Феоктист Мочульский

90

(в миру Иван) — архиепископ белгородский и курский. Родился в 1729 г. В дворянской семье в Заднепровской Украйне, принадлежавшей тогда польскому королевству, скончался 30 апреля 1818 г. Образование Ф. Получил в переяславской семинарии и в Киевской академии, где и постригся в монашество. В 1761 г. Он вызван был в С.-Петербург в сухопутный кадетский корпус на должность законоучителя, каковую занимал 6 лет. Затем он был возведен в сан архимандрита и преемственно в течение 17-ти лет настоятельствовал в монастырях. В 1767—68 гг. В Петропавловском глуховском, в 1768 г. В Рождество-Богородицком гамалеевском, в 1769—1775 гг. В Киево-Михайловском Златоверхом, в 1775—1776 гг. В ростовском Яковлевском и в 1776—79 гг. В полтавском Крестовоздвиженском.

4 сентября 1779 г. Он был уволен, а 4 марта 1781 г. Назначен настоятелем Макариева колязинского монастыря, откуда 7 января 1784 г. Хиротонисан в епископа севского и брянского, викария московской епархии. 9 февраля 1787 г. Он был перемещен в Белгород, и севская епархия прекратила существование. При нем же и белгородская епархия 16 октября 1799 г. Переименована была в курскую, где он и остался до самой кончины. 15 сентября 1801 г. Ф. Был возведен в сан архиепископа. После учреждения в 1775 г. Славянской и херсонской епархии и назначения в нее архиепископа грека Евгения Булгари, архим. Ф., как знаток греческого языка, был назначен к нему коадъютором, помогал ему в заведовании епархиальными делами и в сношениях с паствой. В севской епархии преосв.

Ф. Заботился о благоустройстве духовных школ — при нем, между прочим, открыт был в духовной семинарии богословский класс. В печати имеется сочинение — "Торжество севских муз", в котором описаны бывшие в семинарии торжества по разным случаям. Белгородско-курская обширная епархия представляла собой широкое поле для деятельности. Главное внимание преосвященным было обращено и здесь на образование духовного юношества. Сначала заботы преосв. Ф. Были направлены на увеличение материальных средств и улучшение учебно-воспитательного дела в харьковском коллегиуме, этом высшем учебном заведении в белгородской епархии. Известно его "Наставление, как обучать детей". (Хар., 1807 г.). Предписывая преподавать физику, естественную историю геометрию и механику, "для общежития необходимые науки", он говорил, что стыдно в семинарии не обучать тому, чему обучают в народных училищах.

От учеников, как будущих священнослужителей, он требовал знания катехизиса, уменья составлять и произносить поучения, петь и отправлять богослужение по уставу. "Невежа или ленивец иерей, — говорил он, — прихожан своих не утверждающий в вере и законе, — не вождь ли слепой слепцам!". Ф. Устроил для учеников богословского класса изъяснение евангелия и катехизиса. Сам составил "Самократчайшие о логике и риторике правила", замечая, что "отрокам и юношам излишние правила, как слабому желудку излишняя пища". Затем через постепенное расширение славяно-латинской белгородской школы им была учреждена белгородская — ныне курская духовная семинария. Это учреждение было любимым его детищем. Он ежедневно посещал в нем классы, составлял учебный план для всех классов, инструкцию инспекторам (Хар., 1807 г.) и написал много учебников, как, например.

"Драхма от сокровища божественных писаний". (M., 1809 г.). "Словеснословие и песнопение, т. Е. Грамматика, логика, риторика и поэзия". (M., 1790 г.). "Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах". (M., 1803 г.). То же — для дворян (M., 1789 г.). "Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту". (М., 1799 г.). "Краткое объяснение церковного устава". (М., 1800 г.). "Краткие правила ирмолойного пения". (М., 1800 г.). "Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии". (M., 1797 г.). "О божественности христианского учения". (М., 1801 г.). Это — первые учебники для семинаристов на русском языке. Ясно, что автор их был выдающийся педагог-писатель и даже ученый своего времени.

