Ивакин, Алексей Аркадьевич
(25.07.1936) — спец. По общей теории филос., теории познания, методологии науки. Д-р филос. Наук, проф. Род. В г. Сатка Челябинской обл. В 1959 окончил геол. Ф-т ЛГУ. С 1960 по 1967 работал в геол. Организациях г. Алма-Аты. Окончил филос. Асп. АН Казахской ССР (1970). С 1971 по 1986 работал в ИФП АН Каз. ССР — мл. Н.с, ученым секретарем ин-та, ст. Н. С. Канд. Дисс. — "Становление конкретного историзма в геологии". (1971). Докт. Дисс. — "Роль принципов диалектики в геологическом познании". (1982). В 1984 в составе творч. Коллектива философов был удостоен звания Лауреата гос. Премии Каз. ССР в обл. Науки и техники. С 1986 по 1988 год работал проф., зав. Кафедрой филос. В Алма-атинской ВПШ. В 1988 переехал на Украину, в Одессу. До 1996 работал зав. Кафедрой филос.
Одесской ВПШ, к-рая потом была последовательно реорганизована и переименована (с 1990 — Одесский ин-т политол. И соц. Управления, затем ф-т социол., экономики и политол. Одесского гос. Ун-та, Ин-т соц. Наук Одесского гос. Унта). С сентября 1996 по декабрь 1997 — проф. Кафедры филос. Естественно-науч. Ф-тов Одесского гос. Унта. С 1998 и по наст. Вр. — зав. Кафедрой филос. Одесской нац. Юрид. Академии. Сфера науч. Интересов. Метафилософия, этика, теория познания, диалектич. Логика и филос. Вопросы естествознания. Очерчивая идеи метафилос. Характера, И. Рассматривает, прежде всего, ряд аргументов в пользу док-ва того, что филос. Имеет свой строго очерченный предмет, основанный на разл. Аспектах соотношения сознания и бытия. Сначала он делает это путем герменевт.
Анализа таких понятий, как логос, вещь, речь и т.д. Затем привлекает для данной цели процесс предметной деятельности с т. Зр. Выработки в ее лоне универсальных форм мышления. И, наконец, автор обращается к генезису филос., ее выделению из лона мифологич. Сознания в качестве ответа на запросы человеч. Практики, изменившейся в результате разделения труда на умственный и физ. Все это, по убеждению автора, показывает, что системообразующим началом филос. Знания выступает проблема соотношения сознания и бытия. В схематической форме (в виде спец. Таблиц), сопровождающейся развернутыми комментариями, автор, переосмысливая гегелевскую традицию, старается показать, что все многообразие филос. Проблем, парадигм и дисциплин м.б.
Рассмотрено в виде целостной системы. Развивая и интерпретируя гегелевское понимание структуры ло-гич. Мышления, автор стремится доказать абсолютную необходимость диалектич. Метода познания, противопоставляя его догматизму, скептицизму, эклектике и софистике как своеобразным отклонениям, патологиям процесса мышления. Поскольку, как считает автор, предмет филос. Изначально детерминирован диалектич. Соотношением материального и идеального, постольку вслед за А.Ф.Лосевым он аргументирует невозможность анализировать и излагать филос. Проблемы недиалектически. Вторая сфера науч. Интересов автора—этика, в частности, проблема счастья. В своем анализе категории и феномена счастья И. Гл. Своим выводом считает результат проделанного им диалектич.
Синтеза сформулированных В.Татаркевичем четырех "понятий". Счастья. Счастья-везения, счастья-блаженства, счастья-обладания высшими из доступных человеку благ и счастья — удовлетворенности прожитой жизнью. Если Татаркевича эта четырехзначность удручает и приводит в конечном итоге к выводу об относительности счастья, то автор стремится доказать, что именно третье из выделенных польским мыслителем пониманий счастья (так называемая "эвдемония") служит системообразующим началом в данной четверке значений, а остальные три — с необходимостью вытекают из этого начала как его частные проявления.Соч. Эволюция живой природы как развитие способов производства информации // Известия АН Казахской ССР.
Серия общественных наук. 1976. № 3. Роль принципов диалектики в геологическом познании. Алма-Ата, 1979. Прерывное и непрерывное. [В соавт.]. Киев, 1983. Что такое счастье. Алма-Ата, 1986. Отрицание и полагание. [В соавт.]. Киев, 1990. Краткий очерк общей философии. Одесса, 1999. Основы эпистемологии (теория и методология научного познания). Одесса, 2000 (на укр. Языке). Универсальность объективной диалектики // Актуальные проблемы политики. Сборник научных работ. Вып.9. Одесса, 2000..
Дополнительный поиск Ивакин, Алексей Аркадьевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Ивакин, Алексей Аркадьевич" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ивакин, Алексей Аркадьевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 26 символа