Лазарь Баранович

177

— архиепископ черниговский. Ум. 3 сентября 1693 г. Год рождения неизвестен. Судя по тем должностям, какие он занимал уже в 10-х годах XVII в. И по тому, что уже в начале 60-х он является человеком не только старым, но почти дряхлым, вероятно, что он умер почти столетним старцем. Родом из Малороссии, из мещан или крестьян. Мирское имя его неизвестно. Неизвестно и место первоначального обучения. Окончательное образование получил в польских коллегиях. В начале 40-х годов XVII в. Получил место наставника в Киевской академии. В 1650 г. Определен ректором коллегии и игуменом киевского Братского монастыря. Время ректорства Барановича совпало с эпохою смутною и тяжелою для Малороссии, с годами войн Хмельницкого. Материальные средства коллегии оскудели, хотя Баранович привлек нескольких лиц, которые оказывали ей довольно щедрую денежную поддержку.

И ученики коллегии не оставались спокойными зрителями событий — они уходили в ополчение Хмельницкого. Баранович оставил коллегию и с 1651 г. Жил в монастырях Киево-кирилловском, Купятицком и Дятеловецком, нося звание игумена. В 1657 г. Баранович с рекомендательными письмами Хмельницкого и Выговского отправился в Молдавию и в Яссах, 8 марта 1657 г., митрополитом Гедеоном был хиротонисан в епископа черниговского. В это время жив еще был престарелый черниговский епископ Зосима (Прокопович). Баранович поселился в новгород-северском Преображенском монастыре и до кончины Зосимы, в 1659 г., в черниговской епархии было два епископа — подобные случаи очень редко допускаются в церковно-административной практике. 13 апреля 1857 г.

Умер митрополит киевский Сильвестр Коссов. Баранович получил временное блюстительство митрополичьей кафедры. Под его председательством должны были произойти выборы нового митрополита. Представители московского правительства очень домогались, чтобы при этом малороссийское духовенство поставило бы себя под "благословение", т. Е. В зависимость от московского патриарха. Но подобное решение должно было совершенно разорвать связь левобережной и правобережной Украйны, а такой разрыв насколько был желателен Москве, настолько же был неудобен Малороссии. Баранович довольно искусно обошел притязания московских воевод. Митрополитом был избран Дионисий Балабан, человек вовсе не склонный к Москве, и по-видимому не без поддержки Барановича.

По крайней мере Дионисий уступил Барановичу три протопопии из числа подведомых митрополичьей кафедре и признал черниговскую епархию независимою от себя — она теперь была подчинена только константинопольскому патриарху. Такое положение ее сохранялось во все время управления ею Барановичем. В 1660—1661 г. Баранович вновь был блюстителем митрополичьей кафедры, так как Дионисий должен был удалиться. Явившись не сторонником московских притязаний при избрании митрополита, Баранович впоследствии всегда сохранял верность Москве и даже в 1669 г. Во время нападения поляков на Новгород-Северский, когда в Москве усомнились было в его верности, он, лично присутствуя в городе, много способствовал отражению поляков. Поведение его в этом случае обеспечило ему на будущее время неизменно полное доверие и благодарность московского правительства.

12 октября 1666 г. Баранович прибыл в Москву, был принят государем и пользовался постоянно знаками особенного расположения. Он участвовал в суде над Никоном. К низложенному патриарху он относился довольно хорошо, сожалел его. Московское правительство предполагало на этом же соборе провести вопрос о подчинении малороссийского духовенства московскому патриарху. Барановичу удалось этот неприятный вопрос отстранить. Принята была мера, которая на будущее время облегчала разрешение этого вопроса и в то же время была не неприятна Барановичу. Без сношения с киевским митрополитом черниговская епископия была возвышена в архиепископию с некоторыми такими преимуществами, которые почитаемы были за принадлежащие только митрополитам.