Преосвящ. Ф. Был почетным членом Харьковского университета и членом Академии Наук. Сам работая без устали, он заставлял работать и семинарских учителей. Около 1800 г. Он организовал кружок ученых мужей, в котором переводились сочинения св. Амвросия Медиоланского, составлена была "История белгородской семинарии". (М., 1805 г.) и др. Он построил для семинарии каменный двухэтажный корпус, в котором она и помещалась до 1883 г., т. Е. До перевода ее в Курск. Сочинения свои он исправлял и дополнял. Так, он в 1801 г. Переиздал "Краткие правила ирмолайного пения". И прибавил трактат о внешнем богослужении или обрядах церк. В 1806 г. Вновь напечатал под заглавием "Четверочастный дар юным Курской епархии священно-церковнослужительским детям", причем присовокупил "Историческое прибавление о Белгороде, Белгородской епархии, о тамошних всех архиереях и о Белогородской семинарии".

Наконец, ему же принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыжке, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Он издал программу преподавания в них учебных предметов, под заглавием. "Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской грамматики". (М., 1808 г. И Харьков, 1815 г.). Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился и о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии по разным случаям с произнесением поставленных на известный предмет речей и од, посвященных разным лицам, даже императору.

Встречи с приветствиями и речами устраивались в духовно-учебных заведениях и самому архиепископу, Ф. Был не только ревностнейшим сотрудником в делах Библейского Общества, собирая в пользу его значительные пожертвования, но и у себя в Курске в 1817 г. Открыл Библейское Общество. Проявляя такие усиленные заботы о просвещении вверенной ему паствы, он в священнослужители рукополагал только достойных, лично экзаменовал ставленников и вразумлял их насчет обязанностей священнослужения (правильность ведения метрических книг) и образа жизни. Он издал "Пастырское увещание", в котором обращает внимание на некоторые недостатки в говоре и произношении священниками проповедей, для цензуры которых назначены были в каждом городе особые лица.

Заботился он и о поднятии нравственного уровня как белого, так и черного монашествующего духовенства. Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений. Редкое из дел, производившихся в консистории, оставалось без его замечаний, имевших по временам характер внушительных наставлений. Преосв. Ф. Известен и как проповедник, издавший слова. По случаю рождения вел. Кн. Александра 24 ноября 1778 г. (СПб., 1779 г.) и о примирении с Богом, совестью и ближним (М., 1796 г.). Немало потрудился он и в деле присоединения к православной церкви сектантов — старообрядцев и духоборов, а также и иноверных. Посылал им свои архипастырские "Увещания". И издал против них особое сочинение — "Рассуждение о божественности христианского учения".

Живая и многосторонняя деятельность утомляла архиеп. Ф., и с 1810 г. Он стал хворать и выражал желание удалиться на покой в обоянский монастырь, но был удержан на епархии до самой кончины. Только четыре последних месяца его жизни епархиальные дела вместо него ведал харьковский епископ Павел."Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской духовной академии", Киев, 1911 г., вып. VIII, стр. 15—128. — А. С. Лебедев, "Белгородские архиереи", Харьков, 1902, стр. 225—286 (с портретом). — Дело Ком. Дух. Учил., 1809 г., № 167. — Дела Архива Св. Синода. — Аскоченский, "Киев с древним его училищем — Академией", ч. II, Киев, 1866 г. — Петров, "Акты и документы к истории Киевской академии", т.

II, К., 1906 г. — Митр. Евгений, "Словарь Исторический". — Архиеп. Филарет, "Обзор духовной литературы". — Геннади, "Справ. Словарь русских писателей и ученых".К. Здр—в.{Половцов} Феоктист Мочульский(1732—1818) — архиепископ курский и белоградский. Образование получил в киевской академии. Был законоучителем спб. Кадетского сухопутного корпуса, настоятелем нескольких монастырей. В 1784 г. Хиротонисан в епископа севской и брянской епархии, в 1787 г. Назначен на белоградскую архиерейскую кафедру. Составил несколько учебников. "Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах". (M., 1803). "Опыт герменевтического объяснения о пасхалии по неисходному индиктиону". (М., 1799).

"Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии". (М., 1797). "Краткие правила ирмолойного пения". (М., 1800. В 1806 г. Издано вторично под загл. "Четверочастный дар юным Курской епархии священноцерковно-служительским детям"). "Краткое объяснение церковного устава". (1800). Кроме того, Ф. Составил программу для начальных школ, под загл. "Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской грамматики". (Харьков, 1815), а для облегчения и руководства духовенства в деле домашнего обучения своих детей — учебник под заглавием "Наставления для священно-церковно-служителей курской епархии, как им обучать детей в домах своих". (Харьков, 1807). Разбору и обличению духоборчества Ф.

Посвятил сочинение "Рассуждение о божественности христианского учения". (М., 1801). См. Ф. Титов, "Феоктист Мочульский, архиепископ курский". ("Труды Kиевской Дух. Академии", 1894, кн. I и II).{Брокгауз} Феоктист Мочульский(Иван) — архиепископ Курский и Белгородский.Родился в 1729 году в Заднепровской Украине в дворянской семье.Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха.В 1761 году вызван в Санкт-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение шести лет.Возведенный в сан архимандрита, в течение семнадцати лет настоятельствовал в монастырях.

С 1767 года — в Петропавловском Глуховском Черниговской епархии. С 1768 года — в Рождество-Богородицком Гамалеевском Черниговской епархии. С 1769 года — в Киево-Михайловском Златоверхом Киевской епархии;с 16 июля 1775 года — в Ростовском Яковлевском Ярославской епархии.После учреждения в 1775 году Славянской и Херсонской епархии и назначения в нее архиепископа Евгения (Булгариса. † 1806) архимандрит Феоктист, как знаток греческого языка, был определен коадъютором владыки и помогал ему управлять епархией.С 28 июля 1776 года — настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, а 4 марта 1779 года уволен из этого монастыря.4 марта 1781 года назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря Тверской епархии.7 января 1784 года хиротонисан во епископа Севского и Орловского, викария Московской епархии.9 февраля 1787 года переведен на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия выделилась в самостоятельную, Орловскую и Севскую.С 16 октября 1799 года в связи с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским и Белгородским.15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа.Скончался 30 апреля 1818 года на 90—м году жизни.Погребен в Троицком соборе города Белгорода.Преосвященный Феоктист — выдающийся иерарх Русской Православной Церкви.

Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Главное внимание преосвященный обращал на духовное образование юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская духовная семинария — любимое его детище. Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии. Преосвященный Феоктист написал много учебников. Он был выдающимся педагогом-писателем и даже ученым своего времени.С 1810 года преосвященный Феоктист начал болеть и выражал желание удалиться на покой в Обоянский монастырь, но прошение его не было одобрено, и он оставался на епархии до самой кончины.С 1815 года архиепископ Феоктист был избран почетным членом Харьковского университета и членом Академии наук.В 1817 году владыка Феоктист открыл в Курске Библейское общество и был его вице-президентом.Заботился преосвященный Феоктист и о поднятии нравственного уровня духовенства.

Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений.Известен преосвященный Феоктист и как проповедник.Около 1800 года владыкой Феоктистом был организован кружок ученых мужей, которые занимались переводом сочинений святителя Амвросия Медиоланского. Преосвященный Феоктист вел миссионерскую работу среди духоборов, много приложил усилий в деле присоединения к Православной Церкви сектантов, а также иноверных.Труды:Наставление как обучать детей. — Харьков, 1807.Самократчайшие о логике и риторике правила. Драхма от сокровища божественных писаний. — М., 1809.Словеснословие и песнопение, т. Е. Грамматика, логика, риторика и поэзия. — М., 1790. Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах.

