Лазарь, расколоучитель
— один из первых расколоучителей. Казнен 1 апреля 1681 г. Был священником в г. Романове на Волге. При патриархе Иосифе принимал участие в исправлении церковных книг, Никоном был устранен от этого дела. Тогда он "начал свободным языком проповедовать древлецерковное благочестие и изобличать Никоновы новшества". И был в 1653 г. Сослан в Тобольск, одновременно с Аввакумом. Когда в Москву собрались восточные патриархи для суда над Никоном, из Сибири привезены были и первые расколоучители, чтоб судить и их. Незадолго до того Лазарь составил челобитную, которую переслал царю, а царь передал собору. На соборе, как известно, обе стороны остались при своем, соглашения не последовало. Аввакум вел себя на соборе крайне резко, Лазарь — более сдержанно.
Аввакум бранил архиереев, Лазарь предлагал, чтобы в доказательство истинности его исповедания его ввергли в огонь, утверждал, что Бог сохранит его невредимым и этим покажет, кто правильно толкует спорные вопросы. 17 июля 1667 г., Аввакум, Лазарь, Феодор и Епифаний были приговорены к ссылке в Пустозерск. Троим последним при этом были "урезаны языки". Из Пустозерска сосланные расколоучители вели довольно деятельную пропаганду, рассылая сообща составленные послания в ответ на запросы, с какими к ним письменно многие обращались. Местные власти преследовали эту переписку и, открывая ее, подвергали заключенных, по словам Лазаря, разным мучениям, морили их голодом и холодом. Лазарь сообщал и о чудесах, которые над ним совершались — например, о том, будто ему являлся пророк Илья и с него спадали оковы.
В посланиях, адресованных царю, в 1668 г. Лазарь по-прежнему настаивал на правоте своего исповедания и утверждал, что если ему дадут "очную ставку с новолюбными книжниками", он обличит их ересь. В послании к патриарху Иоакиму Лазарь просит и утверждает то же. Послания его написаны значительно спокойнее, чем писал Аввакум, и обличают в нем опытного и сведущего начетчика. В общем же Лазарь ближе всех других из первых расколоучителей был к Аввакуму и эту близость сохранил, когда начались несогласия и раздоры между заключенными в Пустозерске. Упомянутые послания навлекли на них новую беду. В 1670 г., после более резких посланий Аввакума, в Пустозерск прибыл стрелецкий голова Елагин, спросил их, не раскаиваются ли они — и после дерзких ответов Аввакума, он был подвергнут тяжелому заключению, Епифанию и Феодору усекли руку и язык, а Лазарю вторично язык — последнюю беду навлекли на себя расколоучители, распуская вести о чудесном исцелении пострадавших после первого наказания в Москве.
Новое наказание, конечно, не уменьшило рвения мучеников. Напротив, тон посланий, которые продолжали распространяться, становится все более и более страстным, усиливаются и нападки на царя. Собственно автором их являлся Аввакум, но Лазарь во всем был с ним согласен и принимал участие в составлении посланий. В послании к царю Феодору Алексеевичу было сказано о царе Алексее Михайловиче. "в муках он сидит, слышал я от Спаса, то ему за правду". Тогда патриарх Иоаким стал настоятельно требовать казни непреклонных расколоучителей. Было повелено. "за великие на царский дом хулы сжечь их". Приговор был приведен в исполнение 1 апреля 1681 г. В Пустозерске, в особо сооруженном на площади города срубе.Сочинения Лазаря напечатаны в IV т.
"Материалов для истории раскола". Бороздин, "Протопоп Аввакум". Юркевич, "Поп Лазарь расколоучитель", "Кишиневские епархиальные ведомости", 1874, № 21.{Половцов} Лазарь, расколоучитель— известный расколоучитель. Священник г. Романова, Л. Занимался в Москве при патриархе Иосифе исправлением церковно-богослужебных книг, а Никоном был устранен от этого дела. Будучи прекрасным начетчиком, Л., по словам Семена Денисова ("Виноград Российский"), "начал свободным языком проповедовать древне-церковное благочестие и изобличать Никонова новшества", за что был сослан в Тобольск. Оттуда, незадолго до приезда вост. Патриархов, его вновь потребовали в Москву. Около этого времени он составил свою "Челобитную".
Царю Алексею Михайловичу, переданную в 1666 г. Собору, который ее осудил, а Л. Предал в 1667 г. Анафеме, не согласившись, как он предлагал, ввергнуть его в огонь и признать, если он останется невредим, правоту старых книг. Л. Не переставал обличать новшества и после анафемы, почему ему обрезали язык. Затем он был сослан в Пустозерский острог. Здесь он написал два сочинения. "Щит православия". (1675) и "Духовное дело святейшего патриарха". Ему отсекли язык до самого основания и правую руку. Наконец, Л. Был сожжен, вместе с Аввакумом, Федором и Епифанием в 1681 году. Сочинения Л. Указывают на сравнительно немалую эрудицию автора и отличаются от сочинений Аввакума и Авраамия большей сдержанностью и терпимостью.
Главная их черта — мистицизм. Ср. Александр Б., "Описание некот. Соч., написанных рус. Раскольниками". (1874). M. Юркевич, "Поп Лазарь-расколоучитель". ("Кишинев. Епарх. Вед.". 1874, № 21).{Брокгауз}.
Дополнительный поиск Лазарь, расколоучитель
На нашем сайте Вы найдете значение "Лазарь, расколоучитель" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лазарь, расколоучитель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 22 символа