Марлинский
— псевдоним А. А. Бестужева (см.).{Брокгауз} Марлинский[1797—1837] — литературный псевдоним Александра Александровича Бестужева, писателя-декабриста. Род. В знатной дворянской, но сильно обедневшей семье. Учился в Горном корпусе, дослужился до чина штабс-капитана в лейб-гвардии драгунском полку в Марли под Петергофом (отсюда позднейший его литературный псевдоним), позднее был адъютантом при принце Вюртембергском. Лит-ую деятельность М. Начал в 1819. К концу 1822 относится сближение М. С Рылеевым, оказавшим на него сильнейшее идейное воздействие ("Мы мечтали вместе, и он пылким своим воображением увлекал меня еще более"). Вместе с Рылеевым Бестужев издал литературные альманахи "Полярная звезда".
За 1823, 1824 и 1825, пользовавшиеся исключительным успехом. Перу Бестужева, кроме ряда беллетристических произведений, принадлежат в этом альманахе "Взгляды на русскую словесность", критические обзоры, сыгравшие огромную роль в становлении русского романтизма и в развитии русской критики. В 1824 Бестужев был введен Рылеевым в "Северное общество", в котором занимал довольно умеренную позицию сторонника конституционной монархии. По его собственным признаниям, Рылеев и Оболенский называли его фанфароном и не раз говорили, что "за флигель-адъютантский аксельбант я готов отдать все конституции". 14 декабря Бестужев находился на Сенатской площади, но после разгрома восстания добровольно отдался в руки Николая I и, как отмечают официозные оценки, "изъявил совершенное раскаяние и в ответах был весьма чистосердечен".
В течение года был заключен в форте "Слава". В Финляндии, в 1827—1829 находился в ссылке в Якутске, в 1829 по его личной просьбе был переведен в действующую армию на Кавказ. Однако ни растущая известность М. Как прозаика ни отвага, проявленная им в боях с горцами, не ограждали его от постоянных издевательств командиров. Лишь в 1835 он удостаивается чина унтер-офицера. В битве при мысе Адлер Бестужев был убит.Многие важные эпизоды лит-ой деятельности Бестужева (напр. Степень его участия в сочиненных вместе с Рылеевым сатирических песнях "Ах, где те острова". И "Ах, тошно мне и в родной стороне") остаются до настоящего времени крайне смутными. Разгром декабризма мрачной тенью лег и на литературную деятельность Бестужева-Марлинского.
Все его позднейшее творчество представляет собою мучительный процесс изживания характерной для декабристов идеологии капитализирующегося дворянства и перехода Бестужева на новые, гораздо более консервативные политические позиции. Если раньше, в "Ревельском Турнире", "Замке Венден", у Бестужева звучали ноты социального протеста, то после разгрома декабризма, после уничтожения той политической базы, на к-рую Бестужев-Марлинский мог бы опереться, в его произведениях появляются новые мотивы. В этом смысле закономерны в его лирике мотивы одиночества (стих. "Облако". Предвосхищает Лермонтова "Тучки небесные, вечные странники"). Лирика М. Мрачна и безотрадна. "Плыву я грустен и один.
На чуждом бреге тьма ночная. Как сон, бежит далекий брег и вечен лед и вечны тучи. И близко бездна океана белеет саваном тумана". ("Сон"). В отличие от гражданского историзма рылеевских "Дум". Повести М. Изображают историю преимущественно в батальном плане — русские легко побеждают наполеоновские войска и на своей почве ("Латник", 1832) и даже в далекой и незнакомой для них Голландии ("Лейтенант Белозор", 1831). В эпохе смутного времени ("Наезды", 1824), в русском средневековье ("Роман и Ольга, повесть 1396 года") М. Выделяет все те же мотивы национального самосознания, вообще чрезвычайно характерные для декабризма, но в 30-х гг. Лишенные политически-прогрессивного содержания.Еще шире эти националистические мотивы развертываются в очерках и повестях М.