— М., 1803. Краткая логика и риторика для дворян. — М., 1789.Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту. — М., 1799. Краткое объяснение церковного устава. — М., 1800.Краткие правила ирмолойного пения. — М., 1800.Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии. — М., 1797. Рассуждение о божественности христианского учения. — М., 1801.Увещания (труды в деле присоединения к Православной Церкви сектантов). Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской граматики. — Харьков, 1815.Наставления для священно-церковнослужителей Курской епархии, как им обучать детей в домах своих. — Харьков, 1807.Литература. // .

Значения в других словарях
Феоктист Мочульский

(1732—1818) — архиепископ курский и белоградский. Образование получил в киевской академии. Был законоучителем спб. Кадетского сухопутного корпуса, настоятелем нескольких монастырей. В 1784 г. Хиротонисан в епископа севской и брянской епархии, в 1787 г. Назначен на белоградскую архиерейскую кафедру. Составил несколько учебников. "Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах" (M., 1803). "Опыт герменевтического объяснения о пасхалии по неисходному индиктиону" (М., 1799). "..

Феоктист Мочульский

Феоктист (Мочульский, 1732 - 1818) - архиепископ курский и белградский. Образование получил в киевской академии. Был законоучителем санкт-петербургского кадетского сухопутного корпуса, настоятелем нескольких монастырей. В 1784 г. Хиротонисан в епископа севской и брянской епархии, в 1787 г. Назначен на белоградскую архиерейскую кафедру. Составил несколько учебников. "Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах" (М., 1803). "Опыт герменевтического объяснения о пасхалии по..

Феоктист Громцов

1811—17 г. Архим. Отроча мон.{Половцов}. ..

Феоктист Дмитриев

(в миру Феодор) — схимонах Валаамского монастыря, ум. 19 июня 1863 г. Пришел в Валаамский монастырь по увольнении 31 января 1827 г. Из службы во флоте, где был квартирмейстером. 29 февраля 1828 г. Он принят был в послушники, в 1835 г. (по указу Синода от 2 мая) пострижен в монашество с именем Феофана и в 1853 г. — в великую схиму с переименованием в Феоктиста. После принятия схимы около 8 лет жил в монастырском ските Всех Святых и затем около трех лет в пустыни на Предтеченском острове. Умер в м..

Феоктист Орловский

— архимандрит Боголюбова Владимирского монастыря. Скончался 2 марта 1829 года. По окончании курса в Славяно-греко-латинской академии в 1809 г. Он был в ней сначала информатором французского языка, а затем учителем поэзии, географии, риторики, истории и др. Предметов. В 1814 г. Ф. Поступил в монастырь и в то же время был назначен бакалавром французского языка Московской академии, где с сентября 1815 г. Преподавал немецкий язык. В октябре 1817 г. Он состоял инспектором и профессором философии в мо..

Феоктист Попов

(в миру Феодор Аполлонович) — архиепископ рязанский. Сын священника слободы Верхний Салтов, Волчанского уезда Харьковской губ., род. 6 февраля 1826 г., ум. 3 декабря 1894 г. Обучался сначала в харьковской семинарии, а затем в Киевской духовной академии, которую окончил в 1851 г. 5 августа 1851 г. Он был пострижен в монашество, 14 августа посвящен в иеродиаконы и 26 сентября — в иеромонахи. 27 сентября того же года Ф. Был определен в воронежскую семинарию помощником ректора по преподаванию богосл..

Феоктист Мочульский

Феоктист (Мочульский, 1732 - 1818) - архиепископ курский и белградский. Образование получил в киевской академии. Был законоучителем санкт-петербургского кадетского сухопутного корпуса, настоятелем нескольких монастырей. В 1784 г. Хиротонисан в епископа севской и брянской епархии, в 1787 г. Назначен на белоградскую архиерейскую кафедру. Составил несколько учебников. "Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах". (М., 1803). "Опыт герменевтического объяснени..

Дополнительный поиск Феоктист Мочульский Феоктист Мочульский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феоктист Мочульский" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феоктист Мочульский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 19 символа