Бердяев, Николай Александрович

75

— философ и публицист. Род. В 1874 г. В г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе. В Киевском университете учился сначала на естественном, потом на юридическом факультете. В 1898 г. Был арестован и исключен из Университета. В 1900 г. Был сослан на три года в Вологодскую губернию. Первая статья Б. Была напечатана в "Neue Zeit", в 1899 г., под названием. "F. A. Lange und die kritische Philosophie in ihren Beziehungen zum Socialismus". В 1900 г. Вышла книга Б. "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии". (СПб.), с предисловием П. В. Струве. Позднейшие статьи Б. "Борьба за идеализм". ("Мир Божий", 1901). "К философии трагедии". (сборник "Литературное дело"). "Этическая проблема в свете философского идеализма".

(сборник "Проблемы идеализма"). "Критика исторического материализма". ("Мир Божий", 1903). "Хомяков, как философ". (ib., 1904). "О новом русском идеализме". ("Вопросы философии и психологии", 1904). С октября 1904 г. Б. Вошел вместе с С. Н. Булгаковым в преобразованную редакцию журнала "Новый Путь", а с января 1905 г. Состоит одним из редакторов журнала "Вопросы Жизни".{Брокгауз} Бердяев, Николай Александрович(р. 1874) — философствующий публицист. В молодости увлекался социалистическими идеями, за что в 1898 был исключен из Киевского ун-та, а в 1900 был выслан в Вологодскую губ. Это время совпало с поворотом Э. Бернштейна к ревизионизму и с отходом от марксизма части рус.

Интеллигенции, принимавшей до того участие в рабочем движении. Б. Оказался в рядах отошедших. Уже в своей первой статье — "Ф. А. Ланге и критическая философия". ("Neue Zeit", 1900, и "Мир Божий", № 7, 1900), Б., хотя и пытался отмежеваться от неокантианства, однако, выступил против ортодоксального марксизма — именно с точки зрения одной из разновидностей неокантианства (Зиммель). В течение первых лет 20 в. Б., наряду с П. Струве (см.), М. Туган-Барановским (см.) и др., пытался внести в марксизм "критическую струю". По существу же он вел в эти годы борьбу со всеми теоретическими принципами марксизма. С материализмом, диалектикой и в особенности с материалистическим пониманием истории (напр., "Критика исторического материализма", — "Мир Божий", № 10, 1903.

"Катехизис марксизма", — "Вопросы Жизни", 1905, февраль). Его "социалистические". Устремления в то время сводились к тому, что "рядом с социальной демократизацией общества должна итти его духовная аристократизация". Это приводило к замене материализма идеализмом, Маркса — Лассалем и Кантом, пролетарского социализма — буржуазным демократизмом. К 1906 Б. Уже признавался. "Идеализм был хорош для первоначальной критики марксизма и позитивизма, но в нем нет ничего творческого, остановиться на нем нельзя, это было бы не реально и не религиозно". Отсюда начался отход Б. От кантовского идеализма и переход на почву "мистического реализма", а в действительности к крайнему идеализму и религиозной мистике.

Всю действительность и все исторические события Б. "постигает". Мистически и видит в них религиозный смысл. Империалистская война была для Б. "всемирно-историческим фатумом", а революция 1917 — "богооставленной". И "безблагодатной". Находясь с 1922 за границей, Б. Окончательно оформил свою мистическую и реакционную социальную метафизику. В области теории познания он исходит из спекулятивного интуитивизма, заявляя, что в умозрении непосредственно даны не только три измерения материального мира, но и некий "четвертый план". Бытия. Этот "план". Бытия составляют онтологические ноуменальные сущности — в противоположность феноменальным, преходящим явлениям земного мира.

Такими "вечными сущностями". Являются, по Б., аристократия, консерватизм, частная собственность и т. П. Социально-философская фантазия Б. Сводится к тому, что теперь, в эпоху пролетарских революций, общество вступает в новую "сакральную". Эпоху. Эпоха эта — новое средневековье, в котором и заключается единственный выход из мирового тупика. Возврата к предреволюционной эпохе, т. Е. К капитализму, быть не может, ибо тогда впереди снова окажется революция. Б. Критикует капиталистический строй, но критикует его с реакционной точки зрения, т. Е. С точки зрения феодализма. Именно феодальный строй с его социально-политическим иерархизмом и всепроникающим господством религии является социальным идеалом Б. В этом отношении современные взгляды Б.

Выражают "феодальный социализм". В том смысле, в каком Маркс и Энгельс называют в "Коммунистическом Манифесте". Феодальным социализмом теории Боналъда и Жозефа де Местра.Отношение Б. К Советской власти вытекает из его классовой идеологической позиции. Власть в СССР покоится на "демоническом гипнозе", в СССР господствует "сатанократия". Однако, нужно сказать, что при всей откровенной ненависти к СССР Б. Не возлагает никаких надежд на белую эмиграцию.Сочинения Б. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском, СПб, 1901 (эпохи "критического периода". Б.). Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные, СПб, 1907 (статьи до 1906, эпохи перехода через идеализм к религиозной мистике).

Новое религиозное сознание и общественность, СПб, 1907. Духовный кризис интеллигенции, СПб, 1910. Философия свободы, М., 1911. Смысл творчества, М., 1916. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности, М., 1918 (национал-шовинистический бред). Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы, Берлин, 1923. Миросозерцание Достоевского, Берлин, 1923. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии, Берлин, 1923 (реакционно-мистические фантазии). Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы, Берлин, 1924.Лит. О ранних взглядах Б. Аксельрод, Л. (Ортодокс), Почему мы не хотим идти назад, "Заря", 1901, перепеч. В сборы. "Философские очерки", 1 изд., СПб, 1906. Ее же, О проблемах идеализма, 1905, — перепеч.

В сборн. "Против идеализма", 1 изд., П., 1922. Ее ж е. Г. Бердяев и моя бабушка, "Совр. Мир", 1912, — перепеч. В сборн. "Против идеализма". Засулич, В., Элементы идеализма в социализме, "Заря", 1901, — перепеч., СПб, 1906. О современных взглядах Б. Карев, Н., Философия дворянина нашего времени ("Под Знаменем Марксизма", № 10, 1923). И. Луппол.  // .

Значения в других словарях
Бердяев, Александр (Николаевич)

Генерал-майор, деятель Отеч. Войны 1812 г.{Половцов}. ..

Бердяев, Афонасий

Воевода галичский 1672 г.{Половцов}. ..

Бердяев, Николай Михайлович

Генерал-лейтенант (1796).{Половцов}. ..

Бердяев, Сергей Юрьевич

Генеральный директор Научно-производственного предприятия "Биофарм-94". (г. Москва). Родился 17 мая 1945 г. В г. Москве. Окончил лечебный факультет 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова в 1968 г., аспирантуру Научно-исследовательского института нормальной и патологической физиологии АМН СССР в 1971 г., доктор медицинских наук. 1972—1974 — младший научный сотрудник НИИ физиологии. 1974—1980 — старший научный сотрудник ВНИИ судебной психиатрии. С 1980 г. — ведущий нау..

Дополнительный поиск Бердяев, Николай Александрович Бердяев, Николай Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бердяев, Николай Александрович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бердяев, Николай Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 30 символа