Макаров, Степан Осипович

86

— контр-адмирал. Род. В 1848 г. С 1865 г. На морской службе. В 1872—76 гг., состоя при адмир. Попове, был занят устройством непотопляемых приспособлений на наших броненосных судах. В турецкую войну 1877 г. Отличился, командуя кораблем "Вел. Кн. Константин". В 1881 г. Производил исследование течений Босфора. О результатах этих исследований М. Напечатал в соч. "Об обмене воды Черного и Средиземного морей". (1883). В друг. Соч., "Витязь и Тихий океан". (1893), М. Изложил результаты исследований температуры и удельного веса морской воды в Сев. Тихом океане, произведенных М. Во время кругосветного путешествия (1886—89) на корвете "Витязь". С 1891 по 1894 г. М. Состоял главным инспектором морской артиллерии, а в 1895 г.

Командовал тихоокеанской эскадрой во время китайско-японской распри.{Брокгауз} Макаров, Степан Осипович (дополнение к статье)— В 1896 г. Назначен командующим первой дивизией балтийского флота, в 1899 г. — комендантом Кронштадтского порта. В 1901 г. Совершил экспедицию на Землю Франца Иосифа на выстроенном им ледоколе "Ермак". После открытия военных действий с Японией назначен командующим русским тихоокеанским флотом. По его прибытии в Порт-Артур, в гавани которого был заперт японцами русский флот, последний обнаружил энергичную деятельность. М. Начал выходить с ним на разведки в открытое море. 31 марта 1904 г. Он вышел в море с эскадрой, находясь на броненосце "Петропавловск". Когда эскадра возвращалась, "Петропавловск".

Наткнулся на мину и затонул. Погиб почти весь его экипаж, и М. В том числе.В. В—в.{Брокгауз} Макаров, Степан Осипович— вице-адмирал, командующий флотом Тихого океана в 1904 г. Род. В 1848 г. В г. Николаеве в семье выслужившегося из нижн. Чин. Флота прап-ка Осипа Федоровича, женатого на дочери отст. У.-офицера. Ран. Детство М. Провел в Николаеве, а 9 л. Переехал вместе с семьей в Николаевск-на-Амуре. Здесь он поступил в низшее отделение Никол. Мор. Училища, которое готовило офицеров корпуса флотск. Штурманов. Выдающиеся способ-ти М. Обратили на него внимание главного ком-pa порта контр-адмирала Казакевича, по ходат-ву которого М. Был назначен на Тихоок. Эскадру. Проплавав 1863—1864 гг. На клипере "Богатырь", М. Получил основы в.-мор.

Воспитания под руководством командующего эскадрой адм. А. А. Попова. Зимой 1864/65 г. М. Был произведен в фельдфебели, а весной выдержал выпускн. Экзамен. Адм. Козакевич представил его, в исключение из общ. Правила, к произв-ву в гардемарины флота. Осенью 1866 г. М. Назначен на корвет "Аскольд", на котором и совершил переход в Россию. Судьба М. Решилась только в середине 1867 г. Несмотря на хлопоты начальствующих лиц, дело тормозилось отсутствием в мин-стве документов о дворянск. Происхождении М. Потребовались долг. Справки. К счастью, оказалось, что М. Родился год спустя после произв-ва в офицеры его отца. По особ. Выс. Повелению кадет М. Был произведен в гардемарины. После 2-летн. Учебного плавания в Атлант. Ок., проплавав воспит-ком в общ.

Сложности на 11 судах в теч. 5,5 лет, М. В 1869 г. Был произведен в мичманы. Интересно отметить, что уже в 1867 г. Он напечатал в "Мор. Сб.". Свою первую статью "Инструмент Аткинса для определения девиации в море". В первом же офицер. Плавании на брон. Лодке "Русалка". В 1869 г. М. Начинает свои занятия вопросом о непотопляемости мор. Судов. Поводом к ним послужила авария "Русалки", коснувшейся в шхерах камня, причем, несмотря на то, что вода прибывала медленно, лодка едва не затонула и спаслась только постановкой на мель. М. Подробно разобрал этот случай, доказал несоверш-во принятой водоотлив. Системы и указал способы ее исправления. Работа эта, напечатанная в 1870 г. В "Мор. Сб.", нашла справедл.

Оценку. Начальник брон. Эскадры адм. Г. И. Бутаков представил молодого мичмана к произв-ву за отличие в след. Чин, что и последовало 1 янв. 1871 г. Однако, несмотря на всю здравость предложений М., большинство его мыслей не получило осуществления (принят был только макаровский пластырь), и только следующая авария с фрег. "Адм. Лазарев". Продвинула дело вперед. С этого времени М. Не оставлял вопроса о непотопл-сти судов. Где и как только возможно он пропагандировал свои взгляды и, наконец, перед самой смертью, добился того, что в минном офицер. Классе в 1904 г. Началось чтение курса по непотопл-сти. М. Оставил целый ряд талантл. Работ в этой области. В одной из них в 1886 г. Он писал глубоко верные и для наст. Времени слова. "Несмотря на всю важность непотопл-сти, она составляет больн.

