Толстой Федор Петрович

102

Толстой (граф Федор Петрович) - медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783 - 1873). Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. Был отдан в полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него имел известный патер Грубер . Оттуда Толстой поступил кадетом в морской корпус, из которого, в 1802 г., выпущен мичманом в балтийский гребной флот. Не переставая заниматься рисованием, положительное призвание к искусству почувствовал лишь по своем производстве в мичманы. Решившись учиться ваянию и медальерному искусству в Академии Художеств, Толстой стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика и, для большей успешности своих занятий в ней, вышел в 1804 г.

В отставку. Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 г. Он обратил на себя внимание императора Александра I , который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. В монетный департамент, медальером. В том же году Академия Художеств избрала его в свои почетные члены. В 1825 г. Он был сделан преподавателем в медальерном классе академии, в 1828 г. Назначен ее вице-президентом, в 1842 г. Возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того - и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента он занимал до последовавшего в 1859 г. Преобразования академии, после чего состоял до конца своей жизни товарищем президента.

В 1854 г. Торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности и по этому случаю была выбита медаль в его честь. В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников. Он был горячий поклонник древней Греции, которую с юных лет изучал в ее истории и художественных произведениях. В своих работах он стремился приблизиться к красоте и благородству эллинских памятников скульптуры и рисунков на вазах, но при этом, когда дело шло об изображении русских и религиозных сюжетов, умел находить для них соответствующие им формы и типы.

Композиция у него - строго обдуманная, рисунок - правильный, техническое исполнение - добросовестное и умелое. Современные нам ценители искусства найдут, что от большинства произведений графа Толстого на античные темы веет холодом. Но в свою пору эти произведения сильно нравились публике, как более оригинальные и изящные чем то, что выходило перед тем из-под резца, карандаша и кисти псевдоклассиков нашей академической школы. Талант графа Толстого ярче всего выказался в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий отечественной войны 1812 - 14 годов, двенадцать подобных же медальонов в память персидской и турецкой войн 1826 - 29 годов, медали. Поднесенная виленским университетом графу Ф.

Чапскому, от санкт-петербургского ополчения принцу Александру Вюртембергскому , в память избрания великого князя Николая Павловича в канцлеры Абосского университета, на кончину императора Александра I, на усмирение венгерского восстания, в память герцога Максимилиана Лейхтенбергского и мн. Др. К работам того же рода относятся прекрасно вылепленные графом Толстым и им же самим вырезанные в металле четыре барельефа с сюжетами из Одиссеи Гомера. По части собственно скульптуры, важнейшие произведения графа - сочиненные и моделированные им четыре главных и восемь побочных входных дверей московского Храма Спасителя, с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных святых, поясное изваяние Христа, бюст Морфея в венке из лупинов, бюст императора Николая I в славянских доспехах и царской порфире и статуя нимфы, льющей воду из кувшина в петергофском дворцовом парке.

Как рисовальщик и гравер, граф выказал свое искусство в 63 гравированных им (очерком) с собственных рисунков иллюстрациях большого формата к поэме Богдановича "Душенька", в картинках в стихотворениям Н. Щербины (к сожалению, изданных только отчасти и в очень посредственных ксилографиях). Образчиком его живописи может служить картина, изображающая перспективу комнат с портретами его самого, его первой жены и двух дочерей (находится в музее императора Александра III ). Наконец, должно упомянуть, что им были сочинены программы для двух балетов с проектами декораций, костюмов и всей монтировки. - Ср. "Портретная галерея русских деятелей" изд. А. Мюнстера (т. I, Санкт-Петербург, 1865). Н. Рамазанов "Материалы для истории художеств в России" (ч.

I, М., 1863). "Отчет Императорской Академии Художеств за 1871 - 72 гг.". "Записки графа Ф.П. Толстого" ("Русская Старина", т. VII)..

Значения в других словарях
Толстой Петр Александрович

Толстой (граф Петр Александрович, 1761 - 1844) - генерал от инфантерии. Отличился при штурме Праги. В 1799 г. Был отправлен к главнокомандующему австрийской армией в Германии, эрцгерцогу Карлу, для сношений с Сувориным. В сентябре 1805 г. Отплыл с 20-тысячным десантным корпусом в Померанию, для действия, под главным начальством шведского короля Густава-Адольфа IV, против французов в Северной Германии. Но Аустерлицкое сражение изменило положение дел, и корпус Толстого возвратился сухим путем в Ро..

Толстой Петр Андреевич

Толстой (Петр Андреевич, граф, 1645 - 1729) - сын окольничего Андрея Васильевича Толстого. Служил с 1682 г. При дворе стольником. 15 мая этого года, в день стрелецкого бунта, энергично действовал заодно с Милославскими и поднимал стрельцов, крича, что "Нарышкины задушили царевича Ивана". Падение царевны Софии заставило Толстого резко переменить фронт и перейти на сторону царя Петра , но последний долго относился к Толстому очень сдержанно. Недоверчивость царя не поколебали и военные заслуги Толс..

Толстой Феофил Матвеевич

Толстой (Феофил Матвеевич, 1809 - 1881) - музыкальный критик и композитор. Сочинял романсы. Написал оперу "Birichino di Parige", поставленную в Неаполе в 1832 г. И в Петербурге за 1835 г. Вследствие слабого успеха оперы Толстой оставил композиторскую карьеру и посвятил себя критической деятельности. С 1850 г. Он принимал деятельное участие в "Северной Пчеле", "Голосе", "Московских Ведомостях", "Journal de St. Petersbourg". Толстой писал под псевдонимом "Ростислав". Статьи его об операх Серова мн..

Толстой Юрий Васильевич

Толстой (Юрий Васильевич, 1824 - 1878) - государственный деятель и историк. Окончил курс в Императорском царскосельском лицее. Служил в министерствах военном, внутренних дел и государственном контроле, был тверским вице-губернатором, с 1866 г. - товарищем обер-прокурора Святейшего Синода. Святейший Синод, пользуясь знаниями Толстого, в области русской истории, возложил на него осмотр в архивах московских ставропигиальных монастырей всех актов на принадлежащие им недвижимые имения и приведение в ..

Дополнительный поиск Толстой Федор Петрович Толстой Федор Петрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Толстой Федор Петрович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Толстой Федор Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 22 символа