Хождение в народ

136

(«Хожде́ние в наро́д»,) массовое движение демократической молодёжи в деревню в России в 1870-х гг. Впервые лозунг «В народ!» выдвинул А. И. Герцен в связи со студенческими волнениями 1861 (см. «Колокол», л. 110). В 1860-х — начале 1870-х гг. Попытки сближения с народом и революционной пропаганды в его среде предпринимали члены «Земли и воли» (См. Земля и воля), ишутинского кружка (См. Ишутинский кружок), «Рублёвого общества» (См. Рублёвое общество), Долгушинцы. Ведущую роль в идейной подготовке движения сыграли «Исторические письма» П. Л. Лаврова (1870), призывавшие интеллигенцию к «уплате долга народу», и «Положение рабочего класса в России» В. В. Берви (Н. Флеровского). Подготовка к массовому «Х. В н.» началась осенью 1873. Усилилось формирование кружков, среди которых главная роль принадлежала чайковцам (См.

Чайковцы), налаживалось издание пропагандистской литературы (типографии чайковцев в Швейцарии, И. Н. Мышкина в Москве), заготовлялась крестьянская одежда, в специально устроенных мастерских молодёжь овладевала ремёслами. Начавшееся весной 1874 массовое «Х. В н.» представляло собой стихийное явление, не имевшее единого плана, программы, организации. Среди участников были как сторонники П. Л. Лаврова, выступавшие за постепенную подготовку крестьянской революции путём социалистической пропаганды, так и сторонники М. А. Бакунина, стремившиеся к немедленному бунту. В движении участвовала и демократическая интеллигенция, пытавшаяся сблизиться с народом и служить ему своими знаниями. Практическая деятельность «в народе» стёрла различия между направлениями, фактически все участники вели «летучую пропаганду» социализма, кочуя по деревням.

Единственная попытка поднять крестьянское восстание — «Чигиринский заговор» (1877). Начавшееся в центральных губерниях России (Московской, Тверской, Калужской, Тульской) движение вскоре распространилось на Поволжье (Ярославская, Самарская, Нижегородская, Саратовская и др. Губернии) и Украину (Киевская, Харьковская, Херсонская, Черниговская губернии). По официальным данным, пропагандой были охвачены 37 губерний Европейской России. Главными центрами были. Имение Потапово Ярославской губернии (А. И. Иванчин-Писарев, Н. А. Морозов), Пенза (Д. М. Рогачёв), Саратов (П. И. Войнаральский), Одесса (Ф. В. Волховский, братья Жебунёвы), «Киевская коммуна» (В. К. Дебогорий-Мокриевич, Е. К. Брешко-Брешковская) и др. В «Х. В н.» активно участвовали О.

В. Аптекман, М. Д. Муравский, Д. А. Клеменц, С. Ф. Ковалик, М. Ф. Фроленко, С. М. Кравчинский и многие др. К концу 1874 большинство пропагандистов было арестовано, но движение продолжалось и в 1875. Во 2-й половине 1870-х гг. «Х. В н.» приняло форму «поселений», организованных «Землёй и волей» (См. Земля и воля), на смену «летучей» пришла «оседлая пропаганда» (устройство поселений «в народе»). С 1873 по март 1879 к дознанию по делу о революционной пропаганде были привлечены 2564 чел., главные участники движения осуждены по «процессу 193-х» (См. Процесс 193-х). «Х. В н.» потерпело поражение прежде всего потому, что оно опиралось на утопическую идею народничества (См. Народничество) о возможности победы крестьянской революции в России. «Х.

В н.» не имело руководящего центра, большинство пропагандистов не обладало навыками конспирации, что позволило правительству сравнительно быстро разгромить движение. «Х. В н.» явилось переломным событием в истории революционного народничества. Его опыт подготовил отход от бакунизма, ускорил процесс вызревания идеи о необходимости политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров. Источн. Процесс 193-х, М., 1906. Революционное народничество 70-х гг. XIX в Сб. Документов, т. 1—2, М. — Л., 1964—65. Агитационная литература русских революционных народников, Л., 1970. Иванчин-Писарев А. И., Хождение в народ, [М. — Л., 1929]. Ковалик С. Ф., Революционное движение семидесятых годов и процесс 193-х, М., 1928.

Лавров П. Л., Народники-пропагандисты 1873—1878 гг., 2 изд., Л., 1925. Лит. Богучарский В. Я., Активное народничество семидесятых годов, М., 1912. Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965. Троицкий Н. А., Большое общество пропаганды 1871—1874, Саратов, 1963. Филиппов Р. В., Из истории народнического движения на первом этапе «хождения в народ», Петрозаводск, 1967. Гинев В. Н., Народническое движение в Среднем Поволжье. 70-е годы XIX в., М. — Л., 1966. Захарина В. Ф., Голос революционной России, М., 1971. Крайнева Н. Я., Пронина П. В., Народничество в работах советских исследователей за 1953—1970 гг., М., 1971. Б. С. Итенберг.

