Давидов, Карл Юльевич

106

— см. Давыдов.{Половцов} Давидов, Карл Юльевич— брат Августа Д., знаменитый виртуоз на виолончели, даровитый композитор и педагог (1838—1889). Еще юношей, занимаясь в Москве у Шмидта на виолончели, Д. Поражал всех своими блестящими способностями. В 1858 г. Д. Окончил Московский университет по математическому факультету, но окончательно посвятил себя музыке и сделался профессором в Лейпцигской консерватории. Артистическая деятельность Д. В Петербурге началась с 1862 г. В первом же концерте Д. Имел громадный успех. Вскоре он получил место профессора истории музыки в Петербургской консерватории, а немного позднее в его заведывание перешел класс виолончели. Он получил также место первого виолончелиста в итальянской опере и был солистом императ.

Двора. С 1876 по 1887 г. Д. Был директором СПб. Консерватории. Развитие оркестрового класса, учреждение общества для вспоможения недостаточным ученикам консерватории и приюта для бедных учениц составляют главные заслуги Д., как директора. Он принимал также деятельное участие в основании вспомогательной кассы музыкальных художников. Покинув консерваторию, Д. Концертировал с огромным успехом в России и за границей. Им образована целая плеяда превосходных виолончелистов, с Вержбиловичем во главе. Как композитор, Д. Обладал крупным дарованием и тонким, изящным вкусом. Отличительная черта его сочинений — художественная красота и своеобразность. Из оркестровых сочинений им написаны. Симфоническая картина "Дары Терека".

И сюита. Наполовину написанную оперу "Мазепа". Д. Оставил недоконченною, передав либретто Чайковскому, на которое последний написал свою оперу. Написал еще четыре концерта для виолончели с оркестром и массу сольных сочин. Для виолончели. Изданная им школа для виолончели открывает новые горизонты в виолончельной специальности. Д. Редактировал изданные у Брейткопфа квартеты Бетховена и Шумана и переложил для виолончели многие произведения Шопена. Весьма популярны также его романсы для пения. Н. С.{Брокгауз} Давидов, Карл Юльевич(Давыдов) — замечательный виолончелист. Композитор и музыкальный деятель. Род. 5 марта 1838 в Гольдингене (Курляндской губ.), ум. 13 февраля 1889 в Москве от грудной жабы. Мальчиком переехал в Москву.

Там же окончил университет по математическому факультету (1854—58), где брат его был профессором, после чего посвятил себя музыке, которую изучал и ранее. Игре на виолончели учился у Шмидта в Москве и у Карла Шуберта в СПб. Теорией музыки занимался у Гауптмана в Лейпциге. В 1859—61 Д. Состоял солистом оркестра лейпцигского Гевандгауза и был профессором (после Грюцмахера) в тамошней консерватории. В то же время концертировал по Германии. В 1861—77 был солистом в оркестре СПб. Итальянской оперы. В 1862—65 читал историю музыки в СПб. Консерватории, где, по смерти К. Шуберта, сделался также профессором виолончельной игры (1863—86). Преподавание Д. Отличалось целесообразностью педагогических приемов и строгим, обдуманным выбором учебного материала.

Д. Выработал много выдающихся виолончелистов (Вержбилович, Федоров, Розенталь, Бзуль, фон Глен и др.). Д. Дирижировал также одно время концертами И. Р. М. О. И был постоянным членом квартета И. Р. М. О. Со дня основания последнего до 1885. В России и за границей неизменно пользовался репутацией первоклассного виолончелиста, игра которого в равной мере отличалась как благородным изяществом исполнения, так красотой тона и техническим блеском и совершенством (Д. Обладал всемирно-известной виолончелью Страдивари, подаренной ему графом Матв. Виельгорским). В 1876—86 Д. Состоял директором СПб. Консерватории (после Азанчевского), причем отличался гуманным отношением к учащимся (основал вспомогательную кассу музык. Художников, дешевые квартиры для бедных учениц и довел число бесплатных вакансий до четвертой части количества учащихся [150 из 600]).

Последний концерт Д. В СПб. Дан был 18 ноября 1888. Произведения Д. Немногочисленны, но носят печать сильно выраженной, элегически-страстной индивидуальности. Д. Написал для оркестра. Симфоническую картину "Дары Терека". (op. 21) и сюиту (op. 37). Для виолончели. 4 концерта с оркестром (op. 5, 14, 18, 31) и "Русскую фантазию". (op. 7). Из мелких пьес (op. 6, 10, 16, 17, 20, 22, 23, 25, 30 и др.) наиболее популярны — "Adieu", "Solitude", "Am Springbrunnen". И транскрипции шопеновских ноктюрна (Es-dur) и вальса (Cis-moll, op. 64 № 2). Затем фортепианный квинтет (op. 40), струнные квартет (op. 38) и секстет (op. 35). Кроме того, он написал школу для виолончели. Романсы Д. Для пения с фп. (26) отличаются изяществом и силой подъема.

Они очень популярны, особенно "И ночь и любовь", "Оставь меня", "Какое счастье". И пр. См. В. Гутор "С. D. Und seine Art das Violoncell zu behandeln". (Mocква, 1899).{Риман}.

Значения в других словарях
Давидов, Ив. Юльевич

Авт. Брош. "Об учрежд. Для бедных детей и о способ. Оказ. Им помощи". (М., 1888).{Венгеров}. ..

Давидов, К. М.

Авт. Брош. "Миллионные потери Казани". (Казань, 1909).{Венгеров}. ..

Давидов, Т.

Сост. "Кратк. Уч. Русск. И церк.-сл. Грам.". (М., 1880).{Венгеров}. ..

Давидов, Шалва Григорьевич

Род. 1 янв. 1934 в г. Телави. Композитор. В 1962 окончил Тбилисскую конс. По кл. Композиции А. Д. Мачавариани. В 1962—1965 преподаватель теоретич. Предметов, в 1966—1968 директор муз. Школы в г. Ахалкалаки. С 1968 преподаватель теоретич. Предметов во 2-м Тбилисском муз. Училище.Соч. Кантата — Легенда о герое (для солистов, хора и орк., сл. Г. Абашидзе, 1962). Для симф. Орк. — симфония-баллада Ушба (1963), поэма Тигр и юноша ( 1960). Для струн. Орк. — Прелюдия (1964). Для кларнета и струн. Оpк. —..

Дополнительный поиск Давидов, Карл Юльевич Давидов, Карл Юльевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Давидов, Карл Юльевич" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Давидов, Карл Юльевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 21 символа