Феодор, схимонах

113

— происходил из купеческого звания, родился в 1756 г. В гор. Карачеве, Орловской губ. В младенчестве, по смерти отца, остался он на попечении вдовы-матери, происходившей из духовного звания. Мать отдала мальчика своему родственнику, протоиерею гор. Карачева, для обучения его грамоте. Понятливый мальчик без труда научился чтению и письму и, обладая приятным голосом, пристрастился к церковному пению. Более всего любил он в молодости присутствовать в храме Божием, петь на клиросе и прислуживать при богослужении родственнику своему, протоиерею, полюбившему благонравного своего ученика. Частое посещение храма Божия и христианское воспитание, которое получил он в доме священнослужителя, имели видимое влияние на нрав и характер юноши.

Он завидовал тем избранникам, которые отрешились от мира и всей его суеты и имели полную возможность свободно предаваться подвигам благочестия. Два года провел в подобном состоянии юноша Ф. И наконец однажды ночью ушел из родного дома и города в Площанскую Богородицкую пустынь, отстоявшую в восьмидесяти верстах от Карачева. Мать Ф., узнав об этом, принудила его возвратиться домой. Воспользовавшись темнотой ночи, Ф. Вторично скрылся из дому и ушел в Белобережскую пустынь, в 15-ти верстах от Брянска. Здесь Ф. Пробыл недолго и возвратился в прежнюю обитель Площанскую, откуда мать тоже заставила его уйти домой. Но здесь недолго он пробыл и отправился в Киев для поклонения здешним святыням, с тайной мыслью больше не возвращаться.

В Киеве услышал он о знаменитом настоятеле Нямецкой обители, старце Паисии, и, не без скорби расставшись с лаврою, направился через Подолию в пределы Молдавские. Прибыв в Нямецкий монастырь, Ф. Умолял иноков принять его в число братии. Братия не хотела его принять, но Паисий, увидев жалкий вид Ф. И безвыходное его положение, принял в число своих учеников. Вскоре Ф. Принял пострижение в иночество от рук старца Паисия и всецело предал себя святому послушанию, с любовью исполняя все возложенные на него обязанности. Рубил дрова, топил печи в иноческих кельях и т. П. Затем ему была поручена должность просфорника в пустынном ските Секульском, отстоявшем в 12-ти верстах от обители Нямецкой и находившемся в ведении старца Паисия.

Вскоре Паисий отправил Ф. Прислуживать двум старцам, инокам Онуфрию и Николаю. Спустя пять лет посли смерти старца Онуфрия Ф. Пожелал снова возвратиться в Нямецкую обитель к отцу Паисию. Здесь Ф. Занимался перепиской переводов и сочинений старца Паисия, управлял церковным хором. По прошествии некоторого времени Паисий скончался. Очевидцем, в числе прочих, кончины Паисия был также и Ф. Место Паисия заступил престарелый Софроний, которыйоблек Ф. В схиму, после чего тот отправился на родину. Прибыв на родину, Ф. Отправился к тогдашнему орловскому епископу Досифею и просил указать ему обитель в епархии его для местожительства. Святитель предложил старцу Чолнский монастырь близ Трубчевска, где Ф. Не замедлил и поселиться. В Чолнском монастыре он учредил чин и устав обители Нямецкой в отношении богослужения и общежития и питал иноков сладостию учения святоотеческого, принятого им от старца Паисия.

Вскоре слух о чудном молдавском пришельце распространился далеко, и некоторые из родственников его, считавших Ф. Давно умершим, с радостью признали в нем своего единокровного. Открытие это и многочисленность посетителей, жаждавших слышать от него слово истины и совет духовной опытности, принудили Ф. Оставить Чолнскую обитель. Он переместился в Белобережскую обитель, удаленную от селений и весьма удобную для иноческого безмолвия. В Белых берегах вскоре постигла старца болезнь — горячка. Некоторое время состояние его не подавало никакой надежды на выздоровление. Но по выздоровлении он решил переселиться в северные пределы России, надеясь найти там себе место более уединенное от посетителей. Сначала Ф. Отправился посоветоваться к Феофану, архимандриту Кирилло-Новоезерского монастыря.

