Формальный метод

81

(«Форма́льный ме́тод») в литературоведении, теоретическая концепция, утверждающая взгляд на художественную форму как категорию, определяющую специфику литературы и способную к саморазвитию. «Ф. М.» в определённой мере подготовлен Неокантианством. Как особое направление сложился на рубеже 19–20 вв. Первоначально как реакция на импрессионистическую критику и позитивистски окрашенные направления в литературоведении (См. Литературоведение) и искусствознании (например, Культурно-историческая школа в литературоведении), позднее – как теоретически обосновываемая методика, устремленная к изучению внутренних (структурных) закономерностей художественного произведения. На Западе в 1910-е гг. «Ф. М.» ярче всего проявил себя в теории изобразительного искусства (Г.

Вёльфлин (См. Вельфлин)) и при сравнительном изучении различных искусств (О. Вальцель – Германия), что имело положительным результатом наблюдения в области описательной (формальной) типологии. В литературоведении «Ф. М.» был представлен изучением «морфологии романа» (В. Дибелиус – Германия), «языковой стилистики» (Л. Шпитцер) и др. Методические принципы ряда разновидностей «Ф. М.» на Западе сводились к «пристальному чтению» произведений при игнорировании всех «внелитературных» компонентов. Итоги его развития в 1920-е гг. – утверждение статистической описательной методики, отказ от генетических и эволюционных планов изучения литературы. Существенно иное явление по генезису и методологии – «формальная школа» в России (середина 1910-х – середина 1920-х гг.), исходившая не из искусствоведческих концепций, а из ориентации на лингвистику (что характерно в первую очередь для ОПОЯЗа и Московского лингвистического кружка).

Учение И. А. Бодуэна де Куртенэ (См. Бодуэн де Куртенэ) о языке как функцией, системе, переосмысленное применительно к литературным явлениям, способствовало переходу от ранней механистической доктрины, в силу которой произведение рассматривалось как «сумма» (В. Б. Шкловский) составляющих его «приёмов» («формальная поэтика»), к взгляду на произведение как «систему» (Ю. Н. Тынянов) функциональных единиц (представление, характерное для «функциональной поэтики»). Одновременно эволюционирует взгляд на основные понятия теоретической и исторической поэтики. От оценки формы как единственной носительницы художественной специфики и игнорирования содержания как «внехудожественной» категории – к постановке и обоснованию в общем виде концепции «содержательной формы».

От представления о смене литературных явлений в результате разрушения автоматизма восприятия и борьбы «старшей» (канонизированной) линии с неканонизированной «младшей» линией к историко-литературному осмыслению смены жанров и стилей. Плодотворным моментом в трудах представителей и сторонников «формальной школы» были конкретные исследования ряда ранее не изученных проблем в работах, посвященных стилистическим формам речи и языка (В. В. Виноградов), рифме, метрике и композиции стиха (В. М. Жирмунский), соотношению семантики и стиховой конструкции (Тынянов), синтаксиса и поэтической интонации (Б. М. Эйхенбаум), ритма и метра (Б. В. Томашевский), языкотворчеству футуристов (Г. О. Винокур), ритму и синтаксису (О. М. Брик), сюжетосложению (Шкловский), произносительно-слуховой интерпретации художественной речи (С.

И. Бернштейн), системному описанию волшебной сказки (В. Я. Пропп), поэтической фонетике (Е. Д. Поливанов), принципам фонологического изучения стиха и стилистической семантике (Р. О. Якобсон) и др. На протяжении 20-х гг. Были выдвинуты идеи, ставшие актуальными в развитии структурной поэтики, информации теории (См. Информации теория), семиотики (См. Семиотика), машинного перевода (См. Машинный перевод). Проблематика исследований названных учёных 2-й половины 20-х гг. Несводима к положениям «Ф. М.». Так, для «функциональной поэтики» характерно признание недостаточности синхронического плана изучения поэтики и требование дополнения его планом диахроническим, что имело следствием решительный выход за рамки «литературного ряда» и рассмотрение литературных систем в широком контексте литературного быта, социальной среды и исторической эпохи, которые в свою очередь системны.

В дальнейшем учёные, разделявшие принципы «формальной школы», приходят к более широкому и универсальному научному методу постижения формы и содержания в их единстве. На Западе к сходным представлениям пришли представители Пражского лингвистического кружка (См. Пражский лингвистический кружок) (Я. Мукаржовский и др.), сохранив, однако, на определённое время элементы ранней доктрины «Ф. М.» (Р. Якобсон). В 20–30-е гг. «Ф. М.» пытается обновиться, сближаясь с «семантическим анализом» А. А. Ричардса, получив в Англии и США название «новой критики» (См. Новая критика). В 40–50-е гг. Положения «Ф. М.» нашли в Швейцарии поддержку в методике «интерпретации» произведений (В. Кайзер, Э. Штайгер). В настящее время идеи «Ф. М.» и ОПОЯЗа вызывают на Западе значительный интерес, что отчасти объясняется попытками создания неоформалистической методологии в литературоведении.

Претензии сторонников «Ф. М.» на исчерпывающее раскрытие художественной сущности литературы необоснованы, т.к. Сущность и ценность литературы непостижимы вне органического единства содержания и формы (См. Содержание и форма). Лит. Шор Р., «Формальный метод» на Западе, в кн. Ars poetica, 1, М., 1927. Волошинов В. Н. [Бахтин М. М.], Марксизм и философия языка, 2 изд., М., 1930. Структурализм. «за» и «против», М., 1975. Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975. См. Также лит. При статьях ОПОЯЗ, «Новая критика», Структурализм. Д. Д. Ивлев..

Значения в других словарях
Формальная система

неинтерпретированное Исчисление, класс выражений (формул) которого задаётся обычно индуктивно – посредством задания исходных («элементарных», или «атомарных») формул и правил образования (построения) формул, а подкласс доказуемых формул (теорем) – посредством задания системы аксиом (См. Аксиома) и правил вывода (См. Правило вывода) (преобразования) теорем из аксиом и уже доказанных теорем. Термин «Ф. С.» имеет многочисленные синонимы (иногда, впрочем, этими терминами обозначают родственные, но ..

Формальный аксиоматический метод

см. Аксиоматический метод.. ..

Формальный язык

то же, что Формализованный язык. Иногда под термином «Ф. Я.» понимают также формальную систему (См. Формальная система).. ..

Формант

(от лат. Formans, родительный падеж formantis – образующий) некорневая Морфема, входящая в состав слова. То же, что Аффикс. Термин был введён К. Бругманом.. ..

Формальный Метод

"ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД" - в литературоведении - утверждает взгляд на художественную форму как на категорию, определяющую специфику литературы и способную к имманентному развитию или подчиненную логико-математическим законам (ср. Содержание и форма в искусстве). Сложился в немецком искусствознании на рубеже 19-20 вв. (Г. Вельфлин, О. Вальцель, В. Дибелиус, Л. Шпитцер). Особое ответвление - русская "формальная школа" (Общество изучения теории поэтического языка, ОПОЯЗ), Московский лингвистический кружо..

Дополнительный поиск Формальный метод Формальный метод

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Формальный метод" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Формальный метод, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 16 символа