Значения в других словарях
Ходяков

Николай Васильевич (1899, Москва, — ноябрь 1917, там же), один из организаторов пролетарского юношеского движения, участник Октябрьской революции 1917 в Москве. Член Коммунистической партии с лета 1917. Родился в семье рабочего. Ученик столяра. Участвовал в создании Союза рабочей молодёжи «3-й Интернационал» в Городском районе. Красногвардеец. Смертельно ранен в бою с юнкерами. Лит. Герои Октября, М., 1967.. ..

Ходяков Николай Васильевич

Ходяков Николай Васильевич (1899, Москва, ‒ ноябрь 1917, там же), один из организаторов пролетарского юношеского движения, участник Октябрьской революции 1917 в Москве. Член Коммунистической партии с лета 1917. Родился в семье рабочего. Ученик столяра. Участвовал в создании Союза рабочей молодёжи «3-й Интернационал» в Городском районе. Красногвардеец. Смертельно ранен в бою с юнкерами. Лит.:. ..

Хождение за три моря Афанасия Никитина

(«Хожде́ние за три мо́ря» Афана́сия Ники́тина) памятник древнерусской литературы 15 в., записки тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1466—1472). Первое произведение русской литературы, запечатлевшее путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели. Автор побывал на Кавказе, в Персии, Индии и на обратном пути — в Крыму. Умер недалеко от Смоленска. В 1475 рукопись оказалась у московского дьяка Василия Мамырёва, её текст был внесён в Летописный свод 1489, отразившийся в ..

Хожув

(Chorzow) город на Ю. Польши, в Катовицком воеводстве. 156 тыс. Жителей (1975). Ж.-д. Узел. Один из промышленных центров Верхнесилезского каменноугольного бассейна. Чёрная металлургия (заводы «Костюшко» и «Баторий»), машиностроение (трамвайные вагоны, оборудование для горной и строительной промышленности, электротехника), химическая, стекольная, пищевая, трикотажная, полиграфическая промышленность.. ..

Хождение В Народ

"ХОЖДЕНИЕ В НАРОД" - массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах - весна - лето 1874. Цели. Изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры. Санкт-петербургские и московские кружки "чайковцев", "Киевская коммуна". Охватило 37 губ. Европейской России. К ноябрю 1874 арестовано св. 4 тыс. Человек, наиболее активные участники осуждены по "процессу 193-х".. ..

Хождение В Народ

"ХОЖДЕНИЕ В НАРОД", массовое движение радикальной молодёжи в деревню. Началось весной 1873, наибольшего размаха достигло весной -летом 1874 (охватило 37 губерний России). "Лавристы" ставили целью пропаганду идей социализма, "бакунисты" пытались организовать массовые антиправительственные выступления. Центрами подготовки движения были петербургский и московский кружки "чайковцев", "Киевская коммуна". К ноябрю 1874 арестовано свыше 4 тысяч человек, наиболее активные участники осуждены по "процессу..

Хождение в народ

Движение среди русской студенческой молодежи в 70-е гг. XIX в.В те годы в молодежной среде значительно вырос интерес к высшему образованию, особенно к естественным наукам. Но осенью 1861 г. Правительство повысило плату за обучение, запретило студенческие кассы взаимопомощи. В ответ на это в университетах произошли студенческие волнения, после которых многие были исключены и оказались как бы выброшенными из жизни — они не могли ни устроиться на государственную службу (по причине «неблагонадежно..

Хождение в народ

Ист. Движение разночинной интеллигенции в деревню в 60—70-е годы XIX в. С целью просвещения и революционной пропаганды среди народа. Короленко являлся по существу чистейшим выразителем идей и настроений 70-х годов, эпохи народолюбства и хождения в народ, эпохи политического романтизма (П. Павленко. Искатель света).Фразеологический словарь русского литературного языка. — М. Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008. ..

Хождение в народ

Массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах - весна - лето 1874. Цели. Изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры. Санкт-петербургские и московские кружки «чайковцев», «Киевская коммуна». Охватило 37 губ. Европейской России. К ноябрю 1874 арестовано св. 4 тыс. Человек, наиболее активные участники осуждены по «процессу 193-х».. ..

Хождение В Народ

- массовое движение демократической и революционной молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах – весной и летом 1874 г. Цели. Изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры. Петербургский и Московский кружки «чайковцев», «Киевская коммуна». Причины неудачи. Утопическая теория о возможности победы крестьянской революции, отсутствие массового крестьянского движения, единой организации и программы. Охватило 37 губерний Европейской Росс..

Дополнительный поиск Хождение в народ Хождение в народ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хождение в народ" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хождение в народ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 16 символа