Житловский, Хаим

65

— писатель и общественный деятель. Родился в 1863 году в Витебске. В 1887 г. Ж. Обратил на себя внимание работой "Мысли об исторических судьбах еврейства", в которой автор пытался объяснить ход истории еврейского народа экономической борьбою классов в древней Иудее и стремлением еврейства к национальному самосохранению. В конце 80-х гг. Ж. Эмигрировал из России и поселился в Берне. Примыкая к мировоззрению приверженцев субъективного метода в социологии, Лаврова и Михайловского, Житловский в ряде работ подверг критике основы марксизма и пришел к выводу, что диалектический материализм полон непреодолимых противоречий. В сочинениях "Der Sozialismus und die Nationalitätenfrage", "Национализм и классовая политика пролетариата".

("Серп", I), "Экономический материализм и национальный вопрос". (ibidem, II) и др. Ж. Особенно подробно останавливается на основном грехе марксизма вообще и еврейского марксизма в частности, заключающемся в поверхностной оценке роли, которую играет национальный фактор в исторической жизни человечества. По мнению Ж., "национализм и экономизм — два крупнейших фактора общественной жизни и истории", и только когда считаются с обоими факторами, нет риска оказаться в противоречии с действительностью. Ж. Один из первых среди еврейских теоретиков социализма уже в середине 90-х гг. Отстаивал идею самостоятельного национального существования еврейского народа. В жаргонном органе "Der jüdischer Arbeiter".

(1896, № 6) Ж., проповедуя идею культурного национализма, пытался отмежевать себя теоретически от сионизма и проводил ту основную мысль, что для нового национализма в отличие от старого решающим принципом является не отечество, не страна, а самостоятельная народная культура. Приверженец принципа свободной личности и свободной критической мысли, Ж. Полагал, что еврейство должно добиваться в странах изгнания таких форм национальной жизни, при которых личность могла бы остаться в пределах народа, а народ мог бы развивать свою национальность даже в том случае, если бы ему пришлось отказаться от иудаизма с его религией, философией и нравственностью. Староеврейское духовное творчество при всей его значительной культурной ценности не должно, по мнению Ж., стать цензом, определяющим принадлежность к еврейской национальности.

Можно быть евреем не только по Бешту или по Спинозе, но будто и по Иисусу Христу. Ж. Полагал тогда, что можно в самой диаспоре добиться нормальных условий для развития еврейской национальности. Достаточно только завоевать в диаспоре права национальности для евр. Народа, стоит только путем чисто евр. Воспитательных учреждений развить разговорно-еврейский язык до степени литературно-научного — и сохранение еврейской национальности обеспечено на таких условиях, которые сделают излишним приверженность к определенным религиозно-философским традициям. Впоследствии, к началу 20-го в., Ж. Постепенно отказался от "голусного". Национализма, решив, "что никакая культурная самостоятельность немыслима там, где нет почвы своей земли под ногами, земли, т.

Е. Без территории с однородным еврейским составом населения и с правом устраивать основы экономической жизни так, как это соответствует воле большинства евр. Народа". Эти взгляды Ж. Легли в основу программы организовавшейся при его участии группы "Возрождения". (см.) и партии сеймовцев. В то же время Ж. Был одним из теоретиков социалистического направления, ведущего свою идейную связь с русским народничеством. — После манифеста 17 октября 1905 г. Ж. Вернулся в Россию, где принимал участие в политической жизни страны. При его ближайшем участии выходили сборники "Серп". И жаргонный орган сеймовцев "Volksstimme", в котором, помимо публицистических статей, Ж. Поместил ряд очерков по социально-экономическим вопросам.

Переселившись в Америку, Ж. С 1909 г. Издает в Нью-Йорке жаргонный ежемесячник "Dоs Nаiе Lеbеn". В статье, посвященной политическому сионизму (ib., 1909, X, 4), Ж. Заявил, что он "стоит на пороге сионизма", но во имя свободы личности он подчеркивает, что национализм не должен быть связан с религией, и доходит до утверждения, будто "можно быть националистом или сионистом и в то же время исповедовать христианскую религию". В 1909—1910 гг. Свои взгляды Ж. Подробно изложил в вызвавших горячие споры в еврейской печати статьях "Der Zelem". (Dos Naie Leben, 1909, VІІ) и "Di Kristentum-Schaaloh var gebildete Juden". Кроме того, он дал на жаргоне в популярной форме историю философии от древнейших времен до новейшего.

Заслуживают быть здесь отмеченными также. Брошюра "Еврей к евреям". (под псевдонимом Хесин) и напечатанная за подписью Гайдаров статья "Аристотелизм в средневековой еврейской философии". ("Восход", 1901).С. Цинберг.{Евр. Энц.} Житловский, Хаимпублицист, теоретик еврейск. Социалист. Партии "Возрождение", р. 1863 в Витебске, эмигрант.{Венгеров}.

Значения в других словарях
Житкова, Людмила Николаевна

(р. 6. 04. 1936)Род. В г. Алексин Тульской обл. В семье служащего. Окончила Уральский ун-т (1958). Работала учителемв школе (1958—68). Преподает в Уральском ун-те (с 1968). Кандидат филол. Наук, доцент.Автор кн. Б. А. Тимофеев. Очерк творчества. Свердловск, изд-во Уральского ун-та, 1987. Печатается в научных сборниках.Живет в Екатеринбурге.По материалам анкеты.. ..

Житково, Рахман

Дьяк, заседавший на Москов. Соборе 1566 г., подписавший приговор его.{Половцов}. ..

Житнев, Евгений Иванович

Живописец акварельный, академик И. А. Худ., р. 1809, † 1860 г. 24 апр.{Половцов}. ..

Житник, Александр Сергеевич

Председатель правления Россельхозбанка с октября 2001 г. Родился в 1950 г. Окончил Харьковский государственный университет, Всесоюзный финансово-экономический институт и Московский финансовый институт. 1982—1998 — работал во Внешторгбанке СССР, затем во Внешэкономбанке России. 1998—2001 — заместитель председателя правления банка "Австрия Кредитанштальт (Россия)".. ..

Дополнительный поиск Житловский, Хаим Житловский, Хаим

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Житловский, Хаим" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Житловский, Хаим, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 16 символа