На кавказские темы. В "Аммалате-Беке". [1832], "Мулле-Нур". [1835—1836] и др. М. Является создателем напыщенной прозы романтизма. Широкие полотна этнографических зарисовок, экзотика кавказских пейзажей, выспренные описания битв с горцами снискали повестям М. Любовь массового дворянского и буржуазного читателя 30-х гг. И наконец последней составной частью творчества М., последним жанром его стиля являются его светские повести ("Испытание", "Роман в 7 письмах"), Здесь действие уже явно ограничено аристократической средой, тематика — всякого рода любовными интригами, развертывающимися в атмосфере постоянных балов, пирушек, празднеств и т. П. Изобилующие легкой салонной болтовней, уснащенные массой цветистых эпитетов и метафор, повести эти не отличались сколько-нибудь значительным содержанием.
Но в формальном отношении они были явлением незаурядным в истории русской прозы (быстрый рассказ, отточенность композиции, утонченная игра романтическими эпиграфами, изощренность эпистолярной формы и пр.). На всем протяжении 30-х гг. М. Пользовался огромной популярностью как в критике, так и в читательской среде. Сокрушительный удар этой популярности нанесен был только Белинским, в большой статье [1840] подвергнувшим романтическую риторику автора "Аммалат-Бека". Предельно резкой по тону и отрицательной по содержанию оценке.Творчество М. Сыграло немаловажную роль в истории русской литературы. Оно сильнейшим образом воздействовало на аристократическую часть дворянской литературы 50-х гг. И на творчество ряда писателей, только начинавших свою литературную деятельность.
Отметим в этом плане, с одной стороны, авантюрные повести Вонлярлярского [50-е годы], "Марину из Алого Рога". Маркевича [1872], с другой стороны — "Спальню светской женщины". Ив. Панаева [1832], "Счастливую ошибку". Гончарова [1839] и др. Художники передовых групп русского дворянства, испытывавших воздействие процесса капитализации, или выходили из-под влияния М. Или открыто с ним боролись. Так, Лермонтов, бесспорно многим обязанный М. (картины кавказской экзотики, ряд светских образов, особенно в "Княгине Лиговской", лирическая тематика), преодолевал и самодовлеющий порою батализм М. ("Валерик") и его бездумную эротику.Библиография. I. Русские повести и рассказы, 12 чч., СПб, 1832—1839.
Второе полное собр. Сочин., 4 тт. (12 частей), СПб, 1847 (По счету изд. 4-е). II. Семевский А., А. А. Бестужев, "Отечественные записки", 1860, № 5—7. Его же, А. Бестужев в Якутске, "Русский вестник", 1870, № 5 (письма к родным 1827—1829). Его же, А. Бестужев на Кавказе, там же, 1870, № 6—7 (письма к родным 1829—1837). Белинский В. Г., Полное coбp. Сочин., под ред. С. А. Венгерова, том V, СПб, 1901, стр. 126—160, 552—554 (примеч.). Котляревский Н., Декабристы, кн. А. И. Одоевский и А. А. Бестужев, СПб, 1907. Замотин И., Романтизм 20-х гг. XIX ст. В русской литературе, т. II, СПб, 1913. Алексеев М. П., Тургенев и Марлинский, в сб. "Творческий путь Тургенева", под ред. Н. Л. Бродского, П., 1923. Восстание декабристов, т. I, М. — Л., 1925 (следственное дело А.
А. Бестужева). Измайлов Н. В., А. А. Бестужев до 14 декабря 1825, сб. "Памяти декабристов", т. I, Л., 1926. Прохоров Г. В., А. А. Бестужев-Марлинский в Якутске, там же, т. II, Л., 1926. Ковaрский П., Ранний Марлинский, сб. "Русская проза XIX века", под ред. Б. М. Эйхенбаума и Ю. Н. Тынянова, Л., 1926. Алексеев М., Этюды о Марлинском, Иркутск, 1930. Воспоминания Бестужевых, Москва, 1931.III. Венгеров С., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. III, СПб, 1892. Ченцов Н. М., Библиография декабристов, Москва — Ленинград, 1929.А. Ц.{Лит. Энц.}.
Дополнительный поиск Марлинский
На нашем сайте Вы найдете значение "Марлинский" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Марлинский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 10 символа