Фома Аквинский

144

Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка близ Акуино, Южная Италия, – 7.3.1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики (См. Схоластика), основатель Томизма. Монах-доминиканец (с 1244). Учился в Неаполитанском университете (1239–44), затем у Альберта Великого (См. Альберт Великий) в Парижском (1245–48) и Кельнском (1248–1252) университетах. С 1257 доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В 1323 причислен к лику святых католической церкви, в 1567 признан пятым «учителем церкви». В основных монументальных трудах «Сумма теологии» (около 3 тыс. Статей, не окончена) и «Сумма против язычников» подведены итоги теологическо-рационалистических поисков зрелой схоластики, направленных на отработку вероучения в формах здравого смысла.

Культуру здравого смысла, упорядочение «естественного» рассудка, над которым надстраивается ярус «сверхъестественные» догмы, Ф. А. Вслед за Альбертом Великим нашёл у Аристотеля. Задача, которую ставит себе Ф. А., – это упорядочение множества в единство, а не просто созерцание единства, отрешённого от всякой множественности. Он как бы стремится вывести бытие бога из бытия вещей. В этом мышление Ф. А. Отличается от абстрактного умозрения ранней схоластики (Ансельм Кентерберийский), ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм и Августина. В рубриках «Суммы теологии» одни и те же схемы мысли накладываются на бесконечную пестроту конкретных вопросов – от пяти доказательств бытия бога до определения границ допустимого и недопустимого в финансовой деятельности и т.п.

В основе онтологии Ф. А. – восходящая к Аристотелю антитеза «потенциального» (возможного) и «актуального» (действительного).»Потенциальное» – колеблющаяся, неустановившаяся, открытая для перемен незавершённость и постольку несовершенство. «Чистая потенциальность» – материя, «слабейший вид бытия». Она характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. «Актуальное» – это реализованность, осуществлённость, завершённость и тем самым совершенство. «Актуальна» в своей противоположности материи форма – принцип порядка и чёткости. Абсолютная актуальность, не допускающая какой либо потенциальности, – бог, источник всякого оформления. Материя вносит в форму и присущую форме идеальную всеобщность конкретизирующий «принцип индивидуации».

Во всём сущем Ф. А. Вслед за Аристотелем различает «субстанцию» (сущность) и «акциденции». Онтология Ф. А., как это вообще характерно для средневековой философии, ценностно окрашена. «сущее и благое есть понятия взаимозаменимые» (Summa theologiae, II, q. 18, a. 3). Антропология Ф. А., особенно связанная с острыми идеологическими конфликтами его эпохи, исходит из представления о человеческом индивиде как личностном соединении души и тела. Душа нематериальна и субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через тело. Эту идею Ф. А. Защищал как против платоническоавгустиновского спиритуализма, так и против Аверроизма (Сигер Брабантский), учившего о единой безличной интеллектуальной душе во всех мыслящих существах мироздания.

Учение Оригена о сущностном тождестве ангельской и человеческой природы, с точки зрения Ф. А., ложно. Человеческая душа – не просто «двигатель» тела, но его субстанциальная форма. Эта концепция вызвала противодействие августинистскофранцисканских оппонентов Ф. А., пока не была принята на Вьеннском соборе в 1314 в качестве ортодоксальной доктрины католической церкви. В аверроизме Ф. А. Видел ниспровержение христианской эсхатологии, апеллирующей к судьбам личной души. Личность для Ф. А. – «самое благородное во всей разумной природе» (там же, 1, q. 20, а. 1), интеллект – это всегда личный интеллект и постольку не абсолютное начало, но часть целого. Только в боге интеллект есть сущность, в человеке же – потенция сущности, так что не «интеллект мыслит», но человек мыслит «при посредстве» интеллекта.

Это включение интеллекта в душевнотелесную индивидуальность и отрицание его абсолютности, вытекающее из христианских догматических предпосылок, сочетается у Ф. А. С утверждением примата интеллекта над волей. Ф. А. Считает, что разум сам по себе выше воли, однако делает оговорку, что в жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем познание бога. Для этики Ф. А. Характерно учение о «естественном законе», вложенном богом в сердца людей и описываемом в духе этики Аристотеля. Над ним надстраивается «божественый закон», который превосходит «естественный закон», но не может ему противоречить. В трактате «О правлении государей» Ф. А. Соединяет восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями и т.д.

