Фреска

93

(от итал. Fresco, буквально — свежий) техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф. Долговечной. Ф. Называют также произведение, выполненное в этой технике. Ф., позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой, является основной техникой стенных росписей (См. Стенные росписи). Штукатурка (грунт) составляется обычно из 1 части гашёной извести, 2 частей минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дроблёный кирпич), иногда — с органическими добавками (солома, пенька, лён и т.д.), предохраняющих грунт от растрескивания.

Для Ф. Годны краски, которые не вступают в соединения с известью. Палитра Ф. Довольно сдержанна. Применяются главным образом земляные натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т.д., реже краски медного происхождения (голубец и др.), а также киноварь. Все синие и чёрные краски (реже — другие) наносятся на уже сухую штукатурку с помощью клея. Ф. Позволяет пользоваться тонами во всю их силу, но при письме приходится учитывать, что краски, высыхая, сильно бледнеют. Важную роль во Ф. Играют лессировки, однако при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и тускнеет. Кроме собственно Ф., с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а Секко). Ф. Была распространена уже в Эгейском искусстве (2-е тыс.

До н. Э.). Большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков н. Э. Росписи, близкие по технике к Ф., начали создаваться у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали Ф. По сухому с помощью темперы (См. Темпера). Этот приём был характерен и для средневековой Ф., получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси (10—12 вв. И 14—17 вв., когда работали Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий), Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и др. Стран. Большого подъёма искусство Ф. Достигло в творчестве мастеров эпохи Возрождения в Италии (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.

В 14—16 вв.). С 16 в. В Италии распространилась «чистая» Ф. (буон Ф.) без применения темперы. Для Ф. Этого и последующего времени характерны 2-слойные грунты, верхний из которых наносился на тот участок, который живописец предполагал закончить за 1—2 дня. Традиции Ф. Жили в декоративных росписях 17—18 вв. В 19 в. К Ф. Обращались Назарейцы в Германии, а также отдельные представители «Модерна» (Ф. Ходлер в Швейцарии и др.). Многие прогрессивные мастера 20 в. Работают в технике Ф. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.). Палитра современных Ф. Пополнена многими новыми, синтетическими красителями. В СССР в популяризацию техники Ф. Значительный вклад внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышев и др. Лит. Шмид Г., Техника античной фрески и энкаустики, пер.

С нем., [М.], 1934. Бодуэн П., Техника фресковой живописи, пер. С франц., [М.], 1938. Чернышев Н. М., Искусство фрески в древней Руси, М., 1954. Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973..

Значения в других словарях
Фрес

(Fraisse) Поль (р. 20.3.1911, Сент-Этьенн), французский психолог. Директор института психологии Парижского университета (1961—69), редактор журнала «L'année psychologique», президент Международного союза научной психологии (1966—69). Основные труды посвящены изучению механизмов сложных видов восприятия, в частности ритмических структур в психологии, восприятия времени. Совместно с Ж. Пиаже — издатель многотомной «Экспериментальной психологии» (рус. Пер. В. 1—5, 1966—75). Соч. Manuel pratique de ..

Фрес Поль

Фрес (Fraisse) Поль (р. 20.3.1911, Сент-Этьенн), французский психолог. Директор института психологии Парижского университета (1961—69), редактор журнала «L'année psychologique», президент Международного союза научной психологии (1966—69). Основные труды посвящены изучению механизмов сложных видов восприятия, в частности ритмических структур в психологии, восприятия времени. Совместно с Ж. Пиаже. ..

Фрескобальди

(Frescobaldi) Джироламо (около 9.9.1583, Феррара, — 1.3.1643, Рим), итальянский композитор и органист. Концертировал в Европе. С 1608 органист собора св. Петра в Риме. Автор многочисленных пьес для органа (фантазий, токкат, канцон, ричеркаров), клавесина (прелюдий, фуг, партит), а также вокальной музыки. Обогатил органный репертуар, заложил основы свободного стиля, создав новый тип мелодики и развив форму фуги. Основоположник итальянской органной школы (впоследствии его называли «итальянским Бах..

Фрескобальди Джироламо

Фрескобальди (Frescobaldi) Джироламо (около 9.9.1583, Феррара, — 1.3.1643, Рим), итальянский композитор и органист. Концертировал в Европе. С 1608 органист собора св. Петра в Риме. Автор многочисленных пьес для органа (фантазий, токкат, канцон, ричеркаров), клавесина (прелюдий, фуг, партит), а также вокальной музыки. Обогатил органный репертуар, заложил основы свободного стиля, создав новый тип мелодики и развив форму фуги. Основоположник итальянской органной школы (впоследствии его называли «ит..

Фреска

ФРЕСКА (от итал. Fresco - свежий) - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.. ..

Фреска

Буон фреско, картина, роспись. ..

Фреска

Ж.1) Живопись по сырой штукатурке водяными красками.2) Произведение, выполненное в такой технике.. ..

Фреска

ФРЕ́СКА -и. Мн. Род. -сок, дат. -скам. Ж.. ..

Фреска

-и, ж. 1. Картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Древнерусские фрески. 2. Вид живописи — настенная роспись. Н прил. Фресковый, -ая, -ое. Фресковая живопись.. ..

Фреска

Фрески, ж. (от ит. Fresco - свежий, сырой) (живоп.). Картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Древние фрески новгородских церквей.. ..

Фреска

Заимств. В конце XVIII в. Из итал. Яз., где fresco «фреска» <. Fresco «сырая, непросохшая». Фреска названа так потому, что представляет собой картину, написанную по непросохшей, сырой штукатурке.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Фреска

        (от итал. Fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, - одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накла..

Фреска

Живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке.. ..

Фреска

(от итал. Fresco, букв. - свежий) - 1) тематич. Или орнаментально-декоративная роспись, выполн. Водяными красками по сырой штукатурке. Техника Ф. Применяется гл. Обр. Для отделки интерьеров. 2) Произведение монументально-декоративного искусства, выполн. Техникой Ф. ..

Фреска

— свежий — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. Так же называется произведение, выполненное в этой технике.. ..

Фреска

Живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.. ..

Дополнительный поиск Фреска Фреска

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фреска" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фреска, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа