Черкасская, Мария (Марианна) Борисовна

110

(по мужу Палечек) [13(25). 2. 1876, Петербург — 11. 1. 1931, Рига] — арт. Оперы (лирико-драм. Сопрано), конц. Певица и педагог. Род. В аристократической семье. Пению обучалась в Петерб. Конс. (кл. К. Ферни-Джиральдони), по окончании к-рой в 1900 дебютировала в партии Татьяны на сцене петерб. Мариинского т-ра, где выступала до 1918. В 1919—29 солистка Латыш. Оперы (Рига). В 1907, по приглашению С Дягилева, принимала участие в Рус. Историч. Концертах в Париже. В 1911 пела здесь в "Евгении Онегине". (с Г. Баклановым), в 1909 выступила на сцене т-ра "Ла Скала", покорив публику исп. Партии Брунгильды ("Валькирия") и в др. Операх Вагнера. Гастролировала также в Киеве, Одессе, Москве (Большой т-р, ноябрь 1915), в Германии, Франции, Греции (мировую известность певице принесла партия Алды, к-рую она исп.

На сцене открытого т-ра в Афинах), Монте-Карло (1917, в "Демоне". С М. Баттистини). Обладала легким, ровным (во всех регистрах), удивительным по красоте голосом мягкого, густого тембра, близким к меццо-сопрано с ярким "металлическим". Верхним регистром и безупречной музыкальностью. Ее исп. Отличалось кантиленностью, выразительной фразировкой.1-я исп. Партий. Миранды ("Миранда"). В Мариинском т-ре — Насти ("Пан Сотник"), Донны Анны ("Каменный гость". А. Даргомыжского, ред. И инструментовка Н. Рнмского-Корсакова), Леоноры ("Фиделио"), Сенты ("Летучий голландец"). На рус. Сцене — Ортлинды ("Валькирия"). Лучшие партии. Феврония, Ярославна ("Князь Игорь"), Горислава, Татьяна, Лиза ("Пиковая дама").

Леонора ("Фиделио"), Антония, Валентина. Наибольший успех сопутствовал певице в вагнеровском репертуаре — Брунгильда ("Валькирия". И "Зигфрид". В последней чередовалась с Ф. Литвин и В. Кузоя). Елизавета ("Тангейзер"), Венера, Изольда, Сента, Ортруда. Др. Партии. Наташа ("Русалка". А. Даргомыжского), Марина Мнишек, Тамара ("Демон". А. Рубинштейна), Лалла-Рук ("Фераморс"), Криза, Купава, Ольга Токмакова, Оксана ("Черевички"). Графиня ("Свадьба Фигаро"), Агата ("Вольный стрелок"), Донна Эльвира ("Дон Жуан"), Аида, Гутруна, Зиглинда, Брунгильда ("Гибель богов"). Партнеры. И. Алчевский, Э. Джиральдони, И. Ершов, В. Касторский, А.

М. Лабинский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пела п/у Ф. Блуменфельда, А. Коутса, Ф. Мотля ("Тристан и Изольда", 1910), Н. Малько, Э. Направника, Д. Похитонова.В марте 1925 участвовала в первой технической пробе-трансляции оперы "Саломея". Р. Штрауса (п/у В. Сука).Оставив оперную сцену, вела конц. И пед. Деят-сть.Камерный репертуар певицы включал произв. Рус. Композиторов (в т. Ч. А. Гречанинова, В. Калинникова), а также зарубеж. Авторов. В 1907 исп. Кантаты И. С. Баха (вместе с В. Касторским). А. Боначич посвятил арт. Романс "Ты помнишь ли, над морем мы сидели". (1899), композитор А. Манн — романс "Чарующее слово". (1899. Хранится в рук. Отд. ГПБ, ф. 1047, № 38).Записывалась на грампластинки (25 произв. — арии, романсы, дуэты) в Петербурге ("Э.

Берлинерс Граммофон", 1899. "Граммофон", 1907, 1913) и Киеве ("Артистотипия", 1914).Лит. Русский театр / Сост. И изд. А. М. Шампаньер. — Киев, 1905. Вып. 1, 2. С. 24. Свиpиденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга". И артисты Питербургской оперы. — СПб., 1908. С. 133—138, 183—185. Двинский М. Ушла на время // Жизнь искусства. 1922. № 38 (861). С. 7. Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л. М., 1940. С. 50—53. Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 41—42, 162—165. Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 711. Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 345—346. Елена Климентьевна Катульская / ред.-сост. Е. А. Грошева. —M., 1973. С. 49—50. Нек-рые архив. Материалы певицы — в ИРЛИ (Ленинград)..

Значения в других словарях
Черкасская, княгиня Марфа Никитишна

Родная сестра патриарха Филарета. † 26 февр. 1610 г.{Половцов}. ..

Черкасская, княгиня Марья Юрьевна

(урожденная княжна Трубецкая) — статс-дама, дочь князя Юрия Юрьевича, род. 27 марта 1696 г. В 1710 году вышла замуж за государственного канцлера кн. А. М. Черкасского. Была статс-дамой Императрицы Анны Иоанновны — и в этом звании находилась при ее короновании. Она пользовалась значением при дворе не только, как жена государственного канцлера, но и как самостоятельная личность. Чтобы заручиться ее расположением, австрийский посланник гр. Вратислав, по слухам, хотел поднести ей золотой, чрезвычайн..

Черкасские

— княжеский род, ведущий начало от кабардинского владетеля Инала, происходившего от султанов египетских и умершего в 1453 г. Потомка его, "однородцы". С кабардинскими князьями Темрюковичами, по переезде в Россию, после завоевания Иоанном IV Астрахани, именовались князьями Черкасскими. Темрюк Идаров (праправнук Инала) отправил в Москву своего сына Салтанкула († в 1572 г.), названного во св. Крещении Михаилом и пожалованного в 1561 г. В бояре, и дочь Марию († в 1569 г.), которая была втор..

Черкасский, Бениямин Лазаревич

Член-корреспондент РАМН (1994). Родился 18 января 1934 г. Работает в ЦНИИ эпидемиологии.. ..

Дополнительный поиск Черкасская, Мария (Марианна) Борисовна Черкасская, Мария (Марианна) Борисовна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Черкасская, Мария (Марианна) Борисовна" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Черкасская, Мария (Марианна) Борисовна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 38 символа