Савватий, преподобный Соловецкий

102

— преподобный Соловецкий. Род., по всей вероятности, во 2-й половине XIV столетия, преставился по Соловецкой летописи в 1434 г., 27 сентября. О жизни преп. Савватия до появления его в Кириллове Белозерском монастыре, где он подвизался в начале XV ст., ничего неизвестно. Людна и шумна показалась иноку Савватию Белозерская обитель, и он ушел на Валаамский остров, чтобы жить там настоящей монашеской жизнью. На Валааме под руководством опытного в иночестве старца Савватия начал монашескую жизнь Геннадий, впоследствии архиепископ Новгородский, вспоминавший своего наставника, как "старца житием велика и свята". Но как ни дик и уединен был Валаамский остров, как ни сурова жизнь братии, Савватий, жаждавший подвигов пустынножительства и наслушавшийся рассказов о Соловецком острове, оставил Валаам и удалился к берегам Белого моря, к устью р.

Выга. Здесь близ одной часовни он встретил подобного себе пустынножителя старца Германа, который бывал прежде на Соловецком острове. Савватий уговорил Германа отправиться с ним вместе на Соловецкий остров для пустынного жития (в 1429 г.). На безлюдном острове, только изредка посещаемом малочисленными жителями Поморья ради рыбного и звериного промысла, Савватий прожил пять лет. В последнее время он оставался один, так как Герман переехал жить на материк. Незадолго до своей кончины Савватий переехал обратно на берег, к устью р. Выга и здесь скончался в 1435 г. 27 сентября в келье близ часовни, в той местности, где он жил некогда с Германом. Игумен Палеостровского монастыря Нафанаил и один новгородский купец, случайно бывшие в тех местах, предали земле тело почившего.

Но пустынные труды Савватия и кельи, поставленные им вместе с Германом на Соловецком острове, не остались забытыми. Через год после кончины преп. Савватия пришел к берегам Белого моря другой искатель пустыни Зосима. На р. Суме он встретился со старцем Германом, который "сказа ему вся поряду, яже о блаженнем Савватии и о состоянии острова того Соловецкого и о угодных местах к устрою монастыря". Увлеченный рассказами Германа, Зосима захотел продолжать дело, начатое иноком Савватием, что он и совершил с полным успехом. Основался Соловецкий монастырь. Зосима отыскал могилу преп. Савватия, и счел своим долгом перевезти (в 1465 г.) в Соловки мощи подвижника. В окружной грамоте митрополита Макария 1547 г. Предписывается уже "пети и праздновати повсюду апреля в 17 день новым чудотворцем преподобным отцем Саватею и Зосиме Соловецким".

(А. А. Э., т. I, № 203). Житие преп. Зосимы и Савватия написано Соловецким священником Досифеем, учеником преп. Зосимы († 1478 г.) отчасти по личным воспоминаниям, отчасти по рассказам старца Германа. Литературную обработку дал житию митрополит Спиридон, пометивший свой труд 1503 г.Ключевский, "Древнерусские жития святых", 198—203, 269. Яхонтов, "Жития св. Северно-русских подвижников поморского края, как исторический источник", 1—37. Барсуков, "Источники русской агиографии", 484—492. Ключевский, "Хозяйств. Деятельность Соловецкого монастыря". (Моск. Университетские Известия. 1866—1867 гг., № 7). "Черноризца Зиновия слово на память преп. Савватия Соловецкого". (Православный Собеседник, 1859 г., III).

Зверинский, "Материалы для историко-топографического исследования о монастырях", II, № 1151.А. Воронов.{Половцов}.

Значения в других словарях
Савватий, митрополит Астраханский и Терский

— митрополит Астраханский и Терский в 1683—1696 гг. Савватий был постриженником Шаровкина монастыря Калужской губ. (а может быть, и строителем его в 1675—1677 гг.) и затем — в числе патриарших крестовых иеромонахов. В апреле или в марте 1683 г. Савватий был хиротонисан в митрополита Астраханского и Терского. М. Савватий был замечателен своею ревностью и самоотвержением во время чумы, свирепствовавшей в Астрахани с 1 июля 1692 г. По декабрь 1693 г. Он безбоязненно и безотлучно продолжал в городе ..

Савватий, преподобный

— основатель Соловецкого монастыря († 27 сентября 1435 г.). Был сначала в Кирилло-Белозерском монастыре, но услышав, что на о-ве Валааме есть монастырь, где иноки ведут жизнь более строгую, перебрался туда и по-прежнему удивлял братию своим терпением и смирением. Ища места для совершенного уединения и безмолвной молитвы, он узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой остров, никем не населенный. Он вышел из монастыря Валаамского и поселился сначала у часовни на р. Выге, ..

Савватий, преподобный Тверской

Основатель Савватиев. Пустыни, около 1434 г. Память 2 марта.{Половцов}. ..

Савватий, преподобный Тверской и Оршинский

— преподобный Тверской и Оршинский, жил в конце XIV и в начале XV столетий (точно ни год рождения, ни год кончины неизвестны). Родиной преп. Савватия считают Тверскую губернию, но где именно он родился, чей был сын и с каких лет отдался иноческим подвигам, — сведений об этом не имеется. Известно только, что, до поселения в пустыни, преп. Савватий путешествовал в Иерусалим и принес оттуда частицу животворящего креста Господня. До путешествия и некоторое время по возвращении из Иерусалима, преп. С..

Дополнительный поиск Савватий, преподобный Соловецкий Савватий, преподобный Соловецкий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Савватий, преподобный Соловецкий" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Савватий, преподобный Соловецкий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 32 символа