Место на судах всех флотов. Кораб. Инженеры, ставящие переборки, — не специалисты в помпах, а механики, занимавшиеся помпами, не хотят понять переборок. Флотск. Же офицеры считают, что это дело техники. Ни те, ни другие, ни третьи не любят непотопл-сти и сопряженного с ней лазания по трюмам, которое не только тяжело, но и вредно для здоровья". Из требований, предъявляемых к судостроению, особ. Важным М. Считал пробу водонепрониц-сти корабля действит. Опытом, заливая кажд. Отд-ние водой до ватерлинии, когда уже поставлены на место машины, проведены все трубы и т. П. (такую пробу впервые М. Применил при постройке "Ермака"). Затем следует указать на предложение М. Устроить спец. "водяное". Судно для произв-ва учений.

"Человек так создан, — писал он в статье "Средства против потопления судов", — что он пойдет на верную смерть, когда опасность ему знакома. Но его пугает даже шум трюмной воды, если он к нему не привык. Приучите людей к этому шуму, и они будут бороться с пробоинами до послед. Крайности". Война 1877—1878 гг. Выдвигает М. Как боев. Офицера. Еще осенью 1876 г. М. Подает свой проект на случай воен. Действий, в котором предлагает снабдить быстроход. Пароход паров. Катерами с мин. Вооружением и приспособить их к подъему на боканцах с тем, чтобы подходить по возм-сти к месту стоянки непр. Судов, спускать мин. Катера и, пользуясь темнотой ночи, атаковать неприятеля. Проект этот, замечат-ный по смелости замысла, был одобрен Вел.

Кн. Константином Николаевичем, и 13 декабр. 1876 г. 28-летн. Лейт-ту М. Дан был в командование пароход "Великий Князь Константин", на котором он должен был привести свой план в исполнение. В течение 4 мес. Шла трудная подготовит. Работа, душой которой был М. Входя во все мелочи, он заботился не только о мор. Кач-вах своего корабля, но сам усовершенствовал типы нов. Оружия, мины. Видоизменил шестовые и предложил новые подкильные или бросательные мины, а также крылатки, ввел кормовой шест и т. П. "Трудно бывало по временам, бесспорно, — пишет один из участников совместн. Работы с М., — но труд не казался особенно тяжелым, п. Ч. Делался с убеждением и имел целью только полезн. Сторону дела". К началу войны, 12 апр.

1877 г., пароход был готов, и М. С нетерпением ждал возм-сти выхода. Но местн. Нач-во, несмотря на объявление войны, медлило с разрешением, и только через 2 недели М. Мог выйти в море. Первые 2 похода к Поти и Батуму не дали резул-тов. При третьем — к Сулинскому гирлу — катерами был поврежден корв. "Иджлалие". В июне, при крейсерстве у Анатолийск. Берега, миной пущен ко дну купеч. Бриг и потоплено 3 парус. Судна. В июле у входа в Босфор уничтожено 5 коммерч. Судов. В авг., благодаря счастл. Стечению обстоят-в, М. Отвлек огонь тур. Бр-сца от отряда полк. Шелковникова и в том же месяце произвел атаку Сухумского рейда. В снт. "Вел. Кн. Константин". Нес транспорт. Службу, которая с перерывами продолжалась до середины декабр. В ночь на 16 декабр.

Произведена атака Батумск. Рейда и, наконец, в ночь на 13 янв. 1878 г. На том же рейде утоплен авизо "Интибах". Таковы, в кратких чертах, воен. Действия М. В камп. 1877 г. За свои подвиги менее чем в год молодой лейт-т получил 6 наград. Зол. Оружие, ордена святого Владимира 4 степени с мечами, святого Георгия 4 степени, чины кап.-лейт-та, кап-на 2 ранга и звание флигель-адъютанта. Так скоро исполнились слова одного из командиров кадета М., что "М. Будет одним из лучших мор. Офицеров молод. Поколения". Окончание войны с Турцией не остановило деятельности М. Он занялся эвакуацией войск, во время которой познакомился с М. Д. Скобелевым. Последний предложил М. В начале 1880 г. Место своего помощника по мор. Части в Ахал-Текинск.

Эксп-ции. Следует отметить, что всего за 5 мес. До своего прибытия на нов. Театр воен. Действий М. Женился на К. И. Якимовской. Новое поручение возложено было на М. В конце мрт., и 7 апреля он отбыл из СПб. Отряд моряков вышел за ним, и уже 21 мая "морская". Батарея выступила в степь. Сам М. В боев. Действиях не участвовал. Он находился в тылу армии и занимался, как выразился Скобелев, "черной работой". — орг-зацией подвозки грузов и припасов из Астрахани в Красноводск., где временно исполнял и обяз-ти по управлению Закасп. Округом. Скобелев был чрезв-но доволен действиями моряков и их начальника и в знак особого расположения к М. Обменялся с ним Георг. Крестами. Со скобелевским крестом М. И погиб под П.-Артуром. В конце 1881 г.

М. Был назначен командиром парохода "Тамань", стоявшего стационером в Константинополе. На этом спокойн. Месте М. Завоевал себе новую славу выдающегося исслед-ля физич. Свойств моря. Сейчас же по прибытии на место М. Начал исследование течений Босфора. Убедившись в сущ-нии на глубине обрати, течения, М. Определил его границы, скорость и пр. Свойства. После систематизации этого материала получился целый трактат "Об обмене вод Черн. И Средиз. Морей", удостоенный академией наук неполной Макарьевской премии и, по словам извест. Гидролога бар. Ф. Врангеля, остающийся "и поныне самым полным и законченным решением вопроса о течениях в проливах". Вместе с тем М. Занялся изучением Босфора как объекта будущих воен.

