Панаева-Карцова, Александра Валерьяновна

159

(урожд. Панаева. По мужу Карцова. Сцен. Псевд. Сандра) [8(20).10.1853, Петербург — февр. 1942, Ленинград] — арт. Оперы (сопрано), камерная певица и педагог. Род. В семье инженера путей сообщения. С шести лет жила в Новочеркасске. С восьми лет начала учиться пению у Л. Леонова (Шарпантье), с 14 брала уроки пения у Н. Ирецкой в Петербурге (один год), затем у Г. Ниссен-Саломан. В 1874—77 по совету И. Тургенева, совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у П. Виардо. (Здесь ее слушал Э. Золя.) В этот период подготовила партии Миньон (под рук. А. Тома), Маргариты ("Фауст", под рук. Ш. Гуно) и дебютировала на оперной сцене в Ницце. В 1878 дебютировала в Петербурге. В 1880-х брала уроки пения у Л. Джонсон-Мисевич. В 1886 выступала (под сцен.

Псевд. Сандра) в Милане (т-р "Даль Верме"), затем пела в Неаполе ("Аида", т-р "Сан Карло"), Триесте, Вероне, Венеции, Флоренции (совместно с А. Мазини). В сезоне 1886/87 под тем же псевд. Прин мала участие в спектаклях Моск. Частной рус. Оперы С. Мамонтова. В апр. 1887 дебютировала в партии Антониды на сцене петерб. Мариинского т-ра. Позднее (до 1893) гастролировала в Москве (Итал. Опера, Рус. Частная опера), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден"), Петербурге (Итал. Опера, вместе с А. Мазини), Варшаве. Обладала голосом "чарующего". Тембра, сцен. Талантом, имела редкой красоты внешность.1-я исп. На рус. Сцене партии Сандры ("Виллисы"). Др. Партии. Марфа ("Царская невеста"), Юдифь ("Юдифь".

А. Серова). Маргарита ("Фауст"), Аида, Джильда, Джоконда, Валентина, Миньон. Партнеры. М. Долина, М. Михайлов, Ф. Стравинский, Н. Унковский. Пела п/у Э. Направника, И. Труффи.С 1877 выступала в симф. И филармонич. Концертах, в т. Ч. В концерте с Э. Тамберликом (по его приглашению), пела также в ансамбле с виолончелистом А. Вержбиловичем. 18 авг. 1877 по инициативе П.-К. Состоялся благотворительный оперный спектакль в пользу Красного Креста в Павловске, где были исп. 3-е д. Из "Жизни за царя". М. Глинки, 3-е и 5-е д. Из "Фауста". (партнеры. Н. Андреев, Н. Булычева и О. Минквиц). В сезоне 1878/79, по совету А. Рубинштейна, принимала участие в благотворительных концертах в пользу жертв русско-турецкой войны. Участвовала в 1-м конц. Исп.

"Евгения Онегина". (1879, салон Ю. Абазы), где исп. Партию Татьяны (партнеры. И. Прянишников, Е. Лавровская, П. Лодий). 5 марта 1887 выступила в петерб. Дворянском собрании вместе с П. Чайковским (с к-рым познакомилась в 1879), где исп. Ариозо Кумы ("Чародейка) и романсы ("Я тебе ничего не скажу", "Ночи безумные", "День ли царит"). Была 1-и исп. Мн. Его романсов. П. Чайковский посвятил певице семь романсов (ор. 47, 1880, в их числе "Кабы знала я", "На землю сумрак пал", "Благословляю вас, леса", "День ли царит", "Я ли в поле да не травушка была").Искусство певицы высоко ценили А. Апухтин, Ф. Достоевский, Э. Золя, братья Рубинштейн, И. Тургенев, Г.

Флобер.В 1893—1916 давала частные уроки пения, затем до 1922 преподавала в Муз. Школе и 2-м Гос. Муз. Техникуме им. М. П. Мусоргского, с 1924 — в муз. Школе при Пролеткульте, с 1925 давала частные уроки. Среди ее учеников — И. Алчевский и В. Сараджишвили.Имеется портрет певицы худож. К. Маковского.Соч. Воспоминания о П. И. Чайковском // Воспоминания о П. И. Чайковском. Сб. Статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 140—161. Автобиография (рук., 24 сент. 1926). — в ГПБ, ф. 816, оп. 1, № 335, л. 46а—49. Краткое жизнеописание (рук., ок. 1941). — Там же, ф. 423, № 1377. Воспоминания о С. П. Данаурове, А. Н. Майкове и др., записанные А. Н. Лбовским 15 авг. 1946. — Там же, № 251.Лит. История одной библиотеки // Сов. Искусство. 1938. № 11. С. 4. Шпицер С. Первая исполнительница роли Татьяны // Ленинские искры (Л.).

1940. 23 марта. Первая Татьяна // Огонек. 1946. № 5. С. 31. Пызин В. Первая исполнительница романсов Чайковского // Нева (Л.). 1971. № 6. С. 220..

Значения в других словарях
Панаева, Авдотья Яковлевна

Писала повести и романы под псевд. Станицкого. Некоторые писала вместе с Некрасовым.{Половцов} Панаева, Авдотья Яковлевна[1819 или 1820—1893] (по второму мужу Головачева) — писательница. Жена писателя И. И. Панаева (см.). С 1846 около 15 лет была гражданской женой Н. А. Некрасова.Лит-ую деятельность начала под псевдонимом Н. Станицкий хроникой "Семейство Тальниковых". [1848], запрещенной цензурой за "подрывание родительского авторитета". Под тем же псевдонимом написала ряд ром..

Панаева, Е. Я.

— см. Головачева-П.{Брокгауз}. ..

Панаевы

— дворянский род, происходящий, по семейным преданиям, от новгородцев Паналимоновых, переселенных Иоанном Грозным в восточную Poccию. Ближайшим родоначальником П. Был Иван Андреевич П. (ум. В 1796 г.), воевода в Туринске и председатель верхнего надворного суда Тобольского наместничества. О внуке его Владимире Ивановиче и правнуке Иване Ивановиче — см. Соотв. Статьи. Род П. Внесен в III часть родословной книги Казанской, С.-Петербургской и Новгородской губ. (Гербовник, XI, 107).В. Р. {Брокгауз}. ..

Паназеров

(Panazerow), рисовальщик-офортист. Ум. 1879 г. Работал в 1876—1878 гг. В мастерской Кастелли и награвировал там большую часть портретов-заметок на медальных досках Иверсена. Все они перечислены под именем Кастелли. Его работы:1. Бегство Димитрия Самозванца из корчмы. "гр. Паназеров 1871". 7.2 х 9.11. С картины Г.Г. Мясоедова.2. Крестьянка с ребенком на коленах. 11 х 8.7*, с подписью. "Пис. Пелевин грав. Паназеров 1872".{Ровинский}. ..

Дополнительный поиск Панаева-Карцова, Александра Валерьяновна Панаева-Карцова, Александра Валерьяновна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Панаева-Карцова, Александра Валерьяновна" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Панаева-Карцова, Александра Валерьяновна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 40 символа