Щербатов, князь Меркурий Александрович

121

— окольничий, известный воевода конца XVI в., участник почти всех походов в течение 1580—1594 гг. В 1580 г. Был в битве с татарами в качестве 2-го воеводы передового полка. В следующем году, начальствуя сначала сторожевым полком, а затем будучи товарищем воеводы большого полка, ходил на литовцев. В 1582 г. Мы встречаем его в шведском походе, а два года спустя — в походе на Казань. К 1586 г. Относится известие, что он, недолго перед тем провоеводствовав в Туле (1585 г.), был назначен в товарищи к первому воеводе в Новгороде, где и пробыл до начала 1588 г., когда был переведен судьей в Тверь. На новой должности Щ. Продержался недолго — уже летом того же 1588 г. Он снова находится на ратном поле, приняв участие в астраханском походе, а два года спустя, в качестве посыльного воеводы передового полка, он ходил на шведов.

В 1593 году мы встречаем Щ. В несвойственной ему роли дипломата. По решению царской думы в ноябре этого года он был отряжен послом к крымскому хану для заключения мира и размена пленными. В товарищи ему были даны боярин кн. Федор Яковл. Хворостинин и оружничий Богдан Иван. Бельский, выехавшие раньше Щ. Для предварительных переговоров с ханским уполномоченным Ахмет-пашою. Наладить дело мира Щ. Не сразу удалось по приезде в Крым. Многие татарские князья и мурзы остались недовольны привезенными им Щ. Из Москвы денежными и вещевыми подарками, говоря, что прежде им "не токмо с послами, но и с гонцами царя посылывалось более". Тщетно указывал Щ. Князьям и мурзам, что, помимо 17 тыс. Рублей деньгами и платьями для них, московский царь еще для хана послал 10 тыс.

Руб. Князья и мурзы, более влиятельных из которых Щ., очевидно, не сумел задобрить лишними подачками, стояли на своем, твердя, что до запросных ханских денег им нет дела, и "платья и наших денег с ханскими запросными деньгами нельзя мешать". Остался недоволен и царевич-калга, требовавший 5000 руб., грозивший в случае отказа идти на Украйну в отсутствие хана и с последним из-за этого даже побранившийся. Наконец, и сам хан не хотел давать шерти, находя, что единовременная сумма в 10 тыс. Руб. Для него недостаточна, и требуя платы в таком размере в течение нескольких лет. Только после долгих усилий Щ. При содействии миролюбивого Ахмет-паши удалось сломать упорство мурз и царевича и склонить хана к выдаче шертной грамоты, в которой, между прочисть, крымский хан впервые согласился написать полный царский титул, что раньше он делал только для турецкого султана.

Покончив с вопросом о мире, Щ. Приступил к другому делу, оказавшемуся не менее трудным, — делу о безденежном размене пленными. На соответственное предложение Щ. Хан ответил, что у него самого русских пленных нет, есть же они у князей и мурз, а "в Крымском юрте не ведется, чтобы царю отнимать пленных у князей и мурз. Они тем живут, а у которых татар братья и племя в плену у вашего государя, тех они окупают и меняют сами, а мне до них дела нет". Таким образом, Щ. Пришлось иметь переговоры с каждым вельможей отдельно, и дело не обошлось без приплат и подачек. В донесениях Щ. Из Крыма содержится много любопытных данных, рисующих зависимость власти хана от принцев и даже видных вельмож. Интересны также указания Щ.

О том, как он разузнавал о нужных ему вестях. "У нас, — писал он, — полонянки старые прикормлены для твоего государева дела". Например, о распре хана с царевичем-калгой он узнал от старого русского пленника, жившего в мельниках у одного мурзы. Много указаний содержится в донесениях Щ. О жадности и мелочности татар, начиная с хана и кончая уланами. Глава царства, например, не стеснялся выпрашивать у Щ. Лишний кусок пастилы.С успехом завершенные переговоры в Крыму доставили Щ., по его возвращении, звание окольничего. В это время он был в явной милости, которая, однако, вскоре почему-то сменилась на маскированную опалу. По крайней мере, ничем иным нельзя объяснить то обстоятельство, что Щ., видный воевода и дипломат, удачно выполнивший миссию в Крыму, в 1596 г.

