Хиндемит Пауль

87

Хиндемит (Hindemith) Пауль (16.11.1895, Ханау, ‒ 28.12.1963, Франкфурт-на-Майне), немецкий композитор, музыкальный теоретик, дирижёр, скрипач и альтист. С 13 лет работал в оркестрах. Одновременно учился в консерватории Франкфурта-на-Майне (классы композиции и скрипки). В 1915‒23 концертмейстер оперного театра там же. В 1921‒29 альтист струнного квартета Л. Амара ‒ П. Хиндемита, в 1927‒37 профессор Высшей музыкальной школы в Берлине. Творчество Х. Включает оперы, балеты и симфонии, сочинений камерных жанров, произведений сложнейших форм и простые инструктивные пьесы для любителей музыки. В своём творчестве Х. Утверждал высокие этические принципы, в течение всей жизни оставался верен идеям христианского гуманизма. Он был убеждённым антифашистом.

Композитор полагал, что музыкальное искусство помогает преодолеть отчуждение между странами и нациями. Сложной была эволюция стиля Х. В ранних произведениях заметно воздействие И. Брамса и М. Регера. После 1-й мировой войны 1914‒18 он испытал влияние современного урбанизма. В середине 1930-х наметился перелом в его творчестве. Х. Стремился возродить традиции И. С. Баха ‒ Л. Бетховена ‒ А. Брукнера, его музыка стала более уравновешенной, гармоничной, сдержанной, не утратив при этом динамичности. Вместе с тем возросло его мастерство как композитора-полифониста. Произведения Х. 20-х гг. Не лишены эпатирующих, гротесковых черт. Таковы одноактные оперы «Убийца, надежда женщин» и «Нуш-Нуши» (пост. 1921, Штутгарт), фортепьянная сюита «1922», серия «Камерных музык» для солистов и камерного оркестра, струнные квартеты.

Зрелость стиля обнаруживают вокальные циклы «Молодая служанка» на тексты Г. Тракля (1922) и «Житие Марин» на тексты Р. М. Рильке (1923), концерт для оркестра (1925) и одно из центральных произведений 20-х гг. Опера «Кардильяк» (по мотивам повести Э. Т. А. Гофмана «Мадемуазель де Скюдери», пост. 1926, Дрезден. 2-я редакция 1952). Х. Активно участвовал в организации фестивалей современной музыки (с 1921 ‒ в Донауэшингене, Баден-Бадене, Зальцбурге, Берлине), а также был одним из вдохновителей движения «гебраухс-музик» (Gebrauchsmusik ‒ «бытовая музыка»), ставившего своей целью пропаганду новой музыки в любительских кругах. В конце 20-х гг. И начале 30-х гг. Х. Создал комическую оперу «Новости дня» (пост. 1929, Берлин) с элементами социальной критики и сатиры, музыку к «Поучительной пьесе» Б.

Брехта (1929, Баден-Баден), музыкальную игру «Мы строим город» (1930, Берлин), «Бостонскую симфонию» (1930), ораторию «Бесконечное» на текст Г. Бенна (1931), «Филармонический концерт» (1932). Из-за политических преследований, а также запрета исполнения оперы «Художник Матис» (была поставлена в 1938, Цюрих. На материале этой оперы Х. Написал одноименную симфонию) Х. Эмигрировал из фашистской Германии, жил в Швейцарии, с 1939 в США, где в 1946 получил американское гражданство, вёл педагогическую работу в университетах и колледжах, выступал как дирижёр. В США были исполнены его крупные сочинения 40-х гг. «Симфония in Es» (1940), балет с солирующим фортепиано «Четыре темперамента» (пост. 1946, Нью-Йорк), «Симфонические метаморфозы тем К.

М. Вебера» (1943), симфония «Серена» (1946), реквием на текст У. Уитмена «Когда перед домом цвела этой весною сирень» (1946). С 1953 Х. Жил в Швейцарии, продолжая интенсивную деятельность дирижёра, выступая на многочисленных музыкальных фестивалях в Европе и США, пропагандируя свои музыкально-теоретические и эстетические взгляды в устных выступлениях и печатных трудах. В своём учении о композиции Х. Выступал как защитник тонального принципа, на котором, по его убеждению, зиждется дальнейшее развитие музыкального искусства. Он создал оперу «Гармония мира» (пост. 1957, Мюнхен) и одноименную симфонию, основанную на музыкальном материале этой оперы, «Питсбургскую симфонию» (1958), оперу «Долгая рождественская трапеза» (по пьесе Т.