С христианскими догматами и доктриной о верховном авторитете римского папы. Ф. А. С оговорками признаёт право народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость. Философскотеологическая система Ф. А. Стала с 14 в. Знаменем доминиканских схоластов в их спорах с августинизмом и францисканским «скотизмом» (системой Иоанна Дунса Скота (См. Иоанн Дунс Скот)). С 16 в. Томизм энергично насаждается иезуитами. Их теологи (Ф. Суарес и др.) комментируют и модернизируют систему Ф. А. Со 2й половины 19 в. Учение Ф. А. Становится основой Неотомизма. Соч. Opera omnia, v. 1–25, Parma, 1852–73 (переизд. N. Y., 1948). V. 1–34, P., 1871–80, v. 1–16, Roma, 1882 (изд. Не оконч.). Рус. Пер. – в кн. Антология мировой философии, т. 1, М., 1969, с. 823–62.

Лит. Бронзов А. А., Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности, СПБ, 1884. Боргош Ю., Фома Аквинский, [пер. С польск.], 2 изд., М., 1975. Га раджа В. И., Проблемы веры и знания в томизме, «Вопросы философии», 1963, №9. Мaritain J., Le docteur Angelique, P., 1930. Grabmann M. Thomas von Aquin, 8 Aufl., Münch., 1949. PieperJ., Uber Thomas von Aquin, 2 Aufl., Münch., 1949. Chesterton G. K., St. Thomas Aquinas, N. Y., 1956. G ilson E. Le thomisme. Introduction a la philosophic de St. Thomas d'Aquin, 6 ed., P., 1965. С. С. Аверинцев. Фома Аквинский..

Значения в других словарях
Фольмер

(Volmer) Макс (3.5.1885, Хильден, Рейнланд, – 3.6. 1965, Бабельсберг, Потсдам), немецкий физико-химик, член Германской АН в Берлине (1934). После окончания (1910) Лейпцигского унта работал ассистентом. В 1920 – 22 профессор Гамбургского унта. С 1922 профессор Высшей технической школы и директор Института физической химии и электрохимии в Берлине В 1945–55 работал в СССР. В 1956–58 Ф. – президент Германской АН в Берлине. Основные труды посвящены теоретическому и экспериментальному исследованию пр..

Фольмер Макс

Фольмер (Volmer) Макс (3.5.1885, Хильден, Рейнланд, √ 3.6. 1965, Бабельсберг, Потсдам), немецкий физико-химик, член Германской АН в Берлине (1934). После окончания (1910) Лейпцигского унта работал ассистентом. В 1920 √ 22 профессор Гамбургского унта. С 1922 профессор Высшей технической школы и директор Института физической химии и электрохимии в Берлине В 1945√55 работал в СССР. В 1956√58 Ф. √ президент Германской АН в Берлине. Основные труды посвящены теоретическому и экспериментальному исследо..

Фома Магистр

(Thomas Magistros. В монашестве – Феодул) (около 1270 – умер 1325), византийский филолог. Родился в Солуни (Салоники). Советник императора Андроника II Палеолога (1282–1328). Главное сочинение – «Изборник аттических имен и глаголов» – алфавитный словарь слов и выражений с примерами их употребления древними авторами. Помимо старых лексиконов, Ф. М. Использовал сочинения Геродота, Фукидида, Синесия и др. Ему принадлежат также речи («О царской власти», «О государстве» и др.), письма, схолии (См. Сх..

Фома Славянин

(около 760–823) руководитель народного восстания в Византии около 820. Славянин по происхождению. Будучи турмархом (военачальником) в одной из малоазийских фем, поднял восстание, использовав недовольство народных масс процессом феодализации, а икопопочитателей – репрессиями правительства императоров-иконоборцев. В восстании приняли участие также армяне, грузины и др. Народы восточных фем. Ф. С. Получил поддержку Араб. Халифата. Восстание охватило почти всю Малую Азию, часть Фракии и Македонии. С..