Вдруг получил назначение воеводой в отдаленный Тобольск, тогда совсем незначительный городишко, незадолго до того основанный. Об этом назначении умалчивают все фамильные родословные, что должно считаться лишним доказательством правильности понимания этого назначения, а именно как ссылки. В Тобольске Щ. Оставался, во всяком случае, недолго. В 1598 г. Он находится уже в Москве и во время осады ее татарами действует в качестве воеводы для вылазок. Последнее упоминание о Щ. Относится к 1600 г., когда он значится воеводой большого полка на южной окраине государства.Дела крымские в Московском архиве министерства Иностранных Дел, №№ 16—21. — Местническое дело Ив. Осип. Полева с князем Васил. Григор. Щербатовым, "Русский Исторический Сборник", т.

II, стр. 93). — Местническое дело Романа Алферова с кн. Григ. Засекиным в Московском архиве мин. Юстиции, № общ. 1069, частн. 1. — "Древняя Российская Вивлиофика", т. IX, стр. 13—16. — "Синбирский сборник", стр. 110, 136. — С. М. Соловьев, "История России", изд. Т-ва "Общественная Польза", кн. II, стр. 615—618, 661. — Н. П. Лихачев, "Разрядные дьяки XVI в.", СПб., 1888 г., стр. 224, 349. Прил. Стр. 48. — К. Б. Газенвинкель, "Материалы для справочно-биографического словаря сибирских деятелей". Деятели XVI и XVII столетий (в "Ежегоднике Тобольского Губернского Музея". За 1893 г. И отд., Тобольск, 1893 г., стр. 12). — Его же, "Систематический перечень воевод, дьяков, письменных голов. В сибирских городах", Тобольск, 1892 г.

— Кн. П. Долгоруков, "Российская родословная книга", ч. I, СПб., 1855 г. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 40, СПб., 1904 г., стр. 67 (в заметке о роде Щ).Н. Сербов.{Половцов}.

Значения в других словарях
Щербатов, князь Константин Осипович

— боярин, воевода, старший сын князя Осипа Ивановича, в первый раз упоминается, в чине стольника и в должности ратного воеводы, находящимся на службе в Смоленске, в полку у своего отца. В конце 1666 г. Он был послан усмирять взбунтовавшихся под знаменем Брюховецкого переяславских казаков и в апреле следующего года разбил один их отряд под Почепом, затем в июне — другой отряд под Новгородом-Северским, после чего повернул обратно, по пути к Трубчевску, разоряя села и деревни. Весьма видная роль пр..

Щербатов, князь Лука Осипович

— воевода. Первое упоминание его имени относится к 1589 г., когда он значится воеводой в Михайлове. В 1590—1592 гг. Он в качестве воеводы сторожевого полка участвовал в шведском походе. 20 июля 1593 г. Он искал своего отчества на кн. Владимире Ивановиче Бахтеярове, судил их кн. Николай Романович Трубецкой, но "тот суд не вершен". Под 1598 г. Щ. Значится воеводой в Новгороде-Северском, а в следующем году переведен воеводой в Тюмень. Вскоре по приезде туда ему поручено было созвать тюменс..

Щербатов, князь Михаил Михайлович

..

Щербатов, князь Михаил Юрьевич

— генерал-майор. Отец русского историка Михаила Михайловича Щ., родился 8 ноября 1678 г., скончался 22 июля 1738 г. И погребен в родовом имении — селе Михайловском, Ярославской губ. На надгробном камне и поныне довольно отчетливо сохранилась надпись, содержащая подробный перечень событий в его жизни. "1738 г., сентября 29-го, — гласит она, — погребен здесь генерал-майор и архангелогородский губернатор, князь Михаил Юрьевич Щербатов, который. По возрасте его 14 лет, в 200 году (1692 г.) взят..

Дополнительный поиск Щербатов, князь Меркурий Александрович Щербатов, князь Меркурий Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Щербатов, князь Меркурий Александрович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Щербатов, князь Меркурий Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Щ". Общая длина 38 символа