Кабанихин, Анатолий Васильевич
— гитарист, выдающийся музыкальный педагог. Родился 14 апреля 1919 года в селе Воецкое Симбирской губернии в бедной крестьянской семье. "В нашем селе в ходу была только балалайка, — вспоминал позднее А.В. Кабанихин. — Впервые я услышал ее у соседа, затем стал понемногу у него учиться. Только с переездом во Фрунзе полюбил гитару и она стала для меня родным инструментом". Во Фрунзе семья перебралась в 1929 г., уже оттуда в 1935 году Анатолий Кабанихин уехал в Москву в надежде получить музыкальное образование.Музыкальный техникум им. Октябрьской революции был единственным в стране, в котором было отделение русских народных инструментов, в число которых входила и испанская шестиструнная гитара, однако брали в него только москвичей и жителей области.
К радости юноши, директор В. Ревич допустил его к экзаменам и даже дал денег из директорского фонда на жизнь в столице.В те годы там преподавали великолепные музыканты. Н. Речменский — дирижирование. К. Щедрин (отец Родиона Щедрина) — музыкальную литературу. И. Способин — сольфеджио и гармонию.К занятиям Анатолий Кабанихин относился очень серьезно. Были дни, когда он репетировал по 14 часов в сутки, в основном, самостоятельно (в училище ходили один раз в неделю). Вскоре по своему мастерству он стал превосходить выпускников училища и его даже прозвали "Кабанини". На манер Паганини.В 1936 году А.В. Кабанихину, тогда еще студенту-первокурснику, посчастливилось быть одним из участников встречи с Андресом Сеговией, организованной его преподавателем Петром Агафошиным.
Это был последний приезд знаменитого гитариста в Россию. "Игра Сеговии являлась своего рода прорывом гитары на большую сцену, так как до этого музыкальный мир относился к ней скептически. Пианист К. Игумнов, профессор Московской консерватории, после общения со знаменитым гитаристом говорил своим ученикам. 'Послушайте Сеговию, и вам станет намного яснее, как исполнять Баха' ". (А. Кабанихин). Закончить училище Кабанихину не удалось — были отменены все отсрочки и в 1939 г. Его забрали в армию, хотя и на музыкальное поприще. Как раз в это время Зиновий Дунаевский при содействии своего брата Исаака создавал военный ансамбль НКВД — огромный коллектив, насчитывавший около трехсот человек. В него входили оркестр народных инструментов, джаз-оркестр под управлением Ю.
Силантьева, хор, танцевальная и актерская группы под управлением М. Тарханова. Сценарии писали И. Добровольский и вызволенные из ссылки авторы кинокомедии "Веселые ребята". М. Вольпин и Н. Эрман. Постановками руководил С. Юткевич, народный артист СССР, автор фильмов "Человек с ружьем". И "Встречный". Музыку сочинял Д. Шостакович.Описывая это время А.В. Кабанихин говорит:"Мы составляли конкуренцию даже Краснознаменному ансамблю песни и пляски, так как наша программа выгодно отличалась большей полнотой. Много гастролировали. Были у нас очень удачные работы. Например, спектакль "По родной земле". Ставился более 300 раз. Во время войны наш ансамбль обосновался в Москве в клубе им. Ф. Дзержинского.
Я играл на домре и был концертмейстером, но иногда в спектакле удавалось сыграть и на гитаре.Гитара не одобрялась. Я занимался в основном урывками в умывальнике. Кафельные стены обеспечивали потрясающую акустику. Ни у меня, ни у А. Иванова-Крамского допуска к сольным выступлениям не было. П. Агафошин, открывший класс гитары в нашем музыкальном техникуме, рисковал стать кандидатом во "враги народа".Во время войны я с этим ансамблем побывал на многих фронтах, а в 1943 г. Два с половиной месяца провел в блокадном Ленинграде. Я испытал все то, что испытали ленинградцы во время блокады. Падал от голода в обморок, по трое суток не ел. Хорошо помню дневную норму — со спичечный коробок кусочек хлеба, сделанный из отрубей и березовой муки.
Мы его не ели, а глотали, не отходя от раздаточного окошка".В 1943 году А.В. Кабанихин в числе других специалистов по инструментовке был привлечен к работе в конкурсе на лучший гимн Советского Союза. В задачу входила инструментовка и представление в исполнении хора вариантов гимна, поданных на конкурс. Всего таких гимнов было около двухсот, 6 из них инструментовал Кабанихин.На момент окончания училища гитара в СССР была если и не запрещена, то не приветствовалась. Руководители всевозможных концертных организаций и филармоний относились к ней плохо, поэтому как гитаристу А.В. Кабанихину больше всего довелось работать на кинохронике, что давало основной заработок. Он много и концертировал. Ездил в Сибирь, на Байкал, в Среднюю Азию, выступал на радио.
Его партнерами были И. Дунаевский, Л. Утесов, А. Нежданова, С. Козловский, М. Бернес и многие другие.Озвучивание кинофильмов, в том числе и ленты "Два бойца", приносило музыканту, по его признанию, необыкновенную радость. К сожалению, кинофильмов, в которых записана игра Кабанихина, сейчас осталось немного. Это, пожалуй, только "Два бойца". И "Простая история". Остальные забылись. Довелось озвучивать много картин, связанных с политическими деятелями, например, с Я. Свердловым. С актерами театра им. Е. Вахтангова принимал участие в сборных концертах, правда, играть должен был за сценой, так как открытая игра на гитаре была запрещена по причине аполитичности этого инструмента.В 1948 году творчество многих композиторов ( Д.
Шостаковича, А. Прокофьева, Ю. Шапорина, А. Хачатуряна и др.) было объявлено чуждыми и непонятными народу. В опалу попала и гитара. Травля повлекла за собой репрессии, увольнения с работы. А.В. Кабанихину, А. Иванову-Крамскому и многим другим не удалось найти работу по своей основной специальности. В конце концов ему пришлось поступить в оркестр Н. Осипова в качестве домриста, где он проработал в общей сложности 14 лет. Гитару с собой брал только для занятий, но иногда удавалось играть на радио во время гастролей в Куйбышеве, Фрунзе, Ташкенте."Амнистия". Пришла в 1957 году, и А.В. Кабанихин с А.М. Ивановым-Крамским провели конкурс гитаристов-исполнителей во время международного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Интерес молодежи к гитаре превзошел все ожидания.В 1961 г. А.В. Кабанихин открыл класс шестиструнной гитары в училище им. Гнесиных. Одним из первых учеников был Б. Хлоповский, к сожалению, рано ушедший из жизни. Потом преподавал гитару и инструментоведение в Московском институте культуры. Добрая треть педагогов 150 московских музыкальных школ — ученики А.В. Кабанихина. Более тридцати лет руководил ансамблем гитаристов 1-го подшипникового завода.А.В.Кабанихин награжден орденом Отечественной войны второй степени и семью военными медалями, медалью "Ветеран труда". И медалью Ломоносова, которой был награжден в МГУ, где тоже преподавал в течение нескольких лет.Несмотря на почтенный возраст и перенесенную тяжелую операцию на ноге, Анатолий Васильевич продолжает давать уроки у себя дома, руководит ансамблем.
Нет ни одной строчки, имеющей какое-либо отношение к его любимому инструменту, которую бы он не прочитал..
Дополнительный поиск Кабанихин, Анатолий Васильевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Кабанихин, Анатолий Васильевич" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кабанихин, Анатолий Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 30 символа