Ремезов, Семен Ульянович

262

— Тобольский сын боярский, летописец и картограф Сибири, жил в конце XVII и начале XVIII столетий. Он — автор так называемой "Краткой Сибирской (Кунгурской) летописи", изданной Археографической Комиссией в 1880 г. В виде литографированного факсимиле со 154 рисунками. Благодаря последним, она, помимо своего исторического значения, заслуживает внимания и как любопытный памятник культуры того времени. В 1849 г. Ее напечатал, вместе с другими летописями, Небольсин в своей книге. "Покорение Сибири". Летопись Ремезова начинается данными о Ермаке с 1577 года, описывает его поход, начало которого автор относит к 1579 г., когда умер Кучум. Затем в ст. 135 говорит об установлении при архиепископе Нектарии церковного обычая — провозглашать вечную память Ермаку и его дружине.

Далее, с 136 ст. И до конца летопись излагает разные нравоучительные соображения по поводу великого события — завоевания Ермаком Сибири. Летопись эта значительно разнится от Строгановской и Есиповской, как более подробным иногда изложением фактов, так и представлением многих событий совершенно в ином виде против того, в каком они являются в двух первых, более старых летописях. Так, инициативу похода летопись приписывает Ермаку с товарищами. M. Строганов был только невольным поставщиком припасов и оружия для дружины Ермака. Ввиду энергического требования и даже угроз со стороны атаманов, Строганов был вынужден доставить казакам все необходимое для похода. Другую особенность Ремезовской летописи составляет ее хронология.

Годовые данные большей частью заведомо не верны и до того перепутаны, что иногда годы, более ранние, являются после годов позднейших, но, напротив того, месячные даты Ремезова, нередко сходные со Строгановскими, доказывают тем самым, что они заимствованы из каких-либо, нам не известных, но не совершенно ненадежных источников. Это соображение позволяет пользоваться летописью Ремезова, как источником, дополняющим Строгановскую летопись в некоторых подробностях о походе Ермака, но с большой осторожностью, так как несомненен и тот факт, что Ремезов внес в свой рассказ много русских и даже инородческих преданий и легендарных сказаний. Впервые летопись Ремезова была открыта в Тобольске Г. Ф. Миллером, который, не зная Строгановской летописи, отнесся к ней с большим доверием и на ней основал свой рассказ о завоевании Сибири.

Фишер и князь M. M. Щербатов следовали в этом отношении Миллеру. Карамзин отнесся к ней отрицательно, Соловьев вовсе не пользовался, Небольсин хотя и соглашается с Карамзиным, что Ремезов не заслуживает доверия, однако, признает, что в нем есть места, где он ставит читателя в необходимость смотреть на предмет с иной точки зрения. В нашем веке Ремезов нашел себе последователя в лице П. А. Словцова, а в самое последнее время основные воззрения летописи Ремезова стал поддерживать Д. И. Иловайский в своей "Истории России". (т. III, Москва. 1890, стр. 389, а также прим. 70 к гл. X). Гораздо более важное значение имели и имеют труды Ремезова по картографии Сибири, которым он посвятил целый ряд лет. Подробно ход его работ описан им самим в "Писании до ласкового читателя".

(т. Е., предисловии к "Чертежной книге Сибири"). К сожалению, из всех их сохранилась только одна, относящаяся к 1701 году. В этом году Ремезов, при помощи своих сыновей, составил на 23-х листах "Чертежную книгу Сибири". Этот атлас с предисловием к нему (см. Выше) самого Ремезова издан был Археографическою Комиссией в 1882 г. В СПб. На первом листе "Книги". Находится план Тобольска, затем —18 карт земель, подведомственных сибирским городам или острогам от Верхотурья и Тобольска до Якутска и Нерчинска. Потом "Чертеж земли безводной и малопроходной каменной степи", т. Е. Степей, прилегающих к Сибири на юго-западе. Далее — сводная карта всей Сибири под названием "Чертеж всех сибирских градов и земель".

Карта Великопермского и Печорского поморья и, наконец, карта распределения инородческих племен. Ремезов хотя и чертил карту "церкилным розмером". И по компасу, но о географической сети не имел еще никакого понятия, и вместо нее ему служила гидрографическая сеть. Нанесение на карту мелких фактов у него определялось речной сетью. С нашей точки зрения атлас Ремезова, понятно, полон курьезов. Так, части Сибири, чем они ближе к Ледовитому океану, тем, относительно, короче и меньше, а сама Сибирь вышла четырехугольной. Реки нанесены толщиной в палец, города занимают по несколько квадратных миль и проч. Но в свое время даже подобные карты должны были иметь огромное значение. Возникнув из потребностей центрального управления, они могли достаточно удовлетворять современное правительство, так как оно, с помощью их, могло с приблизительной верностью определить себе положение известных областей по странам света, которые обозначены магнитной стрелкой.

Везде также показаны расстояния мест, исчисляемые днями пути, а около Тобольска и верстами. Следовательно, правительство могло уже сделать приблизительный расчет, сколько времени понадобится, чтобы дойти указу в ту или другую область отдаленной колонии. С другой стороны, подробность, с какой наносились Ремезовым даже мелкие факты, и его точность в населеннейших местах придали его атласу то значение, что из него, как и из некоторых других старинных трудов этого рода, можно было черпать кое-что для улучшения новейших карт России. В настоящее время этот памятник важен в двух отношениях. Во-первых, он содержит данные для истории увеличения знаний русских людей о географии северной и средней Азии, а во-вторых, представляет богатый материал, относящийся к истории русской колонизации и распределения, — сильно разнящегося от нынешнего, — инородческих племен в Сибири в минувшее время.

Ремезов не был первый картографом Сибирским. Ему был известен целый ряд чертежей его предшественников, к которым, впрочем, он относится довольно презрительно. Чертежи эти, за исключением одного, не сохранились до нашего времени, и атлас Ремезова является поэтому единственным в своем роде памятником русской исторической географии. Кроме чертежей, источниками Ремезову служили. Географические рукописи, т. Е., различные писцовые, переписные, ясачные книги, статейные списки посольств и проч. И устные расспросы и "скаски". Бывалых людей. Так, например, сохранилось известие, что Ремезов пользовался "скаской". Знаменитого В. Атласова. Атлас Ремезова долгое время считался утерянным. Несмотря на то, что еще А.

X. Востоков в своем известном описании Румянцевского Музея поместил (на 483 стр.) предисловие к нему (с некоторыми пропусками), только в 1857 году обратил на него должное внимание академик А.Ф. Миддендорф, который и оценил его по достоинству. Кроме летописи, подлинник которой, приведенный Г. Ф. Миллером, хранится в Библиотеке Имп. Академии Наук, и атласа, хранящегося в Румянцевском Музее, до нас дошел еще один труд Ремезова. "Переписная книга дворов и людей Тобольского уезда", относящаяся к 1710 году. Составлена она весьма обстоятельно и любопытна этом отношении, что в ней находится собственноручная роспись Семена Ульяновича Ремезова, до последнего времени считавшегося Емельяновичем. Ремезовым же составлена карта, переданная, по Высочайшему повелению, в 1907 г.

В Имп. Русское Географическое Общество из Екатерингофского дворца Петра І. Эта карта исполнена вследствие указа Сибирского Приказа от 10 января 7204 (1696) г. // .

Значения в других словарях
Ремезов, Семен Ульянович

Тобольский боярский сын, сибирский летописец и географ. Его " Краткая сибирская (или кунгурская) летопись" была открыта впервые известным Миллером, в бытность его в Тобольске. Миллер, а за ним и Фишер, придавали этой летописи большое значение. В XIX в. Ей следовал сибирский историк Словцов. Н. М. Карамзин первый стал отрицать ее значение, как исторического документа. Спасский говорит, что она "обезображена неверностями и погрешностями". Невысокого мнения о летописи Р. И П. И. Небольсин. Изданная..

Ремезов, Петр

— резчик из дерева XVII века. Состоял при Оружейной Палате. В 1641 г. Он сделал надпрестольную сень в церковь Чуда Архистратига Михаила, в Чудовом монастыре, а в 1626 г. Исправлял амвон в Успенском соборе.И. М. Снегирев. Москва, т. II. М. 1873 г., стр. 213. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М. 1884 г., стр. 9. Д. В. Григорович. Очерки Художественно-промышленных производств. II. Ваяние и резьба из дерева. "Вестник Изящных Искусств". 1886 г. Памятники древнерусског..

Ремезов, Семен

Тобольский житель, составитель Тобольск. Летописи, довед. До 1649 г., и описания Сибири начала XVIII в.{Половцов}. ..

Ремезов, Сократ Андреевич

(1792—1868) — писатель. Воспитывался в московском благородном пансионе. Будучи председателем состоявшей при министерстве финансов строительной комиссии, развел близ Петропавловской крепости Александровский парк. Позже управлял экспедицией заготовления государственных бумаг. Напечатал нравоучительный сборник. "Щастливый воспитанник или долг благородного сердца". (российское сочинение, Москва, 1808).{Брокгауз} Ремезов, Сократ Андреевичт. С., управлявший Экспед. Загот. Гос. Бумаг, 1852—55..

Ремезова, Валентина Михайловна

[23. 10. 1864, Рязань — ?] — арт. Оперы (меццо-сопрано). В 1889 сдала экзамен по вокалу в Моск. Конс. В 1890—91 выступала на сцене моcк. Большого т-ра. Среди партий — паж Урбан.. ..

Дополнительный поиск Ремезов, Семен Ульянович Ремезов, Семен Ульянович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ремезов, Семен Ульянович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ремезов, Семен Ульянович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 24 символа