С уважением принятый в монастыре Кирилло-Новоезерском благочестивым его настоятелем, старцем Феофаном, учеником спостников Паисиевых Феодосия и Клеопы, который и сам деятельно проходил путь истинного подвижничества, Ф. Некоторое время провел под гостеприимным его кровом. Феофан советовал Ф. Возобновить уединенный скит преп. Нила Сорского, недалеко от монастыря Кирилло-Белозерского. С письмом Феофана отправился старец Ф. В С.-Петербург к митрополиту новгородскому Амвросию для испрошения позволения его к возобновлению скита Нило-Сорского. Преосвященный не разрешил этого возобновления, быть может за недостатком средств у старца. Он предложил Ф. Поместиться на жительство в монастырь Палеостровский, тоже весьма уединенный, на что и согласился Ф., видевший в воле архипастыря волю Божию.

Здесь ему пришлось перенести много горя вследствие зависти к нему многих из братии, и потому он скоро, в 1812 году, вместе со старцами Клеопой и Леонидом из Белых берегов переселился в пустынный Валаамский скит, на острове Ладожского озера. Отсюда спустя шесть лет Ф. Переселился в монастырь преп. Александра Свирского в пределах Олонецких. 7 апреля 1822 года, в пяток Светлой седмицы, старец был напутствован архимандритом Макарием со старшей братией обители Свирской таинством св. Елеосвящения, исповедался и причастился св. Тайн и умер. При жизнеописании его напечатано несколько его предсмертных писем и ответы его, данные пред кончиною в Александро-Свирском монастыре, на вопросы, предложенные учениками его.Рукописное сказание о старце Молдо-влахийском Паисии и др.

— Величковский, "Житие и писание Молдавского старца Паисия". — Макарий, "Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни". — "Валаамский монастырь, описание обители и ее скитов". — А. Н. Муравьев, "Путешествие по святым местам русским". — "Записки о. Феофана, архим. Кирилло-Новоезерского монастыря". — "Старцы Брянской Белобережской пустыни, по запискам иером. Израиля". ("Орловские Епархиальные Ведомости", 1909 г., №№ 44—45). — "Душеполезное Чтение", 1870 г. — "Жизнь и подвиги схимонаха Феодора". Изд. 3-е Козел. Опт. Пуст. Сергиев. Посада, 1907 г. — Поселянин, "Русские подвижники 19 века", СПб., 1910 г., стр. 191—201, с портретом. — "Подвижнич.

Жизнь схимон. Феодора, скончавш. В Алексанро-Свирском монастыре", СПб., 1901 г. — "Миссионер", 1875 г., №№ 35, 36.Ф. Федотов.{Половцов}.

Значения в других словарях
Феодор, св. еп. ростовский

Хирот. Будто бы 990 г. † (?) 1023 г.{Половцов}. ..

Феодор, святые мученики

— 1) святой мученик, варяг. Одни полагают, что св. Ф. Прибыл из Греции и жил в Киеве вместе с сыном своим, Иоанном, тайно исповедуя христианскую веру. Другие (преосв. Филарет) считают его поморским славянином, служившим у вел. Князя Святослава. Вероятно, он ходил с князем на греков и около 976 года попал к ним в плен, а потом возвратился в Киев. В 983 году вел. Князь Владимир одержал победу над ятвягами и пожелал принести идолам человеческую жертву. Старцы и бояре бросили жребий на отрока и деви..

Феодора

— преподобная, княгиня, дочь тверского боярина, в миру Анастасия (Васса) Ивановна, была замужем за князем Андреем Константиновичем Нижегородским. После смерти мужа княгиня, даровав свободу всем слугам, раздав богатство церквам и нищим, на 40-м году своей жизни вступила в Зачатьевский монастырь, построенный ею еще при жизни супруга, на берегу р. Волги, при подошве Нижегородского кремля. До 100 дев и вдовиц под ее наблюдением жили в обители по уставу общежития. Скончалась 47-ми лет в 1378 г. Мощи ..

Феодора Алексеевна

Царевна, дочь ц. Алексея Михайл. Р. 4 сент. 1674, † 1678 г.{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Феодор, схимонах Феодор, схимонах

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодор, схимонах" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодор, схимонах, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 16 символа