Сагатовский, Валерий Николаевич
(р.11.01.1933) — спец. По метафилос., онтологии, гносеологии, филос. Антропологии. Д-р филос. Наук, проф. Род. В Ленинграде. В 1955 окончил филос. Ф-т ЛГУ. Работал учителем на Горном Алтае. С 1959 по 1977 преподавал филос. В Томске (мед. Ин-т. С 1959 — асс., с 1965 — доц., 1969 — зав. Кафедрой. Ун-т. Проф. С 1973), с 1977 — в Симферополе (ун-т. Проф., с 1984 — зав. Кафедрой). С 1993 — проф. СПбГУ. Действ. Чл. Академии гуманит. Наук. Канд. Дисс. — "Чувственные основы и логическая природа понятия". (1962). Докт. Дисс. — "Основы систематизации всеобщих категорий". (1969). Как отмечает С., не принимая новых догм о "конце метафизики", смерти Бога и человека и стремясь избежать крайностей как идеол. Ангажированности, так и "игры в бисер", он последовательно разрабатывал целостную филос.
Концепцию "развивающейся гармонии". Как основу ноосферного мировоззрения. Искомая целостность, по убеждению С., задается онто-антропологич. Принципом (укорененность сущностных человеч. Качеств в атрибутах бытия) и принципом взаимодополнительности нередуцируемых друг к другу уровней бытия (способов существования, данности друг другу). Такими уровнями являются материя (существующая относительно объективных взаимодействий), идеальное (душа, экзистенция), существующее относительно субъективной интерпретации, и трансцендентное (дух), как непредикативная самотождественность целого. Этот подход позволил в метафилос. Рассмотреть философствование как рефлексию предельных оснований и сущностных возможностей отношения человека к миру.
В онтологии построена специфическая система всеобщих категорий — сначала как атрибутов материи, а в наст. Вр. — как атрибутов бытия в целом. Дана трактовка соотношения относительного и абсолютного бытия как коррелятивного взаимодействия и присутствия, в к-рой осуществлена критика любых попыток натурализации и антропоморфизации абсолюта. В гносеологии предложена уровневая концепция идеального бытия человека как единства реля-тивно-информац. И субстанциального (фундам. Настроя) уровней. Продолжены в применении к совр. Реалиям отеч. Традиции "цельного знания". И "цельного опыта", рассмотрены в этом контексте специфика и возможности интервального и системного подходов. Показано соотношение субъектно-объектного познания, субъектно-субъектного понимания и глубинного общения с трансцендентной реальностью (в конкретной интерпретации — науки, искусства и нравственности, религ.
Чувства, осн. Формами к-рых являются стремящееся к однозначности знание, полиинтерпре-тируемый символ-метафора и "мудрость молчания". В медитации). В филос. Антропологии и аксиологии показано соответствие систем сущностных (интегральных) качеств человека — универсальных аспектов жизнедеятельности — базовых ценностей. Отстаивается позиция, согласно к-рой сущностью человека является диалектика свободы и ответственности в творч. Доопределении бытия. В соц. Филос— очерчены основы целостно-интеракционного подхода, где жизнедеятельность соц.-антропологич. Целостности предстает как взаимодополнительное единство естеств.-ист. Процесса, деятельности и глубинного общения в динамике, а в статике соответственно как единство естеств.-ист.
Формации (обобщение понятия обществ.-экон. Формации), культуры и дух. Атмосферы. Предложены критерии нормы и прогресса в нелинейном ходе истории с позиций органического единства осн. Уровней бытия мира и человека и роли последнего в космич. Процессе "становящегося всеединства". На основе свободного выбора. В целом разрабатываемая филос. Концепция служит обоснованием филос.-мировоззренч. Направления — антпропокосмизма, в к-ром на смену антропоцентризму (приоритет человека) и тео- или космоцентризма (приоритет надчеловеч. Сущностей) приходит идея паритета, диалога и сотворч. Человека и мира. Реализацией идей антропокосмизма должна явиться стратегия движения к ноосфере как развивающейся (т. Е. Содержащей в себе имманентный момент противоречий и трагичности) гармонии личности, об-ва и природы на основе принятия самоценности каждой из сторон.
И это — единственная альтернатива глоб. Катастрофе. Применяя свою филос. Концепцию к разработке соответствующего мировоззрения, С. Предпринял анализ "русской идеи", суть к-рой он видит в принятии соборности (солидарности), преодолевающей на основе взаимного признания самоценности индивидуального и целого, ограниченности индивидуализма и либерализма, с одной стороны, и коллективизма и тоталитаризма, с др. С этих же позиций он рассмотрел проблемы и перспективы в решении глоб. Проблем.Соч. Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском познании. Томск, 1968. Вселенная философа. М., 1972. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973. Метод сравнительного категориального анализа // Материалы XV Всемирного конгресса по философии.
М., 1974. Деятельность как философская категория // ФН. 1978. № 2. Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования. Ежегодник—1980. М., 1981. Общественные отношения и деятельность // ВФ. 1981. № 12. Весы Фемиды и суд совести. М., 1982. Культура и диалектика общественного развития // Культура и диалектика. Куйбышев, 1983. Об интервальном подходе к парадоксам // Диалектика и стиль мышления. Севастополь, 1983. Истина в ее отношении к деятельности и действительности // Истина как гносеологическая категория. Свердловск, 1983. Философия как рефлексия культурных ценностей // Материалы XVII Междунар. Конгресса. М.,1983. Философия как деятельность. (Депонировано в ИНИОН). М., 1988. Об эмпирическом базисе философии // ФН.
1988. № 12. Рациональное и иррациональное в деятельности // Рациональность науки и практики. Закономерности сближения. Свердловск, 1989. Категориальный контекст деятельного подхода // Деятельность. Теории, методология, проблемы. М., 1990. Ключевые ценности образования // Студия гу-манистика. Прага. 1990. № 2 (на англ. Яз.). Ценностное основание гуманитарной экспертизы // Гуманитарная экспертиза. Новосибирск. 1992. Целостно-интеракционный подход к философии истории // Западная и русская историография. Современные взгляды. Нью-Йорк, 1993 (на англ. Яз.). Социальная философия. В поисках целостности // Социально-политический журнал. 1994. № 3—4. Русская идея. Продолжим ли прерванный путь. СПб., 1994. Антропологическая целостность. Статус и структура // Очерки социальной антропологии.
СПб., 1995. Человеческие качества и система базовых ценностей // Ценностные исследования. 1996, июнь. Нью-Йорк (на англ. Яз.). Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Ч.1. Философия и жизнь. СПб., 1997. Онтология и семиотика диалога // Философский поиск. Минск. 1997. № 3. О судьбах философии // Категории. М., 1997. № 2. Так что же такое духовность. // Школа духовности. М., 1998. № 2. Философия развивающейся гармонии. Ч.П. (Онтология. Мир и Человек. Укоренен ли Человек во Вселенной?). Ч.III. (Антропология. Человек и Мир. Укоренена ли Вселенная в Человеке?). СПб., 1998—1999. Есть ли выход у человечества (критика образа жизни). СПб., 2001..
Дополнительный поиск Сагатовский, Валерий Николаевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Сагатовский, Валерий Николаевич" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сагатовский, Валерий Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 31 символа