В случае, если бы пришлось уступить Киев Польше, предполагалось учредить в Чернигове митрополию и подчинение ее Москве было бы уже совершенно легко. Проведя около года в Москве, поднеся царю и важнейшим вельможам свою книгу "Меч духовный", Баранович выехал обратно в Чернигов. С этого времени он принимал постоянно участие в сношениях Москвы с гетманами малороссийскими, старался — хотя редко с успехом — удерживать в верности Москве колеблющихся, представлял в Москву ходатайства казаков и иногда успевал своими представлениями содействовать их исполнению. Его ходатайства повлияли, после долгого сопротивления в Москве, и на решение вывести из малороссийских городов московских воевод, — решение добиваться этого было принято на глуховской раде 1669 г., на которой участвовал и Баранович.

В 1670 г. Он был снова блюстителем митрополичьей кафедры и употреблял все усилия для того, чтобы поставить в зависимость от себя, как архиепископа черниговского, духовенство тех частей Малороссии, которые отходили под власть Москвы. С московским правительством Баранович постоянно сохранял наилучшие отношения. Его считали в Москве деятелем весьма влиятельным и полезным и награждали деньгами и разными местностями, которых Баранович довольно часто себе просил. Когда в 1672 г. Старшины казацкие арестовали и отправили в Москву гетмана Многогрешного, замышлявшего измену, Баранович окружным посланием увещевал свою паству сохранить верность государю, участвовал затем на раде в Казачьей Дубраве и привел к присяге новоизбранного гетмана Самойловича.

Самойлович, вскоре укрепив свою власть, мало-помалу устранил всякие влияния представителей духовенства в сношениях своих с Москвою. С 1675 г. Баранович жалуется, что он "яко мертвый забвен". В 1685 г., при избрании нового митрополита киевского, Лазарь Баранович сильно надеялся получить этот сан. Но, отчасти по нерасположению к нему Самойловича, отчасти по намекам патриарха Иоакима, которому престарелый Лазарь не казался удобным на митрополичьей кафедре, митрополитом был избран Гедеон Четвертинский. Он к Лазарю относился довольно недружелюбно, отнял у него отданные ему Дионисием Балабаном протопопии и желал подчинить его своей юрисдикции. Но это Барановичу удалось отклонить. Политическое его значение, однако, с этого времени почти кончилось.

В трудные первые годы соединения Малой Руси с Великою он содействовал до известной степени устранению столкновений с Москвою. Но, не проводя какой-нибудь положительной программы, он потерял значение, когда жизнь вошла в обычную колею. К тому же, конечно, и годы брали свое. Лазарь Баранович является видным церковным администратором и писателем своего времени. Ко времени вступления его на черниговскую кафедру епархия была в весьма печальном положении. Одни православные монастыри были заброшены или разрушены, другие обращены в кляшторы и костелы. Православное духовенство было малочисленно, бедно и невежественно. Православных школ почти не было. Во всей области быстро распространялась полонизация. Баранович прежде всего организовал церковное управление.

Он учредил по городам протопопов и наместников, которые должны были следить за духовенством, вникать в хозяйственные нужды приходов, затем он энергично принялся за восстановление разрушенных и устройство новых монастырей и церквей. Им устроено или возобновлено до девяти обителей и несколько церквей. Он заботился о материальном обеспечении духовенства и поставил непременным условием устройства монастыря или церкви, чтобы прихожане надежно обеспечили их содержание — и усиленное церковное строительство при таком условии очевидно свидетельствовало о подъеме религиозной жизни в крае, почти подавленном униатами и католиками. Баранович трудился вполне в духе южнорусских церковных братств. Он перевел из Новгород-Северского школу в Чернигов и значительно ее улучшил.

