Федотов, Георгий Петрович
[01(13).10.1886—01.09.1951] — философ, историк, публицист. Род. В Саратове, в семье управляющего канцелярией саратовского губернатора. Закончив Саратовскую гимназию, поступил в Петерб. Технол. Ин-т, продолжил образование на ист.-филол. Ф-те Петерб. Ун-та, затем в Иенском ун-те и в Италии. В ст. Классах гимназии и особенно в студенческие годы Ф. Был активным деятелем социал-демократической партии, симпатизируя ее левому крылу. Неоднократно высылался по приговору суда за границу. В промежутках между агитационной работой в рабочих кружках и высылками посещал семинар известного медиевиста И.М.Гревса, сдал магистерский экзамен и получил приват-доцентуру по кафедре средневековой истории. После революции 1905—1907 уже не принимал активного участия в полит.
Борьбе. В этот период назревает миро-воззренч. Поворот Ф. От революц. Марксизма к ортодоксальному православию. С 1917 по 1925 он был членом Религ.-филос. Об-ва А.А.Мейера и А.В.Карташева, вступил в религ. Братство "Христос и Свобода". С 1920 по 1922 руководил кафедрой истории средних веков Саратовского ун-та, где познакомился с В.Э.Сеземаном и с С.Л .Франком. По возвращении в Петроград вел занятия в религ.-филос. Кружках, работал переводчиком в частных изд-вах. Вместе с Брокгаузом и Ефроном участвовал в изд. Энциклопедического словаря. Закончил монографию "Абеляр". В 1925 эмигрировал во Францию, где был проф. Богословского ин-та, сотрудничал в евразийском ж. "Версты". Здесь же он познакомился и близко сошелся с НАБердяевым.
В парижский период активно печатался в разл. Эмигрантских изд. (от "Новой России". Керенского до "Православного дела"). С 1931 вместе с Ф.Степуном издавал ж. "Новый град". В 1943 выехал в США, где работал в православной семинарии в Нью-Йорке. Скончался в Бэконе (США). Ф. Оставил богатое лит.-филос. Наследие. Работы по истории рус. Церкви, об истории, назначении и месте России. О революции и че-ловеч. Судьбе, о гибели и возрождении культуры. В 1988 в Париже вышло собр. Статей Ф. В 6 томах.Г.Т.КойшибаевСвой первый теор. Шаг Ф. Делает как историк-медиевист. Методол. Познания средневековой истории через анализ самосознания культуры привела Ф. К специфической постановке ряда сквозных для его творч. Проблем. Рус. Мыслитель ставит перед собой цель изучать преимущественно идеалы, а не действительность, точнее, действительность в идеалах.
В основе федотовского подхода к явлениям культуры лежит принцип. Бытие преображается в сознание, сознание перерождается под влиянием бытия. Положительные воззрения на историю и культуру наиболее полно развернуты у Ф. Не в рамках методол. Академических штудий, а в форме свободной публицистики, когда он выходит на простор религ. И филос. Мысли. Мысль эта в России, особенно в начале XX в., пронизана эсхатологич. Предчувствиями, апокалиптическими настроениями. В историософии Ф. Эсхатологич. Самосознание выделяет несколько типов "идеи конца". Ф. Отвергает две крайние концепции эсхатологии и культуры — концепцию бесконечного прогресса секуляризованной Европы нового времени и концепцию фатального конца насильственной, внечеловеч.
И внекультурной эсхатологии. Живому христ. Сознанию не нужен бесконечный прогресс греховной и смертной культуры, а также противно и равнодушное созерцание ее распада и гибели. Но как можно созидать культуру и одновременно ожидать ее конца. Мысль о конце истории, как и факт неизбежной личной смерти, может стать источником постоянной проверки совести, углубления опыта, но м.б. Источником уныния, безнадежности, дезинтеграции. Эсхатология Ф. Предполагает высшую степень соц. Дисциплины и ответственности, требует всегда быть на своем посту, где бы этот пост ни был. Ф. Это формулирует в максиме личной жизни и в максиме культурной деятельности. "Живи так, как если бы ты должен был умереть сегодня, и одновременно так, как если бы ты был бессмертен.
Работай так, как будто история никогда не кончится, и в то же время так, как если бы она кончилась сегодня". (Новый Град. Нью-Йорк, 1952. С.322). Наше отношение к концу зависит не только от понимания времени конца, но и от нашего представления о форме конца. Здесь видится или катастрофа, или преображение. Если всякое пророчество есть обещание или угроза, то Апокалипсис одновременно и угроза, и утешение. "Угроза для грешного мира, утешение для верного остатка!". (Там же. С.238). В божественном замысле истории, в самом составе ее содержится человеч. Свобода, к-рая сообщает истории непредвиденность. Все творч. Усилия людей не пропадают, все сотворенное людьми воскресает, преображается и складывается, как камни в стены вечного Града.
Т. О., кроме пессимистической эсхатологии возможна и оптимист. Идея конца. Для Ф. Обе эти концепции вероятны, но надежда и любовь склоняют его ко второй. Ф. Перед лицом глоб. Катастроф XX в. Делает свой выстраданный историософский выбор на основе не только христ. Веры, но и общечеловеч. Надежды и любви. (См. В.П.Бойков. Предисловие к кн. Г.П.Федотова "Судьба и грехи России". Т.1. СПб., 1991. С.17—20).Соч. Святой Филипп митрополит Московский. Париж, 1928. И есть и будет. Размышления о России и революции. Париж, 1932. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. Париж, 1935. Новый град. (Сборник статей). Нью-Йорк, 1948 (2-е изд. — 1954). Христианин в революции. Париж, 1957. Святые Древней Руси (X—XVII столетий). Нью-Йорк, 1960. Лицо России.
(Статьи 1918—1950). Париж, 1974. Россия и свобода. Нью-Йорк, 1981. Тяжба о России. (Статьи 1933—1936). Париж, 1982. Защита о России. (Статьи 1936—1940). Париж, 1988. Святые Древней Руси. М., 1990. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. Национальное и вселенское // Там же. Будет ли существовать Россия. // Там же. Стихи духовные. М., 1991. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии рус. Истории и культуры. Т.1. СПб., 1991. Т.2. СПб., 1992. Судьба империй // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. Федотов, Георгий Петрович Род. 1886, ум. 1951. Религиозный мыслитель, историк, публицист. Автор исследований "Святые Древней Руси", "Русское религиозное сознание", "Лицо России".
(сборник статей) и др. В 1925 г. Эмигрировал, работал за границей. Один из основателей журнала "Новый град". (1931—39). Профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940 г.), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке..
Дополнительный поиск Федотов, Георгий Петрович
На нашем сайте Вы найдете значение "Федотов, Георгий Петрович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Федотов, Георгий Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 25 символа