Хольбейн

70

Гольбейн (Holbein), семья немецких живописцев и графиков 15—16 вв. Ханс Х. Старший (около 1465, Аугсбург, — 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари. Девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге. Св. Екатерины, 1512, Городская галерея, Аугсбург) преобладает стилистика позднеготической живописи. Им свойственны экспрессивные динамичные композиционные построения, чаще всего — резкие цветовые соотношения. С конца 1500-х гг. В его произведениях (алтарь св. Себастьяна, 1515—16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства.

Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках (серебряный карандаш, перо). Ханс Х. Младший (около 1497—1498, Аугсбург, — между 7.10 и 29.11.1543, Лондон), сын Ханса Х. Старшего. Учился у отца. В 1515—26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина «Мёртвый Христос», 1521, Публичное художественное собрание, Базель. Классически уравновешенный образ «Мадонна бургомистра Мейера», 1525—26, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов — черты сдержанной духовной силы («Эразм Роттердамский», 1523, Лувр, Париж, и др.), живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель).

В 1524—26 исполнил серию рисунков «Образы смерти» (известна под название «Пляска смерти», изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. В исполненных здесь портретах («Астроном Николас Кратцер» и др.) Ханс Х. Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке («Т. Мор», серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др.). В 1528—32 — снова в Базеле, где создал рисунки к Библии (изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера, см. Илл.). В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов.

Немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534—35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др. Выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи «Стального двора» в Лондоне, 1541—43, не сохранились, и др.). В историю искусства Ханс Х. Младший вошёл главным образом как автор портретов, знаменующих одну из вершин художественной культуры Возрождения. Лит. [Немилов А.], Г. Гольбейн Младший. [Альбом], М. — Л. 1962. Либман М. Я., Дюрер и его эпоха, М., 1972, с. 173—87. Schmid H. A., Hans Holbein der Jüngere..., Bd 1—3, Basel, 1945—48. Pinder W., Vom Wesen und Werden deutschen Formen, Bd 4 — Holbein der Jüngere und das Ende der altdeutschen Kunst, Köln, [1951].

Lieb N., Stange A., Hans Holbein der Altere, [B.], 1960. Хольбейн. «Французские послы Ж. Де Динтевиль и Ж. Де Сельв». 1533. Национальная галерея. Лондон. Хольбейн. «Уорем, архиепископ Кентерберийский». 1527. Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор. Хольбейн. «Г. Паркер». Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор. Хольбейн. «Фитцуильям, граф Саутхемптонский» Ок. 1542. Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор. Хольбейн. «Землепашец». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524—26. Изданы как гравюры на дереве в 1538. Хольбейн. «Старик». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524—26. Изданы как гравюры на дереве в 1538. Хольбейн. «Епископ». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524—26.

Изданы как гравюры на дереве в 1538. Хольбейн. «Мертвый Христос». 1521. Публичное художественное собрание. Базель. Фрагмент. Хольбейн. «Анна Клеве». 1539. Лувр. Париж. Хольбейн. «Жена и дети художника». Темпера. 1528—29. Публичное художественное собрание. Базель. Хольбейн. «Мадонна бургомистра Мейера». 1525—26. Дворцовый музей. Дармштадт. Х. Хольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур. 1536. Художественно-исторический музей. Вена. Титульный лист к «Библии». Ксилография Х. Лютцельбургера по рис. Х. Хольбейна Младшего. 1528—32. Х. Хольбейн Младший. Автопортрет. Рисунок (серебряный карандаш, уголь, сангина). 1543. Галерея Уффици. Флоренция..

Значения в других словарях
Холуйская миниатюра

вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше (коробочки, ларцы и др.), художественный промысел. Возник в 1932 в пос. Холуй Ивановской области на базе местного (известен с 16 в.) иконописного промысла [первоначально как филиал мстёрской артели «Пролетарское искусство» (см. Мстёрская миниатюра). В 1934 образована самостоятельная Холуйская художественная артель (с 1960 — Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры)]. Технология изготовления..

Холуницкие рабочие волнения

в России, стачка 1500 рабочих Холуницких железоделательных заводов в Слободском уезде Вятской губернии. 4 апреля — 3 мая 1871. Кризис горнозаводской промышленности Урала вызвал сокращение производства железа на Холуницких заводах, что привело к снижению зарплаты рабочих. В начале апреля 1871, до истечения срока найма, который кончался в августе, рабочие потребовали от администрации заводов изменения условий найма и увеличения зарплаты и прекратили работы. Для выяснения причин конфликта из Вятки..

Хольберг

(Holberg) Людвиг (3.12.1684, Берген, Норвегия, — 28.1.1754, Копенгаген), датский писатель. Виднейший деятель скандинавского просвещения. В 1704 окончил Копенгагенский университет, с 1714 профессор в нём. Норвежец по происхождению, Х. Воспринял демократические традиции не знавшего крепостной зависимости норвежского крестьянства. Был сторонником «просвещённой монархии». В 1719—20 опубликовал ироикомическую поэму (см. Бурлеска) «Педер Порс» (т. 1—4, под псевдонимом Ганс Миккельсен, пивовар из Калау..

Хольберг Людвиг

Хольберг (Holberg) Людвиг (3.12.1684, Берген, Норвегия, ‒ 28.1.1754, Копенгаген), датский писатель. Виднейший деятель скандинавского просвещения. В 1704 окончил Копенгагенский университет, с 1714 профессор в нём. Норвежец по происхождению, Х. Воспринял демократические традиции не знавшего крепостной зависимости норвежского крестьянства. Был сторонником «просвещённой монархии». В 1719‒20 опубликовал ироикомическую поэму (см. Бурлеска. ..

Хольбейн

Гольбейн (holbein) Ханс Младший (ок. 1497—98, Аугсбург – 1543, Лондон), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Происходил из семьи живописцев. Учился у своего отца – Х. Хольбейна Старшего. В 1515—26 гг. Работал в Базеле, затем – в Англии. Хольбейн – один из крупнейших европейских портретистов, его творчество во многом определило особенности этого жанра в искусстве Северного Возрождения. Помимо портретов, художник писал алтарные композиции, картины религиозного и аллегорического содержан..

Дополнительный поиск Хольбейн Хольбейн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хольбейн" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хольбейн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 8 символа