Особенно хорошо поставлено было у него церковное пение. Скоро певчие из его хора получили широкую известность и от него выписывали певчих в Москву. Баранович устроил типографию сначала в Новгород-Северском, затем в Чернигове. При его жизни она выпустила до 50 сочинений. Сначала, с 1674 г., типография работала только в Новгороде, за 1675—1679 гг. В обоих городах, с 1679 г. — только в Чернигове. Баранович заботился о развитии проповедничества. Он находился в сношениях с наиболее видными деятелями Малороссии своего времени на этом поприще — Гизелем, Голятовским, Ясинским. Он был первый, который обратил внимание на дарования Дмитрия Туптало, впоследствии знаменитого митрополита ростовского. В свою очередь и Дмитрий очень уважал Барановича и называл его "великим столпом церкви".

Сам Баранович был одним из деятельнейших проповедников. Он издал свои проповеди в двух больших сборниках "Трубы словес проповедных", (М. 1674. 2-е издание, — Киев, 1679) и "Меч Духовный". (Киев, 1667, 2-е издание — Киев, 1686). Проповеди Барановича не отличаются большими достоинствами. Но в свое время они пользовались известностью и почтением. В 1671 г. В Киеве напечатан труд Барановича. "Lutnia Apollinowa kazdey sprawie gotowa". — это сборник более тысячи стихотворений. В похвалу Богородице (около половины всего числа стихотворений), о мироустройстве, на разные месяцы, времена года и т. П. Это все — риторические упражнения, не имеющие особенного литературного звачения. Жизненнее содержание и лучше форма стихотворений, говорящих о борьбе с татарами, о некоторых недостатках современного общества.

В 1676 г. Баранович напечатал "Nowa Miara starey wiary". — возражение на книгу П. Боймы — "Stara wiara", направленной против православия. По форме и содержанию труд Барановича — богословский трактат в схоластическом духе, по достоинству не худший чем тот, которому он противопоставлен. По случаю кончины царя Алексея Михайловича Баранович отправил царю Феодору Алексеевичу два стихотворения — одно утешительное, другое поздравительное. Еще несколько мелких сочинений Барановича вышли в свет в течение 80-х годов.Чувствуя слабость сил, Баранович просил, чтобы посвящен был в епископы Феодосий Углицкий, который бы и заместил его по кончине. Феодосий посвящен был в Москве осенью 1682 г., а 3 сентября 1683 г.

Скончался Лазарь Баранович, место которого и занял Феодосий.Лазарь Баранович был человек энергичный, человек инициативы. Он сыграл довольно заметную роль и в установлении отношений Малороссии к Москве, и в организации церковного просвещения и церковной администрации. Как литературный деятель он являлся соединительным звеном между литературными и научными тружениками, вызывал их к литературной деятельности, помогал многим своими знаниями и долголетнею опытностью.Сумцов, "Лазарь Баранович". Эйнгорн, "Сношения Малороссийского духовенства с московским правительством". Соловьев, кн. II, IIІ. Карпов, "Киевская митрополия". Статья Страдомского, в "Журн. Мин. Народного Просвещения", 1852.

Статья Строева в "Черниговских епархиальных ведомостях", 1876, №№ 3—19. "Письма Лазаря Барановича". "Акты Южной и Западной России", т. V—XII.{Половцов} Лазарь Баранович— политический и литературный деятель южной России (1620—1693), учился в киевской, виленской и калишской школах. Приняв монашество, он был преподавателем, позже — ректором киевской коллегии, с 1657 г. — черниговским архиепископом. Современники очень уважали Л. Барановича. Св. Димитрий Ростовский называет его "великим столпом церкви". Он сумел снискать благорасположение Москвы и в то же время посильно отстаивал автономию малорусского духовенства — против московской патриархии, административную свободу Малороссии — против московских воевод.

Заботился о подъеме образования и об улучшении быта низшего духовенства, об увеличении школ и типографий, о восстановлении разрушенных монастырей и церквей. В Новгород-Северске Л. Устроил типографию, которая при его жизни выпустила в свет около 50 книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языках. В 1679 г. Новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Любитель церковного пения, Л. Имел прекрасный хор и снабжал певчими Москву. Он заботился и о развитии проповеди, приглашал в проповедники лиц с высшим образованием и сам часто говорил проповеди, правда, очень сухие и малодоступные для понимания. Из проповедей, написанных им в Киеве и Чернигове, составились два больших сборника.

