Рубинштейн Антон Григорьевич

170

Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в селе Вихватинец, в Бессарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана , ученика Фильда. По словам Р., Виллуан был для него другом и вторым отцом. Девяти лет Р. Уже выступил публично в Москве, в 1840 году - в Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист. Последний назвал его наследником своей игры. Концертное его турне в Англии, Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. Исполнил свое первое сочинение для фортепиано "Ундина". В 1841 году Р. Играл в Вене. С 1844 до 1849 года Р. Жил за границей, где наставниками его были знаменитые контрапунктист Ден и композитор Мейербер.

Чрезвычайно тепло относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он сделался заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны . К этому времени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской". 1854 - 1858 годы Р. Провел за границей, концертируя в Голландии, Германии, Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце великой княгини Елены Павловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавали Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением Р., при участии хора любителей. В 1859 году Р., при содействии друзей и под покровительством великой княгини Елены Павловны, основал Русское музыкальное общество (см. XXI, 623). В 1862 году была открыта "Музыкальная школа", в 1873 году получившая название консерватории (см.

XVI, 40). Р., назначенный директором ее, пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и считался первым, который получил его. С 1867 года Р. Предался опять концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 году. До 1887 года Р. Жил то за границей, то в России. С 1887 до 1891 года вновь был директором Санкт-Петербургской консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 года). Помимо гениальной передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная с XVI столетия и кончая современными, Р. Дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и изданный С.

Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц.А. Кюи под заглавием "История литературы фортепианной музыки" (Санкт-Петербург, 1889). В этот же период времени возникли, по инициативе Р., общедоступные концерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 году исторические концерты, данные Р. В Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 году торжественно отпразднован в Санкт-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув консерваторию, Р. Опять жил то за границей, то в России. Скончался в Петергофе 8 ноября 1894 года и похоронен в Александро-Невской лавре. Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и, вообще, развитие рук было для Р.

Только средством, орудием, но не целью. Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в основе игры этого необычайного пианиста. Сам Р. Говорил в своей статье "Русская музыка" ("Век", 1861). "Воспроизведение - это второе творение. Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения. Даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила Р., когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарования Р. Публикой и, отчасти, критикой, он упорно и много работал почти во всех родах музыкального искусства.

Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50 произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия с оркестром. Затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6 симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон-Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра, торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина "Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 году и пр.).

Кроме того, им написаны концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, 4 духовных оперы (оратории). "Потерянный рай", "Вавилонская башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах - "Суламит", 13 опер. "Дмитрий Донской, или Куликовская битва" - 1849 год (3 действия), "Хаджи Абрек" (1 действие), "Сибирские охотники" (1 действие), "Фомка-дурачок" (1 действие), "Демон" (3 действия) - 1875 год, "Фераморс" (3 действия), "Купец Калашников" (3 действия) - 1880 год, "Дети степей" (4 действия), "Маккавеи" (3 действия) - 1875 год, "Нерон" (4 действия) - 1877 год, "Попугай" (1 действие), "У разбойников" (1 действие), "Горюша" (4 действия) - 1889 год, и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р.

Давались за границей. "Моисей" - в Праге в 1892 году, "Нерон" - в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне, "Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" - в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене (1895). В Западной Европе Р. Пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела Р. Пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в Санкт-Петербурге, под председательством Р., в 1890 году, второй - в Берлине, в 1895 году.

Педагогическая деятельность не была любимым занятием Р. Тем не менее из его школы вышли Кросс , Терминская , Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй . Как дирижер, Р. Был глубоким истолкователем исполняемых им авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные литературные труды Р. "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография, изданная М.И. Семевским в 1889 году и переведенная на немецкий язык ("Anton Rubinstein's Erinnerungen", Лейпциг. 1893) и "Музыка и ее представители" (1891. Переведена на многие иностранные языки). См. "А. Г. Р.", биографический очерк и музыкальные лекции, С. Кавос-Дехтяревой (Санкт-Петербург, 1895). "Антон Григорьевич Р." (заметки к его биографии д-ра М.

Б. Р-га. Санкт-Петербург, 1889. Там же, 2-е изд.). "Антон Григорьевич Р." (в воспоминаниях Лароша , 1889, ib.). Emil Naumann "Illustrirte Musikgeschichte" (Берлин и Штутгарт). В.С. Баскин "Русские композиторы. А. Г. Р." (Москва, 1886). К. Галлер в № 721, 722, 723 "Всемирной Иллюстрации" за 1882 год. Albert Wolff "La Gloriole" ("Memoires d'un paristen", П., 1888), "Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. Р." ("Царь-Колокол"). "К 50-летнему юбилею А. Г. Р.", Don Mequez (Одесса, 1889). "А. Г. Р." (биографический очерк Н.М. Лисовского , "Музыкальный Календарь-Альманах", Санкт-Петербург, 1890). Riemen "Opera-Handbuch" (Лейпциг, 1884). Zabel "Anton Rubinstein. Ein Kunsterleben" (Лейпциг, 1891). "Anton Rubinstein", в английском журнале "Review of Reviews" (№ 15, декабрь 1894, Лондон).

"А. Г. Р.", статья В.С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895). М.А. Давидова "Воспоминания о А.Г. Рубинштейне" (Санкт-Петербург, 1899). Н. С..

Значения в других словарях
Рубановский Иван Васильевич

Рубановский (Иван Васильевич, 1825 - 95) - писатель. Окончил курс в Киевской академии, был мировым посредником. Около семи лет редактировал "Могилевские Губернские Ведомости", в которых поместил ряд статей, а в 1882 году напечатал обширный этнографический очерк. "Опыт описания Могилевской губернии".. ..

Рубец Александр Иванович

Рубец (Александр Иванович) - писатель о музыке, собиратель народных песен. Родился в Чугуеве в 1837 году, окончил курс в нежинском лицее, потом в санкт-петербургской консерватории, где был профессором элементарной теории музыки. Преподавал пение и теорию музыки в женских институтах. В начале 90-х годов, после глазной операции, Р. Слишком рано нарушил строгий режим, чтобы присутствовать на экзамене своего класса в консерватории. Это было причиной сильнейшего воспаления глаз и потери зрения. Главн..

Рубинштейн Николай Григорьевич

Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз (1835 - 1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался у Виллуана. Окончив курс в университете, Р. В 1860 году стал во главе московского отделения Русского музыкального общества, а в 1866 году сделался директором вновь учрежденной московской консерватории, с которой не расставался до самой смерти и для которой очень много сделал. Р. Был вы..

Рубцов Петр Павлович

Рубцов (Петр Павлович) - химик. Родился в 1860 году. Среднее образование получил в 7-й спб. Гимназии и в 1885 году окончил курс в СПб. Университете со степенью кандидата по естеств. Отд. Физико-математического факультета, где работал по органической химии в лаборатории профессора Бутлерова , после чего короткое время преподавал естественную историю и химию в реальном училище в г. Выборге. С 1886 года состоял лаборантом и руководил практическими занятиями по аналитической химии в минном офицерско..

Дополнительный поиск Рубинштейн Антон Григорьевич Рубинштейн Антон Григорьевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рубинштейн Антон Григорьевич" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рубинштейн Антон Григорьевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 28 символа