Смера Иван

109

Смера (Иван) - вымышленный врач князя Владимира, родом половец. Владимир, когда был еще язычником, а именно в 980 г., отправил его будто бы в Константинополь и далее, для исследования веры христианской. После долгого и трудного странствия С. Достиг Александрии, принял там христианство и оттуда в 990 г. Прислал письмо к Владимиру, к которому сам уже не возвратился. Карамзин после рассказа о крещении Владимира не преминул упомянуть и об этом письме. Передав содержание его, он цитирует рукописное сочинение Шпренгеля. "Ueber eine dunkle Stelle in der Russischen Geschichte", в котором высказано предположение, что если письмо С. Подлинно, то те египетские богословы или христиане, которых так хвалит Владимиру С., могли быть известные сектанты павликиане, изгнанные из византийской империи и нашедшие убежище в Египте.

Подлинность письма допускалась и протоиреем Петром Алексеевым , известным катехизатором Московского университета, потом академиком. На самом деле о подлинности письма не может быть и речи, как заметил еще Карамзин. Указав в нем признаки подлога, притом нелепого, он заключает. "Не будем глупее глупых невежд, хотящих обманывать нас подобными вымыслами. Автор письма, знав о Владимире из Дитмара, Меховского, Кромера, хотел побранить греков. Вот источник вымысла!" ("История Государства Российского", т. I, прим. 447). По исследованию профессора Ив. Малышевского , автором письма был Козьма (Андрей) Колодынский, белорус из Витебска, сначала дьякон в православной церкви, потом единомышленник феодосиан-антитринитариев, по их уполномочию в 1563 - 64 гг.

Явившийся для проповеди в Витебск. Около 1567 г. Он оказался в Перемышльской и Сандомирской областях, где, вероятно, пытался пропагандировать сектантское учение среди соседних русских. Потерпев неудачу, он закончил свою карьеру простым слугой пана Собека. По направлению он принадлежал к партии крайних или полужидовствующих антитринитариев. Письмо написано (в 1567 г.) на западнорусском языке и назначалось для тех русских областей, где проповедовал Андрей. Тогда же письмо это было переведено на польский язык. Подкладкой для подлога служило летописное сказание о посольстве Владимира для испытания вер, последствием которого было предпочтение греческой веры всем другим. Как сектант из русских и, без сомнения, человек книжный, Козьма-Андрей сочинил свою приставку к летописному сказанию с целью подорвать основную мысль его и направить свою выдумку против той греческой веры, которую, по сказанию, единогласно восхваляли послы Владимира.

Он дает сочиненному им послу имя и прозвание - Иван или Иванец Смера Половец, врач и ритор князя. Имя Ивана взято как самое ходячее между русскими, а уменьшительное Иванец обнаруживает как бы подражание уменьшительным именам, какими подписывались даже бояре в своих отписках к царям русским. Половец - взято, конечно, от половцев, хотя и без справки о времени появления их в летописи. Фамилия Смера идет к этому послу, как лицу инородческого происхождения, но вместе с тем как бы отзывается жидовством, сочувствие которому естественно в авторе письма как антитринитарии из полужидовствующих. Профессией врача и ритора дается намек на предпочтительную пред другими разумность этого посла. Мнимое письмо С. Сохранило для антитринитарианских писателей значение памятника.

Открывая антитринитариев в X веке, оно пополняло пробел, какой чувствовали антитринитарианские писатели в истории своей секты на пространстве целых веков, от времен Ария и Никейского собора до половины XVI века. Аналогия, какую они находили между собственной участью и участью антитринитариев X века, служила им оправданием в глазах своих и чужих. Нападки и жалобы письма на греков и их последователей переносились в сознании польских антитринитариев на римскую церковь. Будучи изделием антитринитария из русских, письмо С. Найдено было более пригодным для интересов секты в руках польских антитринитариев, и потому ими сбережено и издано. В 1677 г. Венедикт Вишоватый перевел письмо с польского языка на латинский.

В латинском переводе Вишоватого издал письмо С. Христофор Санд (1644 - 1680), немец из Кенигсберга, один из последователей и писателей социнианской или антитринитарианской секты, в прибавлении к своему сочинению. "Nucleus historiae ecclesiasticae" (1668 и 1676). См. Проф. Ив. Малышевский "Подложное письмо Половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру св." (Киев, 1876)..

Значения в других словарях
Смеловский Тимофей Андреевич

Смеловский (Тимофей Андреевич, 1772 - 1815) - академик, профессор фармации Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Воспитывался в Харьковской семинарии, по окончании курса которой поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую школу. С утверждением штатов профессоров и адъюнктов в вновь открытой академии в 1799 г., С. Был назначен адъюнкт-профессором ботаники и химии. В 1809 г. С. Командирован в Тверскую губернию для испытания открытых там минеральных вод. В том же году конференц..

Сменцовский Михаил Николаевич

Сменцовский (Михаил Николаевич, родился в 1870 г.) - писатель. Образование получил в Московской духовной академии. Кроме магистерской диссертации "Братья Лихуды" (СПб., 1899) написал. "Значение Лихудов в истории церковного просвещения и церковной жизни" ("Богословский Вестник", 1899, кн. 11), "Христианский аскетизм и ложные суждения о нем" ("Церковные Ведомости", 1898, № 3), "Православие в Гродненском крае" (ib., 1900, № 8), "Вопрос об исправлении славянского перевода Библии во второй половине X..

Смидович Викентий Викентьевич

Смидович (Викентий Викентьевич) - беллетрист, известный под псевдонимом В. Вересаева. Родился в Туле 4 января 1867 г. В интеллигентной русско-польской семье (отец поляк, мать русская). Отец его пользовался как врач широкой популярностью. Поступив на историко-филологический факультет С.-Петербургского университета, С. Мало занимался науками, так как лихорадочно жил в атмосфере острых общественных вопросов. В 1888 г. Он перешел на медицинский факультет Дерптского университета. Будучи студентом, в ..

Смирдин Александр Филиппович

Смирдин (Александр Филиппович) - известный книгопродавец и издатель (1795 - 1857). На 13-м году поступил мальчиком в книжную торговлю Ширяева. В 1817 году перешел к петербургскому книготорговцу Плавильщикову , который вскоре доверил ему ведение всех своих дел. В 1825 г. Плавильщиков умер и книжный магазин его, вместе с библиотекой и типографией, перешел к С. Он расширил торговлю, перебрался из Гостиного двора к Синему мосту, а потом и на Невский проспект. В это время у С. Были завязаны уже знако..

Дополнительный поиск Смера Иван Смера Иван

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Смера Иван" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Смера Иван, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа