Захария Копыстенский

102

— архимандрит Киево-Печерской лавры, южно-русский деятель XVII века, посвятивший все свои силы на пользу православной церкви и русского народа, скончался 21 марта 1627 года. Сын православных родителей духовного звания и близкий родственник православного Перемышльского епископа Михаила Копыстенского. Получив образование в Львовской братской школе и изучив основательно греческий, славянский и латинский языки, он дополнил свои знания путем долголетних усидчивых самостоятельных ученых занятий и предпринятого им с научною целью путешествия на юг, в Валахию и соседние с ней единоверные и единоплеменные земли. В 1616 г. Он поступил в Киевское братство, был архидиаконом, наместником, а с 20 ноября 1624 г. И архимандритом Киево-Печерской лавры, как главнейшего в то время оплота православия и средоточия напряженной борьбы Западной России за православие и русскую народность.

Учено-полемическая деятельность этого просвещенного ревнителя веры и благочестия выразилась в составлении и издании книг, направленных против протестантов и латино-униатов. Так, в 1617 г. Им был издан "Часослов". С толкованием служб и объяснением состава и употребления книги. В 1619 г. — "Книга о вере", поражающая протестантов не отвлеченными рассуждениями, а фактами, заимствуемыми из Святого Писания, отцов и учителей церковных, соборных канонов и истории. В 1622 г. Из-под пера его вышло самое главное его сочинение "Палинодия", против сочинения виленского архимандрита Льва Кревзы "Оборона унии". Это замечательное сочинение Захарии Копыстенского содержит много ценных данных для истории западнорусской церкви и для характеристики современной ему богословской науки.

Оно историческими данными разбивает противника по всем пунктам. Оно имело широкое распространение в рукописи, пользовалось популярностью среди раскольников и напечатано только в 1878 г. В IV т. "Русской Исторической Библиотеки". В дополнение к "Палинодии". Захария составил новое сочинение. "Книга о правдивой единости православных христиан церкви восточной, так же и против апостатов и их лживой унии". Известно также его участие в переводах с греческого "Анфологиона". И "Бесед св. И. Златоуста на деяния апостол и послания апостола Павла", снабженных от него пространным предисловием, и "Толкования Андрея Кесарийского на апокалипсис". Им составлено предисловие ко второму изданию "Номоканона".

(Киев, 1624 г.). Ему же принадлежат две проповеди, произнесенные при погребении и поминовении своего предшественника лаврского архимандрита Елисея Плетенецкого и представляющие ученый трактат о поминовении умерших (обе изданы в Киеве в 1625 г.). Как настоятель Киево-Печерской лавры, Захария заботился об увеличении и обогащении лаврской библиотеки и об издании книг в новоприобретенной типографии, направлял ее деятельность и защищал ее автономию.В. З. Завитневич, "Палинодия Захария Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVІ и XVII вв.". (Варш., 1883 г.). — Сахаров, "Обозрение славяно-русской библиографии". (СПб., 1819 г.). — Прот. Ф. И. Титов, "Краткое описание Киево-Печерской лавры".

(Киев, 1911 г.). — "Христианское Чтение", 1888 г., I. — Терновский, "Изучение визант. Истории и ее тенденциозное применение к древней Руси". — Н. А. Скобаланович, "Об апокрисисе Христофора Филалета". — М. О. Жоялович, "Литовская церковная уния". — С. T. Голубев, "О старопечатных книгах". — "Богословская православн. Энциклопедия", т. V. — Архиеп. Филарет, "Обзор русской духовной литературы". — "Друг Просвещ.". 1806 г. — "Черниг. Епарх. Вед.". 1864 г., ч. Неоф., стр. 118. — "Холмско-Варшавск. Епарх. Вестн.". 1882 г., № 19, стр. 332. № 20, стр. 348. № 21, стр. 367. № 22, стр. 393. № 23, стр. 412. — Н. И. Петров, "Труды Киевск. Дух. Акад.". 1884 г., № 6. — Митр. Евгений, Словарь духовн. Писателей.

