Филарет

128

— патриарх российский, в миру Феодор, старший сын боярина Никиты Романовича (см. Романовы). Предполагают, что он родился от второго брака Никиты Романовича, между 1554 и 1660 г. В детстве он получил хорошее образование и научился даже латинскому языку по собранию латинских речений, написанных для него славянскими буквами одним англичанином. Двоюродный дядя царя Феодора, любознательный и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединявший любовь к книгам с любовью к развлечениям и нарядам, он играл в молодости видную роль, пользуясь одинаковой популярностью и у соотечественников, и у иностранцев. Он женился на дочери бедного костромского дворянина Ксении Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь.

Из всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство. В 1586 г. Феод. Ник. Упоминается как боярин и наместник нижегородский, в 1590 г. Участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593—94 г. Состоит наместником псковским и ведет переговоры с послом имп. Рудольфа, Варкочем. В 1596 г. Состоит воеводой в правой руке. От 90-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся Феод. Ник. И рисующих влиятельное положение его среди московского боярства. По смерти царя Феодора народная молва называла Феод. Ник. Ближайшим законным преемником престола. В Москве ходили слухи, что покойный царь перед смертью прямо назначил его своим преемником. Борис Годунов, сев на царство, оправдывался перед ним ссылкой на народное избрание и давал ему клятву держать его главным советником в государственном управлении.

Были ли у самого Феод. Ник. Планы на воцарение, неизвестно. В коломенском дворце, однако, был найден его портрет в царском одеянии, с подписью "царь Федор Микитич Романов". Как бы то ни было, он подписался под избирательной грамотой Бориса. В 1601 г., во время разгрома фамилии Романовых Борисом (см. Борис Годунов), Феод. Ник. Был пострижен в монахи под именем Ф. И сослан в Антониев Сийский монастырь. Жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены на Белоозере с теткой Настасьей Никитичной. Жизнь Ф. В монастыре была обставлена очень сурово. Пристава пресекали всякие сношения его с окружающим населением и изнуряли его грубым соглядатайством и мелочными применениями, жалуясь в то же время в Москву на его крутой и запальчивый нрав.

С появлением в 1605 г. Известий о движениях Лжедмитрия в настроении Ф. Была замечена резкая перемена. Он повеселел и громко стал высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе. 30 июня 1605 г. Лжедмитрий возвел Ф. В сан ростовского митрополита. Кажется, Ф. Редко наезжал в свою митрополию, проживая с тех пор большей частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Ф. Ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В 1609 г. Ростов подвергся нападению тушинцев. Ф., запершийся с народом в соборе, был схвачен и после различных поруганий с бесчестием отправлен в Тушино. Однако Тушинский вор по мнимому своему родству с Ф. Назначил его патриархом всея Руси. В качестве нареченного патриарха Ф. Рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть Тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его сына на русский престол.

Когда Рожинский в марте 1610 г. Сжег Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с собой и Ф. Только по разбитии этого отряда русским войском Ф. Получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Ф. По указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным в посольство к Сигизмунду для заключения договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. 7 октября послы приехали под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему, а после получения известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Ф. Пробыл в плену у поляков до 1619 г., проживая в доме Сапеги.

По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Феод. Был предрешен вопрос об избрании Ф. В патриархи. Еще до возвращения Ф. Из плена он именовался в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всея Руси. После Деулинского перемирия 1 июня 1619 г. На р. Поляновке, за Вязьмой, совершился размен пленных. Ф. Был обменен на польского полковника Струся. 14 июня Ф. Въехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась на Москве народная песня, посвященная этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Ф. Сан патриарха, и 24 июня Ф. Был посвящен. С саном патриарха Ф. Совместил сан великого государя, чем поднял до высшей степени государственное значение патриархата.

Установилось настоящее двоевластие (см.). Царь и патриарх оба писались государями. Правительственные дела решались обоими государями, а иногда Ф. Решал их единолично, даже без ведома царя. В качестве правителя Ф. Показал себя крутым, властолюбивым и "опальчивым". Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына, подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его невесту Хлопову, Грамотина и др. На соборе 1619 г. Он выдвинул вопрос о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных людей от духовенства, дворянства и посадских людей для подачи заявлений о местных нуждах населения. Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил "тайнопись", т.

Е. Шифр, для дипломатических бумаг. О других правительственных мероприятиях эпохи двоевластия см. Михаил Федорович. Патриаршая деятельность Ф. Состояла в энергичной охране чистоты православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принятых против кн. Хворостинина (см.), в распоряжениях о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов. Нередко в своих мерах по охране чистоты православия Ф. За отсутствием богословского образования переходил границы необходимости.

