Святогор

82

Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильей Муромцем . Святогор в эпосе является огромным великаном, "выше леса стоячего". Его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах. При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович (вар. - старцы) и бросил на землю сумочку, которую Святогор тщетно пытается сдвинуть, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев "тяги земной", заключавшейся в сумочке, кончает свою жизнь.

По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель 10 сажен, шириной 6 сажен. Он засыпает на ней на три дня. На 3 день с северной стороны послышался шум. Конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело. До сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильей вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью.

"кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет". Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем. Третий эпизод - женитьба Святогора. Он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, он предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около нее 500 рублей, ударил ее в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась. Кора, покрывавшая ее, сошла. Она превратилась в красавицу и Святогор, услыхав о ее красоте, приехал и женился на ней.

После свадьбы Святогор увидел на ее груди шрам, узнал в чем дело и понял, что от судьбы не уйдешь. Анализ этих трех сюжетов привел исследователей к следующим заключениям. 1) Мотив о подымании сумочки - общераспространенный в эпосе других народов и в сказаниях о других богатырях. Анике, Колыване , Вольге , Самсоне. В югославской поэзии в роли Святогора выступает королевич Марко. То же на Кавказе рассказывают о нарте Сослане. Сумочка соответствует камню в былинах о Потоке , что совпадает с средневековым рассказом о Александре Македонском, которому жители райской страны дают в дань камешек. Этот камешек, который нельзя ни взвесить, ни измерить, обозначает в символическом толковании еврейского мудреца человеческое око = зависть.

Параллельным является древнее северное сказание о споре Тора с великаном. 2) Параллели по второму мотиву, о неверной жене Святогора, указываются в персидском сборнике Tuti-Nameh, в сказках 1001 ночи, в индийских буддийских сказках. Вероятно, это эпизод восточного происхождения. 3) К эпизоду о гробе Святогора указывают параллели в сказаниях апокрифического характера об Аароне и Моисее, несомненно, еврейского происхождения. Сказания и повести о подобном гробе известны у малоруссов, кошубов, итальянцев, цыган, мадьяр, в древнем Египте. 4) Эпизод о женитьбе Святогора, известный в одной только побывальщине, восходит к народным сказкам, опирающимся на средневековые повести о том, что "суда Божия не минути" (сравни повесть в "Римских Деяниях" перевел в XVII веке на русский язык).

По своим подробностям - поездка к северному колдуну-кузнецу - эта побывальщина напоминает эпизод "Калевалы". Женитьба на девушке, лежащей на гноище, встречается в старой русской повести о царевиче Фиргисе. Несмотря на массу параллелей, собранных для освещения личности Святогора, она остается мало разъясненной. Прототип русского Святогора-силача не может считаться найденным, хотя предложено много гипотез. Вольнер сравнивает его с святым Христофором, по легенде перенесшим Христа через воду. Жданов утверждает, с большей вероятностью, что прототипом Святогора был библейский Самсон. Веселовский полагает, наоборот, что на былинного Самсона-богатыря перешли черты Святогора. В другом месте он же указывает на возможный источник - "Александрию", где говорится "о великом муже, которого увидев удивился Александр".

Он лежал на высокой горе 1000 шагов длиной и 200 шириной, что напоминает постель С. Халанский отмечает возможное влияние кавказских сказаний о великанах и нартах и сходство осетинского Муккары со Святогором. Вс. Миллер более доказательно обставил вопрос о влиянии кавказских сказок на русские и на связь их между собой. Имя Святогора можно считать за эпитет, создавшийся по его месту жительства - Святым горам. См. Гильфердинг "Онежские былины". Рыбников (I). Ор. Миллер "Илья Муромец". Wollner "Untersuchengen". Халанский "Великорусские былины киевского цикла". Всеволод Миллер "Экскурсы". Жданов "К истории былевой поэзии". Веселовский "Южнорусские былины" (IV). "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1888, май. Петров "Тр. Киевской Духовной Академии", 1878, май.

Machal "О bohatyrskem epose slovanskem" (I). В. П..

Значения в других словарях
Святловский Викентий Францевич

Святловский (Викентий Францевич, 1796 - 1842) - военный педагог, генерал-майор, воспитание получил во 2 корпусе и дворянском полку. Был инспектором и директором московского и Петровско-Полтавского корпусов. В его "приказах" по корпусам излагались новые для того времени гуманные воспитательные взгляды. Ему посвящены следующие статьи. "Русская Старина", 1886, книга 12, "Русский Архив", 1875, книга VI, стр. 159. "Московское Обозрение", 1876, книга 6 (автобиография генерала Хрущова ), "Душеполезное ..

Святловский Евгений Владимирович

Святловский (Евгений Владимирович, родился в 1854 г.) - доктор медицины, писатель. Образование получил в Московском университете. Издавал и редактировал в Санкт-Петербурге журнал "Военно-Санитарное Дело", а затем основанный им журнал земской медицины. "Земский Врач" (в Чернигове, потом в Полтаве). Был черниговским фабричным инспектором, директором губернской полтавской земской больницы и фельдшерской школы при ней. Главные его работы. "Материалы по медико-топографическому описанию положения крес..

Святогорец

Святогорец - в духовной литературе под этим именем известен иеросхимонах Сергий, в миру Семен Авдеевич Веснин (1814 - 1853), воспитанник вятской семинарии. Приняв монашество с именем Серафима, он в 1843 г. Отправился на Афон, где в следующем году принял схиму с именем Сергия. Написал. "Письма к друзьям своим о святой горе Афонской" (Санкт-Петербург, 1850. 4 издание, 1864), "Путеводитель по святой горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамятностей" (Санкт-Петербург, 1854), "Афонский п..

Святополк I Владимирович

Святополк I Владимирович, называемый в летописи Окаянным - сын Владимира Святополка от вдовы брата его Ярополка , родился около 980 г. Отец посадил его в Турове и около 1013 г. Женил на дочери польского короля Болеслава. Вместе с молодой княгиней прибыл в Туров епископ колобрежский Рейнберн, имевший, вероятно, в виду отторжение русской церкви от греческой и подчинение ее Риму. Святополк, недовольный отцом и побуждаемый женой и Рейнберном, стал подготовлять восстание против Владимира, рассчитывая..

Дополнительный поиск Святогор Святогор

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Святогор" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Святогор, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа