Тареев, Михаил (Максим) Матвеевич

106

[07.(19)11.1867 — умер между 20.05—04.06.1934] — философ, богослов. Род. В Рязанской губ. Учился в дух. Училище и семинарии. Окончил Моск. Дух. Академию. После защиты дисс. — проф. Кафедры "нравств. Богословия". Этой академии (1902—1918). Преподавал филос. И полит. Экономию в Ярославском юрид. Ин-те, Загорской Военно-электротехнич. Академии (1918—1927). В основе филос. Построений Т. Лежит дуалистическое представление о двух сферах жизни. Дух. И природной, точкой пересечения к-рых является человек, одинаково принадлежащий этим двум "разнородным". Сферам и трагически переживающий двойственность своего положения. При этом центр. Место в филос. Антропологии Т. Отводится не человеку как таковому, а христианину. Согласно Т., дух. Жизнь реальна только в христианстве, а, следовательно, и осн.

Двойственность дух. И естеств. В человеке реальна лишь в христианине. При этом Т. Признает свободное развитие "естества". "свобода духа имеет точку опоры только в свободе плоти". (Основы христианства. Т.3. С. 123), а свобода плоти состоит в свободе личного начала, полноте естеств. Развития во всех видах — семейном, нац., гос., художеств. Вся система культуры, а следовательно, и все ист. Бытие есть для Т. Сфера "плоти", сфера "естества", совершенно "иноприродная". Духу. Исходя из этого противопоставления дух. Жизни и "естества", к-рое раскрывается лишь в душе христианина, Т. Строит теорию "христ. Познания", а не "познания вообще". При этом он близко стоит к "субъективному".

Методу познания, к-рый утверждали (в социол.) Михайловский, Лавров, Кареев и др. Т. Отличает "знание". От "ведения". Знание мы имеем в науке, устанавливающей "объективность". В бытии, ведение же, к-рое Т. Называет "мистическим", "интуитивным знанием", есть "непосредственное переживание действительности, освященное сознанием". (Философия жизни. С.72). Христианство м.б. Постигнуто всецело лишь интимным путем. "Христианское ведение,— согласно Т.,— есть опытное обладание истиной, переживание божественной действительности. И к дух. Истине нет иного пути, кроме диалектического". (Там же. С.85). Поэтому для Т. "христианская филос. Не воздвигается усилиями чистого разума, она не есть логическая система.

И все же она есть мудрость, комплекс понятий, обнимающих опыт, она есть разум жизни". (Там же. С.99). Вместе с тем Т. Вовсе не отвергает компетенции разума в познании трансцендентного мира. По его мнению, субъективно-мистическая ориентация христ. Филос. Не допускает лишь того, чтобы разум считался источником религ. Познания независимо от дух.-мистического опыта. Система филос. Представлений Т. Осталась незавершенной (Реф. З. "ИРФ". Т.2. Ч.1. С.122—128). Как отмечает С.Аверинцев, идеи Т. Предвосхитили целый ряд тенденций "филос. Жизни", экзистенциализма и диалектической теологии ("ФЭ". Т.5. С.182—183).Соч. Философия жизни. Сергиев Посад, 1891—1916. Основы христианства. В 4 т. Сергиев Посад, 1908, 1910. Христианская философия.

М., 1917. Цель и смысл жизни // Смысл жизни (Антология). М., 1994..

Значения в других словарях
Тардье, Амбруаз

(Tardieux). Французский гравер. В 1829 г. Избран в почетные вольные общники Академии художеств, по представленным им гравюрам.{Ровинский}. ..

Тареев, Евгений Михайлович

[р. 12 (24) мая 1895] — сов. Терапевт-клиницист, действит. Чл. Академии мед. Наук СССР (с 1948). Засл. Деят. Науки РСФСР (1948). Ученик М. П. Кончаловского. В 1917 окончил Моск. Ун-т. С 1936 — проф. 3-го Моск., а с 1951—1-го Моск. Мед. Ин-тов. Одновременно (1929—51) руководил клиникой Ин-та протозойных заболеваний и химиотерапии (ныне Ин-т малярии, мед. Паразитологии и гельминтологии). Осн. Исследования посвящены изучению болезней почек, сердца, печени, крови, суставов, изучению вирусной природы..

Тареев, Михаил Михайлович

(род. В 1867 г.) — писатель, преподаватель Рижской духовной семинарии. Образование получил в Московской духовной академии. Главные труды Т. "Искушения Богочеловека". (М., 1892), "Искушение Господа нашего Иисуса Христа". (новое изд., М., 1900), "Уничижение Господа нашего Иисуса Христа". (М., 1901), "Цель и смысл жизни". (М., 1901), "Вероучение св. Иустина Мученика в его отношении к языческой философии". ("Вера и разум", 1893), "О перепис..

Тареева, Ирина Евгеньевна

Заведующая кафедрой нефрологии факультета усовершенствования врачей Московской медицинской академии. Родилась 9 июня 1931 г. Доктор медицинских наук, профессор. Академик РАЕН (1993). Член редколлегии международного журнала "Нефрон". Заслуженный деятель науки РФ. Лауреат Государственной премии.. ..

Дополнительный поиск Тареев, Михаил (Максим) Матвеевич Тареев, Михаил (Максим) Матвеевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тареев, Михаил (Максим) Матвеевич" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тареев, Михаил (Максим) Матвеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 33 символа