"Меч духовный". (1666) и "Трубы словес проповедных". (1679), они посвящены царю Алексею Михайловичу. Мораль Л. Обычная, шаблонная — жалобы на грехи, советы бежать от мира и т. П. Язык книжный, довольно правильный, без латинских, польских и народных малорусских слов, часто попадающихся в других сочинениях того времени. Что Л. Не было. Чуждо поэтическое чувство, это видно из его сборника стихов на польском языке. "Lutnia Apollinowa". 1671 г. До 500 виршей посвящено прославлению Бога, ангелов и святых. Здесь иногда прорывается теплое религиозное чувство. Лучшие стихотворения — о весне, о жатве, о погоде, о туче и о зиме. Недурны стихотворения о войне с татарами и турками, проникнутые любовью к родному краю.

К полякам Л. Относится довольно сочувственно и желает, чтобы великоруссы, малороссы и поляки общими силами боролись с турками. Местами попадаются бойкие выражения и пословицы. В 1676 г. Л. Издал религиозно-полемическое сочинение. "Nowa Miara starey wiary", направленное против "Stara wiara". Боймы. Он говорит против главенства папы, filioque и других особенностей католичества. Местами вставлены стихотворения, не лишенные патриотического одушевления. Тон полемики мягкий. С 1676 по 1683 г. Л. Издал несколько мелких сочинений ("Вечерний плач", "Заутренняя радость", "Wienec Bożej Matki". И др.). Они ныне составляют большую библиографическую редкость, а некоторые известны лишь по заглавиям.

Ср. Специальное исследование о Л. Барановиче, Н. Сумцова (Харьков, 1885. Здесь указана и литература предмета). Проф. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский". Эйхгорн, "Сношения малорусского духовенства с московским правительством". (в "Чт. Моск. Общ. Ист. И Древн. Рос.", 1892—93). "Киевская Старина". (1891 г., I, 202—206, о "Księga smierci", Барановича, 1676 г. — очень редкой книге).H. С—в. {Брокгауз} Лазарь Баранович— архиепископ Черниговский и Новгород-Северский.Родился в 1620 году в Малороссии.Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря.Окончательное образование получил в польских коллегиях.В начале 40-х годов XVII столетия состоял наставником в Киевской духовной академии.Приняв монашество, он был преподавателем, а с 1650 года — ректором Киево-Могилянской коллегии (с 1701 года — Киево-Могилянская духовная академия) и игуменом Братского Богоявленского училищного монастыря, а с 1651 или 1652 года и Киево-Кирилловского монастыря.В 1651 году оставил духовную академию и жил в монастырях Киево-Кирилловском, Купятицком и Дятловецком.С 1653 года заведовал Елецким Успенским монастырем Черниговской епархии.8 марта 1657 года в Яссах митрополитом Сочавским Гедеоном Лазарь был хиротонисан во епископа Черниговского.Был местоблюстителем Киевской митрополии с апреля по декабрь 1657 года, с октября 1659 года по май 1661 года, с 1669 года по 1676 год.Участвовал в работе Московского Собора 1666—1667 годов, который среди прочих рассматривал также вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату.8 сентября 1667 года возведен в сан архиепископа.В 1692 году уволен на покой.Скончался 3 сентября 1693 года.

Погребен в Черниговском Борисоглебском монастыре.Архиепископ Лазарь — ревностный поборник святой веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его "великим столпом Церкви". В бурное время междоусобий, когда Украина, недавно присоединенная к России, едва вновь не отторглась от нее, владыка Лазарь показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем.Недолго ему пришлось заниматься святым делом воспитания юношества в духе Православия. Скоро Братская коллегия была разгромлена униатами. Ректор ее, игумен Лазарь, был вынужден удалиться в Кирилловский монастырь;воспитанники коллегии взялись за оружие. Поляки и крымские татары под видом союзников борющихся между собой гетманов грабили и жгли села по всей Украине.