Уайлдера, 1961, Мангейм), кантату «Песнь к надежде» по заказу ЮНЕСКО (1953), концерт для органа и оркестра (1962) и мессу a cappella (1963). Автор книг «Руководство по композиции» (т. 1‒3, 1937‒70), «Мир композитора» (1952) и статей. Лауреат Баховской премии (ФРГ), премии Сибелиуса. В Швейцарии (г. Блоне) после смерти Х. Учрежден «Фонд Хиндемита» ‒ центр собирания и изучения его наследия. Соч. В рус. Пер. Монолог П. Хнндемита, «Советская музыка», 1962, № 3. Мир композитора. [фрагменты из книги], там же, 1963, № 4, 5. Умирающие воды, там же, 1967, № 5. Иоганн Себастьян Бах. Обязывающее наследие, там же, 1973, № 11. Лит. Беляев В., Пауль Хиндемит, Л., 1927. Глебов И. [Асафьев Б. В.], Элементы стиля Хиндемита, в кн. Новая музыка, в. 2, Л., 1927.

Левая Т. Н., Леонтьева О. Т., Пауль Хиндемит, М., 1974. Strobel Н., Paul Hindemith, 3 Aufl., Mainz, 1948. Briner A., Paul Hindemith, Z. ‒ Mainz, 1971. О. Т. Леонтьева..

Значения в других словарях
Хинганский заповедник

расположен на левобережье Амура, между рр. Урилом и Мутной. Северная граница — Транссибирская ж.-д. Магистраль. Площадь 58,9 тыс. Га (1976). Создан в 1964 для сохранения природных ландшафтов среднего Приамурья. Прилежащая к Амуру южная часть занята травянистыми заболоченными лугами, центральная и северная части — отроги Малого Хингана. Преобладают леса с участием дуба монгольского, берёзы даурской и плосколистной. В горах господствует пихта даурская. Встречаются кедр корейский, ель аянская, лис..

Хиндемит

(Hindemith) Пауль (16.11.1895, Ханау, — 28.12.1963, Франкфурт-на-Майне), немецкий композитор, музыкальный теоретик, дирижёр, скрипач и альтист. С 13 лет работал в оркестрах. Одновременно учился в консерватории Франкфурта-на-Майне (классы композиции и скрипки). В 1915—23 концертмейстер оперного театра там же. В 1921—29 альтист струнного квартета Л. Амара — П. Хиндемита, в 1927—37 профессор Высшей музыкальной школы в Берлине. Творчество Х. Включает оперы, балеты и симфонии, сочинений камерных жанр..

Хинди

государственный язык Индии. Один из основных литературных языков. Распространён главным образом в центральных областях Северной Индии (штаты Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Харьяна, союзная территория Дели, частично штаты Раджастхан, Химачал-Прадеш, Бихар). Число говорящих на Х. — свыше 153 млн. Чел. (1971, оценка). Относится к индоарийской ветви (группе) индоевропейских языков (См. Индоевропейские языки). Различаются литературный Х. И две группы родственных диалектов. Западные диалекты. Кхари бол..

Хинди литература

одна из литератур Индии. Развивается на языке Хинди и его диалектах. Ранний этап (конец 1-го тыс. Н. Э.) представлен фрагментами стихов религиозно-философского содержания, излагавших идеи буддийских, джайнских и шиваитских сект, которые выступали против ортодоксального Индуизма и кастовой системы. В условиях господства традиций религиозно-философской и художественной литературы на языке санскрит Х. Л. Складывалась как народная литература, что определило её связь с радикальными общественными тен..

Хиндемит Пауль

(Hindemith, Paul)ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ в окружении репортеров.(1895-1963), немецкий композитор и педагог, с начала Второй мировой войны живший в США. Родился 16 ноября 1895 в Ханау, учился там же в Высшей музыкальной школе у А. Мендельсона и Б. Зеклеса. Во время учения проявил выдающиеся исполнительские способности и был принят скрипачом в оркестр Франкфуртской оперы (концертмейстер скрипок, 1915-1923). Выдающийся альтист, он с 1922 по 1929 играл в известном Квартете Амара. Хиндемит рано обратился к ко..

Хиндемит Пауль

( 16 XI 1895, Ханау - 28 XII 1963, Франкфурт-на-Майне) Удел наш - музыке людских творенийИ музыке миров внимать безмолвно.Сзывать умы далеких поколенийДля братской трапезы духовной.Г. ГессеП. Хиндемит - крупнейший немецкий композитор, один из признанных классиков музыки XX в. Будучи личностью универсального масштаба (дирижер, исполнитель на альте и виоле д'амур, теоретик музыки, публицист, поэт - автор текстов собственных произведений) - Хиндемит был столь же универсален в своей композиторской д..

Дополнительный поиск Хиндемит Пауль Хиндемит Пауль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хиндемит Пауль" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хиндемит Пауль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 14 символа