Действий России и в 1883 г. Подал обстоят. Записку, в которой предлагал ряд мер, могущих обеспечить разрешение этой задачи. 1 янв. 1882 г. М. Был произведен в кап. 1 ранга и летом состоял флаг-кап-ном шхерного отряда при контр-адмирале Шмидте, а в 1883 г. — при контр-адмирале Чихачеве в практич. Эскадре Балт. Моря. К этому времени относится проект М-ского способа быстр. Разводки пара, при котором через 7,5 мин от зажигания котлов м. Дать ход, а в дальнейшие 4 мин довести его до полного. Как многое другое, и эта мера не была осуществлена во флоте, и только в 1904 г., уже во время войны, М. Как командующий флотом ввел этот способ на судах эскадры Тих. Ок. Лето 1885 г. М. Командовал фрег. "Кн. Пожарский". И после кампании, ввиду ожидавшегося столк-ния с Англией, представил проект "мобилизации корабля".

При этом он писал. "Если не вырабатывать мобил-ции в мирн. Время, то в случае войны произойдет сумбур". Но и это предложение М. Подверглось только критике. В снт. 1885 г. М. Был назначен командующим корв. "Витязь", готовившегося к кругосвет. Плаванию. Корвет еще строился и был принят только в середине 1886 г. Ко времени постройки "Витязя". Относится замечат-ный, но малоизвест. Труд М., вышедший без подписи. "В защиту старых бр-сцев и новых усоверш-ний". ("Мор. Сб.", 1886). В этой работе в легкой литер. Форме М. Изложил свой взгляд на необходимость переделки старых бр-сцев согласно нов. Усоверш-ниям и доказывал это резул-том сражения флотов двух фантастич. Республик, Белой и Синей, оканчивающимся в пользу "качества", а не "количества".

Судов. Статья эта, явившаяся и протестом против увлечения мор. Мин-ства одним судостроением, рисует идеальные типы мор. Вождей, как они представлялись в то время будущ. Адмиралу и к достижению образа которых он, несомненно, стремился тогда и впоследствии. "Секрет, которым обладал адмирал X, — пишет М., — заключался в том, что он умел выбирать своих командиров", а "создав командиров, адм. X м. Уже делать с эскадрой такие маневры, о которых другой адмирал не мог бы и думать. Успех дела зависит от единства, а единство достигается только продолжит. Плаваниями и упражнениями". В авг. 1886 г. "Витязь". Пересек Атлант. Океан, зашел в Рио-де-Жанейро, затем, обойдя Америку Магеллан. Проливом, поднялся в апр.

1887 г. К Иокогаме, зайдя по пути на о-ва Маркизские и Сандвичевы. Более 2/3 плавания совершено было под парусами. В Тих. Ок. "Витязь". Оставался до конца 1888 г., когда отправился обратно, и через Суэц прибыл 19 мая 1889 г. В Кронштадт. За 3-летн. Плавание сделано было под парусами 25 856, под парами — 33412, всего же 59268 миль. Во время плавания, начиная с самого выхода из Кронштадта, М. Решил произвести, подобно наблюдениям в Босфоре, исслед-ния проходимых вод. "С первых же дней, — говорит сам М., — стало очевидным, с какой охотой офицеры взялись за дело. В начале остановки для наблюдений на глубинах были редки, а потом, когда корвет был приведен в должн. Вид в воен. Отношении, работы участились, в особ-сти в наших Япон.

И Охотск. Морях, где так мало произведено еще исслед-ний". Так молод. Командир "Витязя". Не забывал занесенного им еще кадетом в дневник положения, что степень усердия личн. Состава зависит от "осмысленности жизни". Незаурядное плавание "Витязя". Обессмертило имя как ком-pa, так и самого корабля. Сделаны были 194 станции с гидрологич. Наблюд-ми, по окончании плавания добытые данные были систематизированы и напечатаны в 1894 г. Под назв. "“Витязь” и Тихий океан". Труд этот был удостоен академией наук Макарьевской премии и Константиновской медали геогр. Общ-ва. Во время пребывания "Витязя". На в. На долю М., из-за болезни начальника эскадры, выпало врем. Управление ей, и немедленно строй жизни ее оживился.

Эскадра производила маневрирования как бы в воен. Время. Под председ-вом М. Комиссия командиров разрабатывала планы воен. Действий крейсеров на случай разрыва с той или иной державой. При этом М. Не ограничился рассмотрением только самих планов, но обращал внимание высшего мор. Нач-ва и на то, что Владивосток, единств. База рус. Флота на Д. В., не отвечал своей цели. Не остановился М. И перед тем, чтобы обратить внимание мин-ства на то, что у него не было органа, разрабатывающего предварит. Планы войны. "К-сия осмеливается думать, — говорилось в одном из ее протоколов, — что если бы в глав. Мор. Штабе был учрежден отдел. Не связанный текущ. Делами и спец-но ведущий в.-стратег. Часть, то орг-зация войны много бы выиграла".

Все эти высказанные за 16 л. До япон. Войны горькие истины остались таковыми, и печальные 1904—1905 гг. Ясно показали всю справедл-сть слов С. О. 1 янв. 1890 г. М. Был произведен в контр-адмиралы, имея 41 г. От роду, и назн. Младш. Флагманом Балт. Флота, а осенью 1891 г. — главн. Инспектором мор. Артиллерии. На новом, чисто технич. Посту М. Проявил ту же энергию. Отчет за 1891—1894 гг., представленный им по уходе с должности, откровенно раскрывал недостатки нашей арт-р.ии и указывал на то, что надо предпринять для их устранения. Главн. Своей заслугой М. Считал изобретение колпачков на снаряды, но и это важное приспособление не получило осущ-ния до самой войны 1904—1905 гг. В отчете интересно отметить ясное понимание М. Необходимости совместн.

Работы мор. Артиллерии и сухопутной. По его инициативе выбраны были взаимные представители в комитеты, и М. С благодар-тью вспоминает совместн. Работу. "Мне никогда не казалось стыдным, — говорит он, — упоминать о том, что мы подражаем нашим товарищам по артиллерии", и тут же с горечью приводит указание, как отрицат-но относился к совместн. Работе артиллер. Комитет (сухопутный). Минувшая война, когда креп. Артиллерия в П.-Артуре, не имея фугасн. Снарядов, должна была брать снаряды у флота, нагляд. Обр. Свидетельствует о правильности взгляда М. Ко времени занятия поста инспектора относится труд М. "Разбор элементов, составляющих боев. Силу корабля", навеянный столк-нием 10 июля 1893 г. Англ. Бр-сцев "Виктория".

И "Кампердоун". Высказываясь против больших бр-сцев, М. Предлагал строить суда в 3 тыс. Т водоизм., с ходом в 20 уз и сильной артиллерией. Заканчивал свою статью М. След. Словами. "Будут ли строить тяжелые брон. Суда в 15 тыс. Т или легкие в 3 тыс. Т — во всяком случае, морякам предстоит большая работа сделать их действ-но годными для боя". В заключит. Словах, зовущих личн. Состав на движение вперед, главн. Значение этой работы — что современные ему суда были далеки от соверш-ва, — теперь, после войны 1904—1905 гг., совершенно очевидно. Но предостережения С. О. Не имели последствий. В конце 1894 г. М. Снова был назначен на строевое место командующего эскадрой Средиз. Моря и 2 декабр. Поднял свой флаг на бр-сце "Николай I".

В начале 1895 г. Эскадра была вызвана в Тих. Ок. На усиление наших мор. Сил ввиду ожидавшегося после яп.-кит. Войны столк-ния с Японией. Подготовкой рус. Эскадры ведал гл. Обр. М. По просьбе командующего адм. Тыртова он выработал ряд мер на случай воен. Действий, которые и были опубликованы в форме приказа (известен сейчас как приказ С. П. Тыртова). Следует прибавить, что как раз в это время М. Был серьезно болен, ходил на костылях. Близость воен. Столк-ния заставили М. Обратить особ. Внимание на ненормальность мирн. Плаваний и учений. В обстоят. Докладе об этом тревожн. Времени он перечислял все дефекты, замеченные его наблюдат. Воен. Глазом. Так, он писал (1895) о необходимости большего однообразия в типах судов, об орг-зации мор. Разведки, о необходимости отдаленного сигналопроизв-ßa, создания мор.

Тактики и т. П. Повторил он в 1895 г. И свой взгляд на Владивосток. "Между эскадрой и Владивост. Портом должна быть полная солидарность в действиях. Глав. Назначение Владивост. Порта заключается в том, чтобы служить опорн. Пунктом для нашего флота на Д. В. И иметь для судов все необход. Запасы". Не пропускает М. Случая отметить в своем отчете и неминуемость столк-ния с Японией. "Обстоят-ва так сложились, что японцы в наст. Время считают Россию истин. Врагом для естественного, по их мнению, развития страны. Война с Россией будет чрезв-но популярна в Японии и вызовет с первой же минуты полное напряжение ее сил. Могущ-во России знач-но превосходит могущ-во Японии, но на Д. В. Нам трудно иметь столько же сил, сколько их у наших прот-ков.

Необходимо иметь в виду, что наш Д. В. Есть не более как колония по удаленности от населенной части страны. Борьба наша на Д. В. С Японией не будет борьбой двух государств, а борьба одного государства против колонии другого". Так ясно предвидел М. Обстановку грядущего столк-ния. Дальнейшая его деятельность (М. Вернулся в Россию в начале 1896 г.) сосредоточилось всецело на подготовке к этому столк-нию. Летом 1896 г. Он производится в в.-адм-лы. Командуя практич. Эскадрой Балт. Моря, М. Деят-но берется за осущ-ление тех вопросов, насущность которых для флота наглядно выяснилась для него в 1895 г. Результатом сознания, что у нас нет мор. Тактики, была разработка тактич. Приемов, напечатанная в 1897 г. В "Мор. Сб.". Под назв.

"Рассуждения по вопросам мор. Тактики", — труд, переведенный на неск. Иностр. Языков, оцененный по справедливости только теперь, когда минувшая война убедила нас в невозм-сти пренебрегать воен. Делом. Труд этот вышел с эпиграфом, который стал для М. Девизом жизни. "Помни войну". Он представляет и сейчас чрезвыч. Ценность. Вслед за ним появилась работа "Об однообразии в судов, составе флота". С тем же девизом. Идеал, к которому следует стремиться на флоте, есть полная взаимозаменяемость всего. "Такой взаимозаменяемости, по моему мнению, — говорит М., — м. Достигнуть если не вполне, то в значит. Степени". Виновниками разнообразия в типах адм-л признает самих моряков. Они "выпустили из рук общие идеи и сами ушли, вместе с техниками, исключительно в область деталей".

Проповедуя свои мысли и взгляды о грядущем столкновении в печати, М. Высказывал их и в администр. Учреждениях, в которых ему приходилось работать как члену комиссии по обсуждению судостроит. Программы и вооружению крепостей. В первой из комиссий он наперекор всем членам (7 адм-лам) высказал, что, по его мнению, "чтобы решить, какого типа и сколько судов необходимо нам иметь на Д. Востоке, надо составить и разобрать план действий или даже неск. Планов. Без разбора таких планов наши суждения лишены достаточно веск. Фундамента". Предложение М. Не было поддержано, может быть, потому, что, как теперь известно, в мин-стве не было никакого плана войны с Японией. По-видимому, один только М. Сознавал ненормал-ть такого положения.

В комиссии по вооружению крепостей М. Особенно настаивал на должн. Вооружении П.-Артура. Доказывая важное значение этой крепости для нашего флота, М. Писал в поданной им докладн. Записке. "Падение П.-Артура будет страшн. Ударом для нашего положения на Д. В. Флот, лишившись своего главн. Опорного пункта, д. Будет стянуться весь к Владивостоку и почти отказаться от активн. Роли. Чтобы этого не случилось, П.-Артур должен быть сделан неприступным и снабжен провизией, порохом и углем в таком колич-ве, чтобы выдержать продолжит. Осаду, пока не прибудет подкрепление". В конце 90-х гг. М. Поднимает новое дело, мечтает открыть сев. Полюс, и резул-том его энергии появляется ледокол "Ермак", на котором М. Два раза ходил в Сев.

Лед. Ок. В декабр. 1899 г. М. Занимает свой последний пост перед войной — глав. Ком-pa Кроншт. Порта, и на этом месте проявляет ту же "осмысленность", которой проникнута вся его служба. Все силы его направлены на улучшение положения, как материального, так и духовного, вверенных его управлению людей. Для матросов устраиваются казармы, бани, прачечные, открываются школы. Улучшается положение рабочих, им устраиваются отпуски, возбуждается вопрос о пенсиях. Для офицеров организуются в Собрании сообщения, после которых устраиваются прения под председ-вом самого М. Не забывает в то же время М. И литерат. Работы. Отстаивая свою мысль о безбронных судах, М. Предлагает прежде всего "всякое воен. Судно строить для войны и боя".

В начатой работе "Без парусов", с тем же эпиграфом "Помни войну", изложены послед. Заветы адм-ла. "Нужно больше держать корабли в море, — пишет он, — на судне все чины — строевые, нестроевых нет. Надо приохотить к морю, поощрив ученые работы, съемки, промеры и мор. Спорт. Нужно беречь уголь, в воен. Время уголь — это жизнь. В море — значит дома". Посреди своих обшир. Трудов М. Все время помнил о надвигавшейся грозе и всеми силами стремился на Д. Восток. "Меня не пошлют, — писал он осенью 1903 г. Своему другу, барону Ф. Ф. Врангелю, — пока не случится там несчастия. А наше положение там крайне невыгодно". И на этот раз М. Оказался прав. Его не послали. Наступил 1904 г. 24 янв. Последовал разрыв дипломатич.

Сношений, 25-го об этом было опубликовано в газетах, а на другой день С. О. Не выдержал и написал управляющему морским мин-ством адм. Авелану письмо, в котором предсказал катастрофу с эскадрой Тих. Океана. Вот что писал М. "Милостивый Гос-рь, Федор Карлович. Из разговоров с людьми, вернувшимися недавно с Д. Востока, я понял, что флот предполагают держать не во внутр. Бассейне П.-Артура, а на наружн. Рейде. Пребывание судов на открыт. Рейде даст неприятелю возм-сть производить ночн. Атаки. Никакая бдительность не м. Воспрепятствовать энергич. Неприятелю и в ноч. Время обрушиться на флот с большим числом миноносцев и даже пар. Катеров. Резул-т такой атаки будет для нас очень тяжел, ибо сетевое заграждение не прикрывает всего борта, и, кроме того, у многих наших судов совсем нет сетей.

Японцы не пропустят такого бесподоб. Случая нанести нам вред. Я даже думаю, что надежда ослабить наш флот ночн. Атаками была одной из причин объявления войны. Будь у нас в П.-Артуре большой внутр. Рейд, из которого эскадра м. Выходить во всякую минуту, японцы не так легко решились бы на объявление войны. По-видимому, существуют 3 причины, по которым не хотят держать наш флот во внутр. Бассейне. 1) теснота самого бассейна. 2) невозм-сть выйти целой эскадрой сразу. 3) возм-сть, потопив судно, преградить выход. Как бы ни было тесно в П.-Артуре, все же корабли можно швартовать и затем, путем практич. Упражнений, приучиться к скорому выходу. Полагаю, что при навыке, когда погода благоприятная, больш. Корабли будут выходить не позже чем через 20 мин один после другого, и не вижу опасности выходить по отдел-сти.

Говорят, что непр. Флот м. Подойти к выходу и будет уничтожать корабли по мере выхода их. Этого я себе представить никак не могу, ибо неприятель в это время будет находиться под огнем берегов. Батарей. Каждый новый корабль, выходя, усилит огонь этих последних. Что касается возм-сти заградить выход нашему флоту, потопив при выходе какой-нибудь пароход, наподобие тому, как сделали американцы в С.Яго, то такая операция не столь легко исполнима, и, кроме того, П.-Артур богат землечерпат. Приспособлениями. След-но, если не удастся в скором времени поднять или разорвать утопленный корабль, то можно прокопать проход вдоль него. Вполне понимаю, что пребывание флота на внутр. Рейде П.-Артура есть зло, но еще большее зло — стоянка на больш.

Рейде, с огром. Расходом угля, с крайн. Утомлением команд и возм-стью больш. Потерь от мин. Атак неприятеля. Из двух зол надо выбирать меньшее, а потому я бы считал, что благоразумие требует держать не занятые операциями суда флота во внутр. Бассейне П.-Артура, уменьшив расход угля до минимума прекращением электрич. Освещения и др. Мерами. Если мы не поставим теперь же во внутр. Бассейн флот, то мы принуждены будем это сделать после первой ночн. Атаки, заплатив дорого за ошибку". В действительности в П.-Артуре все сбылось так, как предполагал М., и ему пришлось своей кровью искупить те ошибки, которые он тщетно пытался предотвратить из Кронштадта. 1 фвр. М. Узнал о своем назначении командующим флотом Тих. Ок., а через 3 дня он уже покинул СПб.

С ним ехал штаб, который и помогал ему в пути в разработке боев. Инструкций. В П.-Артур М. Прибыл 24 фвр. И, ознакомившись с положением эскадры, начал действовать. Приказы его (боевое сигналопроизв-во, инструкции для боя, перекидной стрельбы, для быстрой разводки пара) читались и перечитывались офицерами. Но сильнее всего действовал личный пример адм-ла, входившего во все мелочи, но не забывавшего и главного — воспитания в личн. Составе флота утраченных воен. Идей и веры в свое оружие. После ознакомления эскадры с требованиями адм-ла началось обучение эволюциям и т. П. Наконец, М. Обратился к личн. Составу с предложением помочь ему своими мыслями. Вероятно, вспоминая свои юные годы, он предлагал всем чинам эскадры проявить личную инициативу.

При М. Командиры судов впервые собираются на совещание, адмирал разбирает с ними выходы эскадры, указывает сделанные ошибки, разъясняет свои требования, посвящает в свои планы, словом, старается передать им часть самого себя, заразить их своей энергией и взглядами. Не останавливается М. И перед сменой неподходящих командиров (напр., командиры "Севастополя". И неск. Миноносцев). Но и здесь М. Приходится бороться с упорным противодействием СПб. Так, мор. Минист-во не хотело печатать его книги "Рассуждения по вопросам мор. Тактики", отказало в высылке миноносцев по ж. Дороге, отозвало отряд адм. Вирениуса обратно. Неприязненно относился к М. И адм. Алексеев, видевший в реформах нового командующего критику строя, сложившегося на эскадре при нем.

Среди тяжелых и опасн. Трудов, когда все держалось одним адм-лом, М. Не забывает воздействовать на боев. Дух личного состава. На 3-й же день своего пребывания в П.-Артуре он выходит на маленьк. "Новике". На выручку миноносца "Стерегущий". И этим актом, не имевшим даже реальн. Резул-та, сразу вселяет веру в свои действия и распоряжения. Не забывая торжест-но наградить отличившихся в боях, простыми теплыми словами М. Поднимает в команде энергию для дальнейш. Подвигов. Все действия М. В П.-Артуре говорят о том, что он шел по верн. Пути, конечн. Целью которого было научить личный состав побеждать. Из воен. Действий при нем произошли бой миноносцев у Ляотешана, гибель "Стерегущего", 2 бомбард-ки из-за Ляотешана, отражение 1-й атаки япон.

Пароходов для заграждения входа в П.-Артур, уничтожение "Новиком". Япон. Парохода. За время команд-ния М. Эскадра выходила в море 6 раз (за все остальное время 3 раза), и последний выход был роковым для С. О. Он кончился гибелью "Петропавловска". Накануне вечером (30 мрт.) М. Выслал отряд миноносцев для обследования о-в Эллиот, а наутро, узнав о том, что один из миноносцев, "Страшный", расстреливается японцами, выслал ему на выручку "Баян". И вышел сам на "Петропавловске". С целыми судами эскадры. Отогнав неприятеля в море (мин-ц спасти не удалось), М. Встретил глав. Силы японцев и вернулся к П.-Артуру, где в 2,5 мили от берега "Петропавловск". Наткнулся на мин. Банку, поставленную накануне ночью японцами.

Последовал взрыв, и бр-сец немедленно пошел ко дну. От М. Осталось одно пальто. По свидет-ву немногих очевидцев, адм. Был убит обломками падавшей мачты. Гибель любимого вождя произвела ошеломляющее впечатление на эскадру. Офицеры и матросы поняли, что с М. Они теряют послед. Надежду на улучшение положения. Последовавшая действительность показала, что они не ошиблись. На место М. Вступили адм. Алексеев, Скрыдлов и Витгефт, но ни одному из них не удалось заставить эскадру поверить в себя как в вождя. На гибель М. Откликнулись не только в России, но и за границей, и даже в самой Японии. "Вся Россия со мною оплакивает безврем. Кончину адм. М.", — писал Государь адм. Алексееву. "Смерть адм. М. Большая потеря для моряков всего мира", — телеграфировал имп.

Вильгельм. Японцы посвятили его деятельности след. Глубоко справедливые слова. "С самого приезда своего в П.-Артур в начале мрт. Он деят-но принялся за работу. Привел в порядок побитую и расстроенную эскадру, поднял воен. Дух, водворил дисц-ну и от всего сердца, не жалея сил, старался восстановить честь флота". М. Погиб на 56-м году жизни, твердо храня завет "Помни войну". И честно исполнив свой долг перед родиной. В немногие дни своего команд-ния флотом адм-л дал высок. Пример той "осмысленности жизни и службы", которую он не только проповедовал, но которой неизменно следовал в мирное и воен. Время. После его смерти деяния М. Заслужили достойное признание. В честь его назван брон. Крейсер, в Кронштадте поставлен ему памятник, открытие которого последовало 24 июля 1913 г.

Но лучший памятник составляют печат. Труды адмирала, свидетельствующие о громад. Работоспособности этого замечат. Человека. Приводим перечень его сочинений. "Брон. Лодка "Русалка"". — исследование плавучести лодки и средства, предполагаемые для усиления этого качества (1870). "Времен. Руль кап. Коньяма". "Инструмент Аткинса для определения девиации в море". "Устр-во паров. Предохранит. Золотника Несмйта". "Нов. Прибор для отопления паров. Котлов (механич. Отопление)". "Патентован. Камен. Уголь Уарлита". "О картах лейт. Мори". "Испытание Кайтахского камен. Угля". "Новый маяк в Касп. Море". "Англ. Адм. Гопсон (Hopson)". "Трюмы двухдон. Судов". "О содержании в исправности непрониц.

Переборок и водоотливн. Приспос-ний". "О непотопляемости судов". (1875). "Средства против потопления судов". "Причины потопления фрег. "Vanguard". — недостатки в системе непрониц. Переборок, в самих переборках и дверях и механич. Недостатки принятых средств". "Непотопляемое судно". (1876). "О прекращении подвод. Течи на судах". "Необходимость иметь на судах средства для задел-ния пробоин". (пластырь) (1873). "Испытание эволюц. Картушек Курьяка, М. И Верховского и введение употребления последней на судах флота". "Крейсерство парохода "Вел. Кн. Константин", под начальством М. По Черн. Морю и рапорты его". "Предположения об устр-ве мор. Части в Закасп.

Крае". "Обзор личн. Состава машин. Команд на рус. Ком. Пароходах". "Историч. Журнал практич. Эскадры под начальством Шмидта и М.". "Бр-сцы или безбронные суда". ("Судостроение"). "В защиту стар. Бр-сцев и военных усоверш-ний". "Сведения о плавании корв. "Витязь". — замечания ком-pa корвета "Витязь". М. По всем частям, по окончании кругосветн. Плавания с 1886 по 1889 г.". (1891). "Об измерении удельного веса мор. Воды". (1891). "Об уменьшении гибельн. Последствий при столк-ниях судов". "Неск. Слов по поводу лекции по артиллерии Ф. В. Пестича". "Разбор элементов, составляющих боев. Силу судов". (1884). "О необходимости междунар. Соглашения по опубликованию материалов, заключающихся в мор.

Метеорологич. Журналах". "О средствах для сохранения целости борта судов при столк-нии". "Эскадра Средиз. Моря". "На пароходе "City of Peking". Торгов. Флота". "Об исследовании Сев. Лед. Океана". — лекция Ф. Врангеля и С. М-ва (1897). "Рассуждения по вопросам о мор. Тактике". (1887, 1904). "О постройке ледоколов". Румберг и М. "Рассуждение по вопросам о непотопл-сти судов". "Об однообразии в судов. Составе флота". (1898). "Наставление как пользоваться средствами непотопл-сти". "О содержании в исправности непрониц. Переборок и водоотливн. Приспособлений". "Об обмене вод Черн. И Средиз. Морей". (1855). ""Витязь". Тихий океан, гидрогр.

