написанного им. Гораздо важнее то влияние, которое оказала на московскую жизнь кипучая деятельность его. Явившись в Москву проводником идей, воспринятых в преобразованной Петром Могилою киевской коллегии, Полоцкий служил живым и активным отрицанием той косности и неподвижности, в которой застывала московская церковная жизнь.

Не успокаиваясь в сфере житейских удобств, какие давало ему положение воспитателя царских детей, он не переставал словом и делом ратовать за распространение образования, обогащая по мере сил московскую книжность почерпнутыми в Киеве из западных источников сокровищами знания. Его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти и ее приспешников. Но высокое положение Полоцкого делало его неуязвимым. Полоцкий умер в 1680 г. И похоронен в Заиконоспасском монастыре. После его смерти были изданы его труды. "Тестамент Василия, царя греческого, сыну своему, Льву Философу" и "История или повесть о житии преподобного Варлаама и о Иоасафе, царевиче индейском". Сборники его стихотворений остались неизданными.

Впоследствии напечатаны из них лишь отрывки. Полоцкий создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой стал его ученик Сильвестр Медведев . Лучшее исследование о Полоцком - Л. Майкова "Симеон Полоцкий" (в "Древней и Новой России", 1875. В дополненном виде вошло в "Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетия", СПб., 1889). Ср. Татарский "Симеон Полоцкий" (его жизнь и деятельность, М., 1886). В. Попов "Симеон Полоцкий как проповедник" (М., 1886). О "Жезле" - статья Нильского в "Христианском Чтении" (1860, часть II). К. Храневич..

Значения в других словарях
Полотебнов Алексей Герасимович

Полотебнов (Алексей Герасимович) - современный русский дерматолог, родился в 1838 г., воспитывался в скопинском духовном училище и рязанской духовной семинарии, откуда, до перехода в богословский класс, поступил в медико-хирургическую академию в 1858 г. По окончании курса в академии (1864) был оставлен при ней ассистентом клиники профессора Боткина по 1868 г., когда был командирован за границу на 2 1/2 года, из которых два года работал в Вене, а остальное время провел в Париже. Еще до поездки за..

Полотебнов Андрей Григорьевич

Полотебнов (Андрей Григорьевич, родился в 1843 г.) - духовный писатель, редактор-издатель журнала "Радость христианина при чтении Библии как слова жизни" (с 1892). Образование получил в Московской духовной академии. Кроме магистерской диссертации "Святое Евангелие от Луки. Православное критико-экзегетическое исследование против Ф.Х. Баура" (М., 1873), Полотебнов написал. "Соборные послания апостола любви святого Иоанна Богослова" (М., 1875). "Исторические свидетельства об изучении Библии" (Киев,..

Полтавцев Корнелий Николаевич

Полтавцев (Корнелий Николаевич) - известный актер (1823 - 1865). Образование получил в Московском театральном училище. В 1850 г. Выступил на сцене московского Малого театра и унаследовал все роли Мочалова . Лучшими его ролями были. Король Лир, Отелло, Кориолан, Фердинанд ("Коварство и Любовь"), Жорж ("Жизнь игрока"), Делормель ("Детский доктор"), Ляпунов ("Смерть Ляпунова"), Грязной ("Царская невеста").. ..

Полтевы

Полтевы - дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от польского шляхтича Якуба Александровича Полтева, выехавшего из Литвы в Москву при великом князе Василии Васильевиче . Григорий Михайлович был воеводой у смолян, шедших при Шуйском из Смоленска к Москве "для очищенья московского государства", - впоследствии думным дворянином. Сын его, Никита, был воеводою в Касимове (1620). Андрей Михайлович Полтев был воеводою в Новгороде-Северском (1613 - 1614). Федор Алексеевич (умер ..

Дополнительный поиск Полоцкий Симеон Емельянович (ситнианович-петровский) Полоцкий Симеон Емельянович (ситнианович-петровский)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Полоцкий Симеон Емельянович (ситнианович-петровский)" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Полоцкий Симеон Емельянович (ситнианович-петровский), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 52 символа