Цейтлин, Гиллель
— писатель. Род. В м. Корма (Могилевской губ.) в 1872 г., в хасидской семье. Отец Цейтлина, талмудист, дал сыну традиционное воспитание. Богато одаренный Ц. Уже в юности обратил на себя внимание своими обширными талмудическими знаниями и славился под именем "der kormer Ilui". Талмудическая письменность не удовлетворила впечатлительного юношу. Ц. С увлечением отдался изучению хасидской литературы. Случайно подвернувшиеся несколько книг эпохи "гаскалы". Возбудили в нем жажду знания, и он стал усердно изучать средневековую и новейшую философию. Особое впечатление произвела на него философская система Спинозы, которому он впоследствии посвятил специальную монографию (Baruch Spinoza, 1900, изд. Тушия). Скитаясь по разным городам и местечкам в качестве преподавателя еврейского языка, Ц.
Усиленно занимался самообразованием. Решающее влияние на развитие Ц. Имели годы его пребывания в Гомеле в среде интеллигентного кружка лиц, к которому примкнули также писатели Бренер, Онохи, Гнесин и др. К этому времени относится начало литературной деятельности Ц. Написанные прекрасным образным языком и проникнутые глубоким искренним чувством работы "Hirhorim". И "Michtebei achad ha-Zeirim", "Ha-Dor", 1901) выдвинули Ц. В том же году Ц. Опубликовал "Ha-tob we ha-ra". (о проблеме добра и зла у евреев и у других народов. Имеется и жаргонный перевод). С этого времени Ц. Всецело отдался литературе. С основанием "Ha-Zeman". Ц. Стал его постоянным сотрудником. Кроме статей, где Ц. Отстаивал точку зрения территориализма, он поместил в ежемесячнике "Ha-Zeman".
Монографию о Ницше, сочинения которого оказали на него сильное влияние. Ц. Затем сотрудничал в жаргонной "Наint", а позже стал ближайшим сотрудником газеты "Moment", где, кроме многочисленных статей на текущие темы, поместил обширную монографию о Шнеур-Залмане (Der alter Rebi, 1912—1913 г.). Истории хасидизма посвящены также монографии Ц. "Rabi Nachman mi-Berasslaw". (1910) и "Ha-Cassidut". (1910). Отдельным изданием вышли избранные сочинения Ц. На жаргоне (Schriften, 2 ч., изд. Шимин) и по-древнееврейски ("Machschawah we-schirah", 2 ч., изд. Тушия). Последние годы Ц. Часто выступает в качестве лектора по истории литературы и на религиозно-национальные темы. — Романтик-мечтатель по натуре, с неустанно мятущейся религиозно настроенной душой, Ц.
Является оригинальной фигурой в современной еврейской литературе. Его писания проникнуты скорбью о несчастном страдающем человеке, об измельченной человеческой личности, изуродованной торжествующей пошлостью и мещанством. В гневном, обличительном тоне он призывает к светлому идеалу прекрасного и божественного. Для него "тоска по красоте". ("di benkschaft noch schenkeit") всецело сливается с религиозным экстазом и исканием божественного начала. И этот призыв от существующего к должному, от действительности к идеалу, выливается у Ц. В самобытно-национальных образах и формах. Для него хасидизм не есть призыв к прошлому, а яркий символ неукротимого порыва к божественно-прекрасному, протест против догм позитивизма и рационализма во имя свободных религиозных исканий человеческой души.
— Ср. M. Berditschewsky, Ba-Erew, 84—94 (характеристика).Ц.{Евр. Энц.}.
Дополнительный поиск Цейтлин, Гиллель
На нашем сайте Вы найдете значение "Цейтлин, Гиллель" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цейтлин, Гиллель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ц". Общая длина 16 символа