Янышев Иоанн Леонтьевич

110

Янышев (Иоанн Леонтьевич) - известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Родился в 1826 г. Сын диакона Калужской губернии, Янышев, по окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии, был в ней бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. Определен священником в православной церкви в Висбадене. Для ознакомления западных богословов с трудами русских ученых Янышев перевел на немецкий язык и издал в Висбадене, в 1855 г., беседы профессора киевской духовной академии Амфитеатрова . "Об отношении святой церкви к христианам". В 1856 г. Янышев определен в Санкт-Петербургский университет профессором богословия и философии. В 1858 г. Назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г.

(в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В это время он написал статью. "Несколько слов о современном состоянии протестантской Германии на основании свидетельств об этом самих протестантов" ("Христианское Чтение", 1861, I) и издал в переводе на немецкий язык переписку протоиерея Иосифа Васильева с нантским епископом ("Erorterung u. S. W.", Франкфурт-на-Майне, 1861). В 1864 г. Янышев был приглашен в Копенгаген преподавать Закон Божий высоконареченной невесте наследника русского престола, принцессе Дагмаре, ныне вдовствующей Государыне Императрице Марии Федоровне . С 1866 по 1883 гг. Янышев был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Ему принадлежит первая мысль об основании при академии журнала "Церковный Вестник".

В 1883 г. Янышев был назначен духовником Их Императорского Величества, заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г. Янышев, по предоставлению Казанской духовной академии, утвержден Святейшим Синодом в степень доктора богословия. Как профессор нравственного богословия в Санкт-Петербургской духовной академии, Янышев в разработке этой науки отрешился от прежнего схоластического метода, по которому нравственное богословие являлось сборником отрывочных нравственных рецептов, и стал на почву психологического анализа. Некоторые вопросы нравственного богословия, например о свободе воли, о значении благодати, получили новую и оригинальную постановку.

Изданный профессором казанской академии А.Ф. Гусевым курс чтений Янышева под заглавием "Православно-христианское учение о нравственности" (М., 1887) обнимает собой не все, что было читано и говорено лектором, хотя и по этому курсу можно составить понятие о методе и воззрениях лектора. Все проповеди Янышева служили более или менее прямым и непосредственным ответом на важнейшие запросы современной ему русской церковно-общественной жизни и мысли, а специально академические проповеди посвящались вопросам, имевшим отношение к академическому образованию и разным сторонам студенческой жизни. Почти все проповеди Янышева относятся ко времени царствования императора Александра II . Он является в них истолкователем с церковной кафедры великих дел этого царствования.

В 1874 г. Янышев был призван к участию в делах по старокатолическому вопросу, в качестве официального представителя русской церкви на боннской конференции. В 1890 г. Янышев напечатал в "Церковном Вестнике" ряд статей "Об отношении старокатоликов к православию", в "Христианском Чтении" за 1891 г. - перевод писем и заявлений Деллингера о ватиканских декретах. В 1893 г. Янышев принимал деятельное участие в работах комиссии по старокатолическому вопросу, а в 1897 г. - в заседаниях четвертого интернационального конгресса, на котором представил ответы санкт-петербургской комиссии на мнения роттердамской комиссии по вопросу о соединении старокатоликов с православной церковью (см. "Церковный Вестник", 1897, № 38 и 39).

Деятельность Янышева, как заведующего придворным духовенством, коснулась главным образом улучшения его материального быта. При ближайшем участии Янышева устроен дом призрения вдов и сирот, а также заштатных лиц придворного духовенства. В 1888 г. Утверждены "Правила о ведении церковного хозяйства в соборах и церквах придворного ведомства". См. "L-летний юбилей духовника Их Императорских Величеств, протопресвитера И.Л. Янышева" (СПб., 1900. А. Н. "Протопресвитер И.Л. Янышев. 1850 - 1900" ("Санкт-Петербургский Духовный Вестник", 1900, № 40). А. Бронзов "Протопресвитер И.Л. Янышев, как профессор нравственного богословия" ("Христианское Чтение", 1899, ноябрь)..

Значения в других словарях
Янчевецкий Григорий Андреевич

Янчевецкий (Григорий Андреевич) - филолог (1846 - 1903). Высшее образование получил в университете святого Владимира. Был директором гимназии в Ревеле. Из многочисленных учено-литературных работ Янчевецкого выдаются переводы идиллий Феокрита ("Филологические Записки", 1875 - 1876 и отдельно), всех сочинений Ксенофонта (с 1877 г., в 5 томах, некоторые из них достигли 5-го издания) и Павзания (1887 - 89). Особенного внимания заслуживает последний труд, снабженный ценными объяснениями и приложениям..

Янчевский Эдуард Франц (глинка-янчевский)

Янчевский (Эдуард Франц [Глинка-Янчевский]) - ботаник, родился в 1846 г. В Блинструбишках, Ковенской губернии, Россиенского уезда. В 1857 г. Поступил в виленскую гимназию, которую окончил в 1862 г. С серебряной медалью. Высшее образование начал в Краковском университете, в 1862 г., а затем, после перерыва, продолжал с 1864 - 1868 гг. В петербургском, где и окончил курс со степенью кандидата естественных наук. С 1869 до 1871 гг. Работал в лаборатории профессора де-Бари в Галле, где в 1872 г. Полу..

Яржинский Федор Фадеевич

Яржинский (Федор Фадеевич) - естествоиспытатель, родился в 1839 г. По окончании курса в 1869 г. В Петербургском университете, Яржинский был оставлен при университете консерватором зоологического музея. С 1869 г. По 1872 г. Яржинский три раза был командирован от общества естествоиспытателей, географического общества любителей естествоведения в наши северные моря для естественно-научных исследований. Яржинский добыл большие коллекции морских животных, большей частью новых для нашей фауны, и значит..

Ярило

Ярило - имя какого-то славянского божества и название весенних праздников, справлявшихся в разных местностях России до начала XIX века. Происхождение слова толкуется неодинаково. Производя его от санкритского корня ar, греческого er - "действие возвышения, движения вверх", одни ученые находили соответствие между славянским Ярилом и санскритским А'rvan - "быстрый, стремительный, бегущий" (эпитеты солнца), сближая с греческим Eros (М. Мюллер "Сравнительная мифология", "Летописи русской литературы"..

Дополнительный поиск Янышев Иоанн Леонтьевич Янышев Иоанн Леонтьевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Янышев Иоанн Леонтьевич" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Янышев Иоанн Леонтьевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 23 символа