Так, он настойчиво требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян и в 1620 г. На соборе духовенства осудил мнение крутицкого митроп. Ионы, находившего в этих случаях достаточным совершение одного миропомазания. Тогда же Ф. Установил перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и Литвы, хотя бы они и считались там православными. В 1627 г. По приказанию Ф. Сожжено "Учительное евангелие". Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, не содержавшее в себе, в сущности, ничего еретического, и начаты гонения на литовские книги, обращавшиеся в русских церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентия Зизания Тустаневского, после весьма мелочных и придирчивых исправлений и нескольких прений, устроенных между Зизанием и игуменом Ильей и справщиком Онисимовым.

Печатанию и исправлению книг Ф. Уделял много внимания. В самом начале своего правления Ф. По представлению патриарха Иерусалимского Феофана возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии, Арсении и Иване Наседке, незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов. И огнем в молитве на Богоявление. Собор в присутствии Ф., Феофана и государя оправдал справщиков, и по получении разъяснительных грамот от других патриархов прибавка. И огнем была окончательно вычеркнута из Требника. В 1620 г. Ф. Возобновил типографию на Никольской, на старом печатном дворе, и устроил особое помещение ("правильню") для работ справщиков, а также положил начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав распоряжение о доставлении туда из городов древних харатейных книг.

Московская типография при Ф. Выпустила много изданий — все 12 миней месячных и ряд богослужебных книг, причем некоторые издания были свидетельствованы самим Ф. При печатании обращалось много внимания на исправление текста, для чего Ф. Привлек к работам более образованных справщиков, сличавших тексты с древними славянскими рукописями, а в некоторых (редких) случаях — и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри и торговые лавки по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — безвозмездно. В 1622 г. Ф. Издал "Сказание действенных чинов св. Соборныя церкви Успения св. Богородицы", т. Е. Устав для отправления праздничных богослужений и церковных торжеств, а также "Поучение великого господина на доставление митрополитам, архиепископам и епископам".

Ему же приписывают "Поучение на поставление архимандритам, игуменам и священникам". И "Поучение игуменьям". Ф. Заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах и сам завел в Чудовом монастыре греко-латинское училище, порученное Арсению Глухому. В 1632 г. Приехавший в Москву протосингел александрийского патриарха Иосиф был оставлен Ф. В Москве для перевода книг и для устройства греческой школы. Важный след оставила деятельность Ф. В области церковного управления. Двор патриарха устроился при нем совершенно по образцу двора государева. Организовался класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованиями.

Власть патриарха над населением этих вотчин была расширена царской грамотой 20 мая 1625 г., которой уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население этой области во всяких делах, кроме татьбы и разбоя. Управление патриаршей областью облекается при Ф. В правильные формы, аналогичные светским государственным учреждениям. Возникают патриаршие приказы. 1) судный, или разряд — для судебных дел, 2) приказ церковных дел — до делам церковного благочиния, 3) казенный — ведающий сборы с духовенства и 4) дворцовый — заведовавший хозяйством патриарших вотчин. В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими.

Дела решались с доклада патриарху. Энергичная устроительная деятельность Ф. Не ограничивалась одной патриаршей областью. Во всем государстве производились подробные описания церковных и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырям, новые пожалования их землями. В 1620 г. Открыта новая Тобольская епархия. При Ф. Состоялась канонизация двух святых — Макария Унженского (1619) и Авраамия, еписк. Чухломского и Галицкого (1621), а также присылка в 1625 г. Персидским шахом части Господней ризы, которая была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. При Ф. Возобновились прерванные в эпоху смуты сношения Москвы с греческой и восточными православными церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих церквей.

Ф. Скончался 1 окт. 1633 г., имея около 80 лет от роду. См. Смирнов, "Филарет Никитич Романов, святейший патриарх всероссийский". (в "Чтениях Общества любителей духовного просвещения", 1873—74 гг.).А. Кизеветтер.{Брокгауз}.

Значения в других словарях
Филарет

IФиларе́т (в миру – Федор Никитич Романов) [р. Около 1554/55 – умер 12(22).10.1633], русский политический деятель, патриарх (с 1619). Сын Н. Р. Захарьина (см. Захарьины), отец первого царя из династии Романовых – Михаила. Двоюродный брат по материнской линии царя Федора Ивановича (См. Фёдор Иванович), при котором занимал высокое положение. В конце 1600 или начале 1601 по приказу Б. Годунова был арестован и сослан в Антониев-Сийский монастырь, где был пострижен в монахи под именем Филарета. При Л..

Филарет

ФИЛАРЕТ - в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский (1805-66), русский православный богослов, историк Церкви, епископ (с 1841), с 1859 архиепископ Черниговский. Профессор и ректор Московской духовной академии, основал журнал "Творения св. Отцев в русском переводе". Основные труды - "История Русской церкви" (1847), "Православное догматическое богословие" (1864).. ..

Филарет

ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1782-1867), архиепископ (с 1821), митрополит Московский (с 1825), почётный член Петербургской АН (1827). Один из главных авторов Манифеста 1861 об отмене крепостного права.2.. ..

Филарет

ФИЛАРЕТ (в миру - Романов Федор Никитич) (около 1554/55 - 1633), русский патриарх> (1608 - 10 и с 1619), боярин (с 1587). Отец царя Михаила Федоровича. Приближенный царя Федора Ивановича. При Борисе Годунове с 1600 в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 ростовский митрополит>, в 1608 - 10 в Тушинском лагере. В 1610 возглавлял "великое посольство" к Сигизмунду III, был в польском плену (до 1619). С 1619 фактический правитель страны.. ..

Филарет

(Василий Михайлович Дроздов) (1783—1867 гг.) митрополит Московский и Коломенский Лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о больных ногах.(Источник. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.). ..

Филарет

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Филарет

В миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский (1805-66), русский православный богослов, историк Церкви, епископ (с 1841), с 1859 архиепископ Черниговский. Профессор и ректор Московской духовной академии, основал журнал "Творения св. Отцев в русском переводе". Основные труды - "История Русской церкви" (1847), "Православное догматическое богословие" (1864).. ..

Филадельфия, Якоб Иона

Фокусник в СПб., давал представления в 1772.{Половцов}. ..

Филалеев, Юрий Александрович

Бывший первый заместитель председателя Комитета РФ по химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Родился 15 марта 1934 г. Окончил Волгоградский институт инженеров городского хозяйства. Работал старшим инженером, заместителем начальника отдела капитального строительства нефтепромыслового управления "Алькеевнефть". В Татарской АССР, главным инженером, начальником строительно-монтажного управления треста "Татнефтепроводстрой", начальником управления по строительству газоп..

Филарет Амфтеатров

(в миру Федор Георгиевич, 1779—1857) — митрополит киевский и галицкий, сын священника Орловской губернии. Окончил курс в севской семинарии и принял монашество. Был ректором семинарий севской, уфимской и тобольской. В 1813 г. Вызван в СПб., с назначением настоятелем Иосифова Волоколамского монастыря. Был инспектором СПб., потом Московской духовной академии и получил степень доктора богословия. В 1816 г. Определен ректором Московской духовной академии. Рукоположенный в 1819 г. В епископа калужског..

Филарет

1) (в миру Фёдор Никитич Романов) (около 1554/55 — 1633, Москва), патриарх (с 1619). Сын Никиты Романовича Захарьина. Отец первого царя из династии Романовых Михаила. Двоюродный брат (по материнской линии) царя Фёдора Ивановича, при котором занимал высокое положение. Участник Земского собора 1585. В конце 1600 — начале 1601 подвергся опале, арестован и сослан в Антониево-Сийский монастырь, где был пострижен в монахи под именем Филарета. Возвращён из ссылки Лжедмитрием I, получил сан митрополита ..

Филарет

(Романов Федор Никитич) (ок. 1554 - 1.10.1633), политический и церковный деятель. Сын московского боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева и боярыни Евдокии Александровны, урожденной княжны Горбатой, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны и отец первого русского царя из династии Романовых - Михаила Федоровича. В 1587 получил боярский чин. Участвовал в избрании Бориса Годунова русским царем. Около 1600 попал в опалу и был сослан в Сийский Антониев Троицкий монастырь, расположе..

Филарет

1.(до монашества - Дроздов Василий Михайлович) (26.XII.1782 - 19.XI.1867) - архиепископ и митрополит московский (1821-67). Род. В Коломне в семье дьякона. Окончил Троицкую семинарию. Постригся в монахи в 1808. В 1809-21 - инспектор, затем ректор Петерб. Духовной академии, проф. Философии, член Библейского общества. В 1812-25 был близок к обер-прокурору синода А. Н. Голицыну. В 1819-49 Ф. - член Синода, в 20 - нач. 40-х гг. - наиболее влиятельный. Ни одно из важных церк.-адм. Дел, ни один из слож..

Филарет

I.(мирское имя Василий Михайлович Дроздов. 1782–1867) – церк. Деятель. Почетный чл. Петерб. АН (1827). С 1826 Моск. Митрополит. Участник составления Манифеста 1861 об отмене крепостного права в России.II.(наст. Имя и фам. Федор Никитич Романов. Ок. 1554/55—1633) – патриарх (1608—10 и с 1619), отец царя Михаила Федоровича. При Борисе Годунове – в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 ростовский митрополит, в 1608—10 в Тушинском лагере. В 1610 возглавлял «великое посольство» к Сигизму..

Филарет

Михаил( Прокофьевич Филаретов), еп. (1824-82), рус. Правосл. Церк. Деятель и библеист. Род. В Воронежской губ. В семье сел. Диакона (впоследствии священника). Окончил в 1851 КДА и тогда же принял монашество. С 1857 - архимандрит. В 1858 - инспектор Каз. ДА, а с 1859 - ректор КДС. В 1860-77 состоял ректором КДА в звании проф. Богословия. В 1870 посетил *Палестину и Синай вместе с архим. *Порфирием (Успенским). Как отмечают современники, Ф. Проявил себя в академии энергичным, строгим и справедливы..

Дополнительный поиск Филарет Филарет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Филарет" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Филарет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 7 символа