Даже в окрестностях Киева в 1665 году открылись военные действия.Архиепископ Лазарь ревностно заботился о восстановлении разрушенных храмов и монастырей и об устроении новых. При нем были основаны три монастыря. Шуморовский в Мглинском уезде, Андрониковский Троицкий в Соснинском уезде и Пустынно-Николаевский Рыхловский в Кралевецком уезде. Восстановлен из развалин и украшен кафедральный Новгород-Северский Спасский монастырь, в котором кафедра Черниговского архиепископа оставалась до 1672 года.В этот трудный период, когда не только гетманы и казачество, а и некоторые иерархи стояли за присоединение Украины то к Польше, то к Турции, архиепископ Лазарь твердо держался того направления, которое единственно было приемлемо для православных.

"Под басурманскою рукою стонет Греция, — писал он митрополиту Киевскому Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому, † 1676), склонявшемуся на сторону Турции, — и для чего под такое ярмо класть шею. Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет. Я свои овцы черниговские поставил на путь, и вы, всея России пастырь, ведите всю Русь к монарху русскому, а сами летите на престол свой, как на гнездо свое".В 1669 году он убедил гетмана Д. И. Многогрешного послать в Москву посольство с просьбой о принятии Малороссии в подданство и о подтверждении казацких вольностей. Членам этого посольства было поручено требовать, чтобы русское правительство не отдавало полякам Киева — "этого первопрестольного града царства Русского, от которого искони на всю Россию воссияла благодать Божия".

На сохранении Киева особенно настаивали и архиепископ Лазарь, и гетман Многогрешный, и бывший митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) и другие. Под их влиянием царь Алексей Михайлович решился окончательно присоединить Киев к России. Но в то же время архиепископ Лазарь стоял за самостоятельность Киевской митрополии. Он был несогласен со стремлением Москвы подчинить ее себе на положении обычной епархии и боролся за сохранение прав малороссийского духовенства. Может быть поэтому, когда появилась возможность поставить для Киева православного митрополита, был избран не он, а Гедеон (Святополк-Четвертинский, 11690).После перенесения кафедры из Новгород-Северска в Чернигов начался великий подвиг миссионерства архиепископа Лазаря в защиту истин святой православной веры и усиления борьбы с иезуитами.

Он с истинно апостольской ревностью назидал черниговскую паству своими красноречивыми проповедями, много писал против унии, основал в Новгород-Северске типографию, которая при его жизни выпустила в свет около пятидесяти книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языке. В 1679 году новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Его заслуги в деле издания и исправления церковных книг по справедливости ставят наряду с заслугами митрополита Петра (Могилы, † 1646), патриарха Никона († 1681), ключарей Дионисия и Арсения и иеромонаха Епифания (Славинецкого, † 1675).Народная молва, почитая его как праведника, питает уверенность в нетлении его тела.Труды. // .

Значения в других словарях
Лазарь Баранович

Политический и литературный деятель южной России (1620-93), учился в киевской, виленской и калишской школах. Приняв монашество, он был преподавателем, позже — ректором киевской коллегии, с 1657 г. — черниговским архиепископом. Современники очень уважали Л. Барановича. Св. Димитрий Ростовский называет его "великим столпом церкви". Он сумел снискать благорасположение Москвы и в то же время посильно отстаивал автономию малорусского духовенства — против московской патриархии, административную свобод..

Лазарь

Расколоучитель, лишенный сана священник, сожжен 1 апр. 1681 в Пустозерске.{Венгеров}. ..

Лазарь (Баранович)

Еп. Черниговск., известный проповедн., р. 1620, † 1693.{Венгеров}. ..

Лазарь Богословский

1745—9 г. Архимандрит Столбовского Николаевского мон. В 50 верстах от Севска.{Половцов}. ..

Лазарь Домажирич

Боярин галицкий.{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Лазарь Баранович Лазарь Баранович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лазарь Баранович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лазарь Баранович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 16 символа