Фома Аквинский

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thoma Aquinas) (1225 или 1226-1274) - философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (Учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т. Д.). Доминиканец. Сформулировал 5 доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т. П. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права и др.), утверждал, что природа завершается в благодати, ..

Фома Аквинский

СВ. (1226-1274), теолог и философ-схоласт, учитель церкви. Родился в начале 1226 в Роккасекка, родовом замке близ Аквино. Воспитывался у бенедиктинцев в монастыре Монте-Кассино, а позднее изучал свободные науки в Неаполитанском университете. После вступления в доминиканский орден был отправлен в Париж и Кельн для прохождения новициата и изучения теологии. В этот период его наставником был Альберт Великий. В 1252 возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а четыре года спустя был ..

Фома Аквинский

(1225 или 1226- 74 гг.) - философ и теолог. Доминиканец. Сформулировал основной принцип схоластики (тип религиозной философии). Философия - служанка богословия. В основу своей философской системы положил христианизированное учение Аристотеля, использовал его идеи для укрепления католической церкви и религиозной веры. Призывал к уничтожению еретиков, объявлял священной власть монарха. Социальное неравенство объяснял как иерархию, установленную Богом. Сформулировал пять доказательств бытия Бога, о..

Фома Аквинский

(Thomas Aquinas) (1225 или 1226 - 7.III.1274) - теолог, философ, ср.-век. Схоласт. Сын итал. Графа. В 1243 или 1244 вступил в орден доминиканцев. Образование завершил в Париже (1245-48) и Кёльне (1248-52) у нем. Теолога Альберта Великого. В 1256 стал магистром Парижского ун-та, где повел борьбу против сторонников светской образованности, требуя подчинения разума религ. Вере, божественному откровению. В 1259-69 Ф. А. Преподавал богословие в итал. Городах. Ананьи, Орвието, Риме, Витербо. В 1269 ве..

Фома Аквинский

(1225/1226-1274) — философ, теолог, схоласт, из рода ит. Графов Аквино. В 1243 г. Вступил в орден доминиканцев. Учился в Сорбонне (1245—1248), у нем. Теолога Альберта Великого, завершил образование в Кёльне (1248—1252), куда последовал за учителем. В 1256 г. Стал магистром Парижского ун-та. В 1259—1269 гг. Преподавал богословие в Италии (Ананья, Рим), в 1269 г. Вернулся в Парижский ун-т, где выступил против аверроистов Сигера Брабантского, Джона Пекхема и др. Основные соч. Ф.А. — «Сумма теологии..

Фома Аквинский

(Thomas Aquinas) (1225/1226-1274) - средневековый теолог и философ, один из крупнейших представителей схоластики 13 в. Родился в Италии, близ Аквино, в семье графа Ландольфо Аквинского. С пяти лет воспитывался в бенедектинском монастыре, затем учился в Университете в Неаполе. В 1244 Ф.А. Постригается в монахи доминиканского ордена ('псов господних'). Изучал богословие в Парижском университете у Альберта Великого. В последствии сам преподавал в Париже, Риме, Неаполе. Доктор теологии (1257). Около..

Фома Аквинский

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas) (1225/1226-1274) - средневековый философ и богослов (титул Ангельского доктора), монах-доминиканец, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Родился в Акуино (Италия) в семье графа Ландольфо Аквинского. Воспитывался сначала в бенедиктинском монастыре, в 1244 вступил в орден доминиканцев. Ученик Альберта Великого. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. Доктор теологии (1257). Возглавил борьбу в Парижском университете против Сигера Брабантского и п..

Фома Аквинский

(1225 или 1226–1274) – крупнейший католический философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т.д.). Доминиканец. Сформулировал пять доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т.п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума ( концепция «естественного права» и другие), утверждал, что природа завершается в благодати, ..

Фома Аквинский

(иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) (родился в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино, умер недалеко от Неаполя — 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма. С 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.Краткая биографияУчился в неапольском у..

Дополнительный поиск Фома Аквинский Фома Аквинский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фома Аквинский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фома Аквинский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 14 символа