Наблюдения -во вр. Кругосветн. Плавания". ""Ермак". Во льдах. Описание постройки и плавания ледокола "Ермак". И свод научн. Материалов, собранных в плавании, с 152 рис.". (1901). "Без парусов. Мор. Практика". (1909). "О подогревании воды в паровых котлах с возможно меньш. Расходом топлива и о быстр. Разводке пара". "О трудах рус. Моряков по исслед-нию вод Сев. Тих. Океана". (1892). "Лекция в мор. Кадетск. Корпусе 9 мрт. 1892 г.". "Бегл. Очерк работ по мор. Артиллерии с осени 1891 по осень 1894 г. Приб-ние III к отчету о занятиях мор. Технич. Комитета по артиллерии за 1894 г.". (напечатано полностью в "Отрывках из биографии С. О. М.". Бар. Ф. Ф. Врангеля). "Отчет об осмотре в 1893 г.

За границей главн. Судостроит. Верфей и заводов, изготовляющих пушки и плиты. Приб-ние I к отчету о занятиях мор. Техн. Комитета по артиллерии за 1893 г.". "Возможно ли искусств, путем воспрепятствовать замерзанию бухты Зол. Рог". — сообщение во Владивостоке, в музее общ-ва изучения Амур. Края, V том записок общ-ва. Вып. 1. 1896. "Отчет командовавшего эскадрой Средиз. Моря контр-адмирала М. Во время пребывания эскадры в Тих. Ок. В 1895 г. И соображения о возможн. Воен. Действиях на Д. Востоке". (1896). "Отчет вице-адмирала М. Об осмотре им летом 1897 г., по поручению министpa финансов С. Ю. Витте, мор. Пути на pp. Обь и Енисей". (1898). "Извлечения из отчета глав. Ком-pa Кроншт. Порта вице-адмирала С. О. М. За 1900—01 гг. И сборник его приказов, обязат.

Постановлений и циркуляров по Кроншт. Порту, городу и гарнизону 1900—04 гг.". Деятельность М. Разобрана в целом ряде воспом-ний и биографий, из которых наиб. Полное принадлежит другу адм-ла бар. Ф. Ф. Врангелю. Памяти С. О. Макарова ("Мор. Сб.", 1904, № 7). Памяти С. О. Макарова, кап. 2 р. А. Бутакова 3-го ("Мор. Сб.", 1904, № 9). Вице-адмирал С. О. Макаров. Поминки по нем. Издание старого его товарища Г. X. Б. (М., 1904). В. Семенов. Расплата. Ч. 1-я. Его же. Адм. С. О. Макаров. "Вестн. Евр.", 1909. Бар. Ф. Ф. Врангель. Отрывки из биографии С. О. М. "Мор. Сб.", 1910—12 (не окончены, 1-я часть выпущена отдел. Изданием). В. П. Шмитт. Гибель эскадр, бр-сца "Петропавловск". "Мор. Сб.", 1911, № 10. А. Н. Бегл. Очерк русско-японской войны. "Мор. Сб.", 1912, № 7 и 9 (период команд-ния флотом С.

О. М-вым). Крейс. "Адмирал Макаров", Кронштадт, 1912. Описание элементов корабля, устроенного в кают-компании музея имени С. О. М., и кратк. Биографич. Очерк адмирала. К. Житков. Светлой памяти С. О. Макарова, в.-адм-ла рус. Флота. Биографич. Очерк. "Известия общества офицеров". 1912, № 7.{Воен. Энц.} Макаров, Степан Осипович(27 дек. 1848 — 31 марта 1904) — рус. Ученый, флотоводец, полярный исследователь. Вице-адмирал. Род. В г. Николаеве в семье прапорщика. В 1858 был принят в морское училище в Николаевске-на-Амуре, к-рое окончил в 1865. С 1861, будучи кадетом, начал плавание на военных кораблях Сибирской флотилии, а затем на кораблях эскадры Тихого ок. В 1870 в результате исследования аварии броненосной лодки "Русалка".

М. Сделал важные предложения, касающиеся непотопляемости судов. Он изобрел специальный пластырь для заделки пробоин. В 1872 М. Был вызван в Петербург для дальнейшей разработки вопросов непотопляемости кораблей.В период русско-турецкой войны 1877—78 М. Участвовал в боевых операциях, будучи командиром парохода "Константин". Им успешно были применены минные катера для атак турецкого флота. В дек. 1877 и в янв. 1878 он впервые в мире испо.

Значения в других словарях
Макаров, Сергей Петрович

(09.03.1918—25.03.1943) — летчик-истребитель, старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны. Воевал в составе 738 иап ПВО, был зам. Командира эскадрильи. 25 марта 1943 г. В воздушном бою в районе Батайска на И-16 таранил бомбардировщик противника. Погиб в этом бою.. ..

Макаров, Степан Осип.

Морской писатель, с. Портового офиц., изв. Адмирал, р. 27 дек. 1848, † 31 мар. 1904 (погиб при взрыве бронен. "Петропавловск". Близ Порт-Артура).{Венгеров}. ..

Макаров, Т. А.

Сотр. Газ. "Кавказ". 1860—1870 гг.{Венгеров} Макаров, Т. А.авт. Стихотв. (Саратов, 1904—1906).{Венгеров}. ..

Макаров, Т. Л.

Автор поэмы "Четыре старика". (1906).{Венгеров}. ..

Дополнительный поиск Макаров, Степан Осипович Макаров, Степан Осипович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Макаров, Степан Осипович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макаров, Степан Осипович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 24 символа