К. Здр—в. {Половцов} Захария Копыстенский— южно-русский деятель XVII века. Точных сведений о его происхождении нет. Воспитание он получил, по-видимому, в Львовской братской школе. Из сочинений З. К. Можно заключить, что он путешествовал в Молдавию и Валахию, а быть может, и в южно-славянские земли. В 1616 г. З. К. Появляется в Киеве. В Киево-Братском монастыре, в который вступил он, собрался тогда целый кружок ученых, как, например, Лаврентий Зизаний, Памва Берында, Тарасий Земка и др. Около этого же времени монастырь приобрел и типографию, и уже в 1617 г. З. К. Издает в ней Часослов с двумя предисловиями. Ему же принадлежит изданная в 1619 г. Под псевдонимом Азария "Книга о вере", направленная преимущественно против папистов.

Затем З. К. Принимает участие в издании "Анфологиона". И "Бесед И. Златоуста на послание ап. Павла". В то же время он пишет и свое известное полемическое сочинение, направленное против латинян, — "Палинодию". (ок. 1622). Написанная им "Книга о правдивой едности православных христиан церкви восточной, там же и против апостатов и о их лживой унии". Осталась неизданной. В 1624 г. З. К. Вступил в управление Киево-Печерскою обителью. Много заботился об издании книг, успешно защищал автономию монастыря. Памяти своего предместника, Елисея Плетенецкого, З. К. Посвятил два слова. "Казанье на честном погребе блаж. Мужа и превелебнаго отца Кир Елисея". И "Омилию". (о поминовении усопших). В 1627 г.

З. К. Скончался. Главное сочинение З. К., "Палинодия", оставалось ненапечатанным до 1878 г. (издано П. А. Гильтебрантом в IV т. "Русской исторической библиотеки"), но в рукописях оно было известно южно-русским богословам, которые широко пользовались им. Небезызвестно оно было и в Московской Руси, где приобрело особую популярность среди раскольников. Написана "Палинодия". Против сочинения виленского униатского архимандрита Льва Кревзы "Оборона унии", которому З. К. Следовал и в плане своего сочинения. З. К. Является здесь не только опытным полемистом, но и человеком с большой эрудицией. Он хорошо знаком не только с Св. Писанием и отцами Церкви восточной и западной, но и с канонами, византийским законодательством, византийскими и западными историками, польскими и русскими хрониками и летописями, а также с западно-русской полемической литературой.

Ср. В. З. Завитневича, "Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западно-русской полемики XVI и XVII вв.". (Варшава, 1883), и Сахарова "Обозрение славяно-русской библиографии". (СПб., 1849. Здесь указано, что Азарий — псевдоним З.).Е. К.{Брокгауз} Захария Копыстенскийс 1624 г. По смерть архимандрит Киево-Печерский, писатель, † 1627 г. 21 марта.{Половцов}.

Значения в других словарях
Захария Иванович

Тверской боярин 1444 г., напад. На рус. Влад. (в собр. Летоп.).{Половцов}. ..

Захария Иляшевич

— епископ Холмский.Упоминается епископом Холмским с 8 марта 1566 года.Скончался в 1570 году.Литература:Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 1047.Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 38.. ..

Захария Корнилович

— епископ Переяславский. Скончался 28 августа 1715 года. Из биографии его известно, что он в конце XVII столетия был игуменом Киево-Михайловского монастыря и 1 октября 1700 г. Хиротонисан в епископа Переяславского, викария престарелого Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) и его преемника Иоасафа Кроковского. Епископ Захария в 1711 — 1713 гг. Выстроил в Переяславле Михайловский монастырь. Ему принадлежит составление "Жития преподобного Макария Овручского", но с ошибками против хро..

Захария Костроминич

Посадник псков. 1398 г.{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Захария Копыстенский Захария Копыстенский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Захария Копыстенский" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Захария Копыстенский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 20 символа