Резенер, Федор Федорович

47

— замечательный педагог, писатель. Род. В 1825 г., ум. 25-го августа 1881 года в Петербурге. В раннем детстве он лишился родителей, и первые годы его протекли среди нужды и лишений, а затем он был отдан в Гатчинский Сиротский Институт. Тяжелое детство и суровая школа рано закалили характер Резенера, выработали из него сильного духом человека, всегда умевшего справиться с собой, могшего идти упорно к намеченной цели, и ради идеи или убеждения способного доходить до самоотвержения. Рано пробудилась в нем и любознательность, перешедшая потом в неудовлетворимую жажду знаний. По окончании курса в Институте он, в числе лучших учеников его, поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Здесь ему пришлось пробиваться кое-как, дешевыми уроками и переводами и почти всегда жить впроголодь.

Необыкновенные способности, даже при отсутствии достаточного свободного времени, дали ему возможность образовать себя в университете самостоятельно и разносторонне. Будучи студентом, P. Основательно изучил философию и, всегда интересовавшую его, историю педагогики. На І курсе он, пожелав в английском оригинале прочитать какую-то книгу, захотел выучиться этому языку (немецким и французским он овладел еще в Институте) и, раздобыв английскую грамматику, лексикон и два евангелия — русское и английское, он заперся в своей комнатке, и, в два месяца, один, самоучкой, прочтя несколько раз английское евангелие, овладел языком настолько, что мог переводить для журнала сочинения Маколея, а впоследствии явился единственным у нас переводчиком "Логики".

Милля. В 1849 году Резенер окончил курс университета со званием действительного студента и поступил на службу в Военное Министерство, но, не чувствуя охоты и желания к этой службе, вышел в 1858 году в отставку. Жил он после этого на небольшой заработок от переводов в журналах. Выступившее около этого времени на сцену педагогическо-общественное движение захватило и P., и он принял деятельное участие в открывшемся тогда, под редакцией О. И. Паульсона, журнале "Учитель". Тогда же небольшим кружком — из студентов Петербургского университета и нескольких молодых людей, уже окончивших свое образование (в состав кружка входили. В. И. Струбинский, К. Д. Кавелин, П. В. Макалинский. Морские офицеры. Д. К. Глинка, Старицкий, А. Н.

Страннолюбский и Н. Н. Страннолюбский. Вольнослушатель университета Н. М. Пальмин и студенты. Н. К. Вебер, Виньери, Н. А. Гомзин, В. П. Острогорский, А. Е. Скобельцын, В. М. Сорокин и А. Сперанский), было основано Василеостровское бесплатное училище. Случайно узнав об этом, P. Заинтересовался кружком и прямо явился в его собрание. Вскоре он стал во главе кружка и руководил им. Он привлек к занятиям новых членов, привел собрания в систему и порядок и побудил членов более серьезно приняться за подготовку к будущей деятельности. Резенер знакомил кружок с сущностию теорий Руссо, Песталоцци, Дистервега и др. К теоретической части собраний присоединились изучение и составление отдельных методик и практические занятия. С 1859 и по 1866 год он был в числе учителей Василеостровской школы.

Много труда и лишений пришлось перенести P. В должности учителя. Материальная необеспеченность школы заставляла его выискивать, где только можно было, пожертвования деньгами, книгами и школьными вещами. Часто по целым ночам сидел он за переводами и статьями, с большими хлопотами доставал переводы другим членам кружка, редактировал эти переводы и вообще с удивительной энергией отдавался заботам о том, чтобы пополнять скудный бюджет школы, или чтобы купить платье и книги почти нищим ученикам. Благодаря ему, школа скоро обогатилась многими учебниками, отличной библиотекой, состоявшей из лучшего, что являлось в литературе для детского чтения. Кроме материальных невзгод Р., как человеку, беззаветно преданному педагогическому делу, приходилось страдать от тех инсинуаций, которые были бросаемы и в литературе, и в обществе на эти бесплатные школы.

Много мужества нужно было иметь, чтобы устоять, не пасть духом в таких тяжелых обстоятельствах. Успокоение от всего этого Резенер находил только среди детей, к которым его теплое, сердечное отношение давало удивительные результаты. Они быстро привязывались к школе, с охотой учились и становились мягче и добрее даже в играх и в отношениях как товарищеских, так и дисциплинарных. Заботы Р. О детях не ограничивались школой. Он знал семейное положение каждого ученика, принимал участие во всех его радостях и горестях, тешил их подарочками и лакомствами. На собственные скудные средства снабжал их книжками и письменными принадлежностями, организовал, раньше существовавшую случайно, помощь платьем, обувью, а в крайности даже и пищей, не говоря уже о лекарствах для больных.

Несмотря ни на какие невзгоды, известность школы быстро росла, с разных сторон приезжали сюда учиться преподаватели и знакомиться со школой интеллигентные лица. Чиновники Министерства Народного Просвещения также посещали школу и осыпали ее самыми лестными похвалами. Школа быстро разрослась и приходилось несколько раз менять помещение. В 1860 году Резенер был избран, для придания единства школе и для определенного порядка, "постоянным лицом", как бы выборным инспектором. С 1866 года, с закрытием Василеостровской школы, и до 1869 года педагогическая деятельность Резенера на время прекратилась. Он в это время почти исключительно занимался литературой. В 1869 году Комитет общества для устройства в России земледельческих колоний и ремесленных приютов, наметив в лице Резенера будущего директора Приюта, командировал его за границу, с целию изучения способов исправления детей.

Через год P., посетив прусские, саксонские, бельгийские, голландские и виртембергские исправительные заведения, возвратился из-за границы и представил о своем путешествии замечательный отчет, напечатанный в "Вестнике Европы". За 1870 г. (№ 10), а в 1871 году был назначен директором ремесленного Приюта. Здесь деятельность Резенера была поистине изумительна. В уставе заведения был, между прочим, пункт, по которому одним из воспитательных средств должно быть "личное влияние директора", и P., считая этот пункт наиболее священным, буквально жил среди своих питомцев, не имея особой комнаты. Одевался, как они, в блузу, ел с ними за одним столом и ту же грубую пищу, не пил чаю, перестал курить.

Работал он с ними целый день, от раннего утра до ночи, а ночью, когда все спали, подготовлялся к урокам следующего дня. Был и воспитателем, и учителем, и работником, и даже товарищем игр и дальних прогулок питомцев, которые всегда сопровождал живыми рассказами из области естествознания. Мало того, он и жалованье свое почти все тратил на этих порочных, отверженных ребятишек, покупая им книжки, лакомства и игрушки, чтобы хоть чем-нибудь потешать их, вознаградить для них отсутствие близких к ним лиц. И дети любили его, как отца, были откровенны с ним, и самый легкий выговор его считали величайшим для себя наказанием. Члены комитета не раз ездили в колонию учиться у P. И всегда выносили самое отрадное чувство.

Но через три года, в 1873 году, Резенер по болезни, к крайнему своему сожалению, должен был оставить эту должность. В период времени с 1875 по 1878 год, зная плодотворное воздействие его на умы и сердца малолетних преступников, его несколько раз упрашивали поступить в воспитатели малолетнего отделения сперва тюремного замка, а потом Коломенской части, с самыми широкими правами в выборе себе помощников и способов исправления, с большим жалованьем, но он каждый раз, несмотря на крайнюю материальную нужду, отказывался, — потому что считал невозможным перевоспитать детей в тюремных стенах. За несколько лет до смерти Резенер был старшим воспитателем в приюте Тименкова и Фролова на Выборгской стороне, откуда ушел вследствие вмешательства в его воспитательскую деятельность и неисполнения его разумных требований.

Затем Министр Народного Просвещения Сабуров, имевший в виду дать со временем Р. Достойное его, более широкое поле педагогической деятельности, назначил его учителем русского языка в Митавскую гимназию. Но распущенность, неурядицы и враждебное отношение к нему сослуживцев, не дававшие ему работать сколько-нибудь разумно и добросовестно, заставили его через два-три месяца уйти из гимназии. Незадолго до смерти он получил место преподавателя педагогики в Тверской Учительской Женской Семинарии, но вскоре у него открылось психическое расстройство, как следствие непрестанных трудов и лишений всей его жизни. Он был перевезен в Петербург, в Удельную больницу, и там через три месяца скончался на 56 году от роду.

Кроме учительской и литературной деятельности, Резенер был еще членом С.-Петербургского педагогического Общества, Комитета грамотности при Вольно-Экономическом Обществе. Резенеру принадлежат следующие труды. "Смысл русских предлогов и предложных глаголов". ("Учитель". 1866 г., стр. 14, 57 и 149). "Психо-физиологические этюды А. Бэна", перевод с английского, СПб., 1869 г. "Отчет о путешествии". ("Вестник Европы". 1870 г., кн. 10). "Мир в картинках, Германа Вагнера", перевод с немецкого, СПб. 1870 г. "Руководство к обучению грамоте", СПб. 1870 г. (вместе с г. Волковым). "Книжка для чтения при обучении грамоте", СПб. 1870 г. (тоже с Волковым). Изд. 2-е, СПб. 1874 г. "Школьные годы Тома Брауна", повесть, перевод с немецкого, СПб.

1875 г. "Святочные рассказы Чарльза Диккенса", перевод. С английского, СПб. 1875 г. "Что окружает нас", чтение для детей среднего и старшего возраста, СПб. 1876 г. "Сборник древних классиков для русских читателей. Цицерон в изложении Лукаса Коллинза", перевод с английского, СПб. 1876 г. "Древние классики для русских читателей. Гомер и Платон в изложении Коллинза", перевод с английск., СПб. 1876 г. "Новая Библиотека для юношества. Жизнеописание замечательных женщин с портретами и рисунками в тексте", СПб. 1878 г. "Буквы-картинки", пособие при обучении грамоте, СПб. 1879 г. Кроме того, он участвовал в переводе "Истории Шлоссера". (СПб. 1861—1865 г.) и "Системы логики Милля".

(СПб. 1864 г.) и сотрудничал в "Учителе", где проводил в статьях, которые останутся в ряду лучших страниц русской педагогической литературы, — свои гуманные воспитательные идеи, в "Женском Образовании", "Детском Чтении". И "Народной Школе". "Вестник Европы". 1881 г., № 11, стр. 421—427. Некролог В. Острогорского. В. Острогорский, "Из истории моего учительства", СПб. 1895 г., стр. 142—198. "Русская Старина". 1888 г., № 12, стр. 638—647, статья. Воспоминания старого студента", В. М. Сорокина. Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей". Вып. І, СПб. 1885 г., стр. 42. Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза, т. XXVI, СПб. 1899 г., стр. 476. "Учитель", 1866 г.И.

Давидович.{Половцов} Резенер, Федор Федорович(1825—1881) — педагог и писатель. Окончил курс в С.-петербургском университете по юридическому факультету. Служил сначала в военном министерстве. С 1859 г. Начинается его педогогическая деятельность в качестве члена Спб. Педагогического общества и комитета грамотности при Вольноэкономическом обществе и распорядителя Василеостровского бесплатного училища (закрытого в 1866 г.). В 1869 г. Р. Был отправлен Комитетом общества для устройства в России земледельческих колоний и ремесленных училищ за границу с целью изучения способов исправления порочных детей. По возвращении оттуда (1870) он три года занимал должность директора ремесленного исправительного приюта близ С.-Петербурга.

Строго следуя своему принципу, что лучшим исправительным средством является личное влияние директора, он буквально жил среди питомцев и этим достигал изумительных результатов. Последние годы жизни Р. Был воспитателем приюта Тименкова и Фролова, преподавателем русского языка в митавской гимназии и педагогики в Тверской учительской женской семинарии. Умер душевнобольным. Главные труды Р., кроме переводов. "Отчет о путешествии за границу". ("Вестник Европы", 1870 г., № 10 — первая подробная статья на русском языке об исправительных заведениях Пруссии, Саксонии, Бельгии, Голландии и Вюртемберга), "Руководство к изучению грамоты". (СПб., 1870. Составлено вместе с Волковым), "Книжка для чтения при обучении грамоте".

(СПб., 1870, тоже с Волковым. Изд. 2-е, 1874), "Что окружает нас". (чтение для детей и среднего и старшего возраста, СПб., 1876), "Новая библиотека для юношества. Жизнеописания замечательных женщин". (СПб. 1878), "Буквы картинки", пособие при изучении грамоты". (СПб., 1879). В своих педагогич. Статьях (в "Учителе", "Детском чтении", "Народной школе", "Женском образовании") Р.с особенною настойчивостью проводил принцип уважения к личности ребенка и возбуждения в нем нравственного достоинства и благородного самолюбия. Он требовал ведения дела воспитания без всяких наказаний. Обладая массой разнообразных сведений, Р. Писал живо и увлекательно. См. Некролог В.

Острогорского в "Вестнике Европы", 1881, № 11. "Воспоминания старого студента". Сорокина в "Русской старине", 1888, № 12. Языков, "Обзор жизни и деятельность умерших писателей". (вып. I и след.). В. Острогорский, "Из истории моего учительства". (СПб., 1895).В. Р—в.{Брокгауз}Резенер, Федор Федоровичпедагог, писатель и переводчик с европейск. Языков. Род. 1825 г., † 1881 г. 25 авг.{Половцов}.

Значения в других словарях
Резе

Инженер в службе Петра I, строивший Новодвинскую крепость у Архангельска.{Половцов}. ..

Резенер, Матвей

Капит.-командор, с 1757 г. В отставке с 1763 г. † в 1780-х годах.{Половцов}. ..

Резепова, Елена Борисовна

Председатель Саратовского обкома профсоюза работников среднего и малого бизнеса. Родилась в 1948 г. Образование высшее, агроном-экономист. Увлечения. Театр, музыка.. ..

Резимон, Иван Степанович

— профессор и исправляющий должность директора Института Инженеров Путей Сообщения. Род. В 1768 г. В 1809 г., при открытии Института Корпуса Инженеров Путей Сообщения, Р. Был назначен туда профессором, с чином майора, 11-го апреля 1829 г. Произведен в генерал-майоры и впоследствии был помощником директора Института по учебной части. В конце 1835 г. Он временно исправлял должность директора, в 1833 г. Получил орден св. Анны 1-й ст., а в 1836 г. Вышел в отставку. Умер 2-го марта 1844 г. В Петербур..

Дополнительный поиск Резенер, Федор Федорович Резенер, Федор Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Резенер, Федор Федорович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Резенер, Федор Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 24 символа