Хроники
наиболее распространённый тип произведений средневековой европейской историографии. X. Не имели принципиальных отличий от других типов исторических сочинений — анналов (См. Анналы) и т. Н. Историй (весьма употребительны были «смешанные» название — «Хроника, или Анналы», «Хроника, или История»). Поэтому в современной исторической литературе название «X.» нередко употребляется в расширительном смысле — применительно ко всем без исключения произведениям средневековой историографии. Собственно X. Назывались обычно исторические сочинения, которые, в отличие от анналов, содержали более подробное и связное изложение событий, но уступали историям в степени авторской систематизации и осмысления материала. Методологическую основу Х., как и др.
Жанров феодально-церковной историографии и агиографии, вплоть до эпохи Возрождения (а в ряде стран до 18 в.) составляла теологическая концепция истории, выдвинутая в начале 5 в. Августином и истолкованная в 13 в. Фомой Аквинским (См. Фома Аквинский) в чисто феодальном духе. В средневековой Х. Отсутствовало развитое понятие причинно-следственных отношений, место которого занимает идея Провиденциализма. Политические события рассматривались как проявление извечной борьбы бога и дьявола, неба и ада, добра и зла. Провиденциализм обусловил и такие характерные черты Х., как отсутствие объективного критерия истины, некритическое отношение к источнику, вера в чудеса и знамения. Нередки в Х. И моменты прямой фальсификации (например, ради обоснования древности тех или иных привилегий, предоставленных монастырю, церкви, епископству).
В раннее средневековье особенно популярны были т. Н. Всемирные, или универсальные, Х. (chronica mundi, chronicon universale). Изложение событий во «всемирных» Х. Начиналось, как правило, от «сотворения мира» (причём весь материал, относящийся к событиям до времени жизни хрониста, заимствовался из одной или нескольких более ранних Х.), включало события настоящего и завершалось «повествованием» о будущем человечества, истолкованном в духе христианской эсхатологии (См. Эсхатология). К числу наиболее известных «всемирных» Х. Относятся «Большая хроника» Исидора Севильского (См. Исидор Севильский) (7 в.), «Хроника» Оттона Фрейзингенского (См. Оттон Фрейзингенский) (12 в.) и др. До 13 в. Центрами хронистики были монастыри. Х.
Писались, как правило, на латинском языке (исключение составляет «Англо-саксонская хроника», записанная на англо-саксонском языке). По мере образования национальных государств стали возникать, получая всё большее распространение, национальные Х., посвященные истории одной страны и написанные на национальных языках. С 13 в. Создаются (на латинском языке) значительные своды Х., отразившие начальный этап становления национальных государств. «Большие французские хроники» (13—15 вв.), хроника Матвея Парижского (См. Матвей Парижский) (13 в.) в Англии, «Всеобщая испанская хроника» (13—14 вв.) и др. В 13—14 вв. Наряду с монастырскими получают развитие рыцарские («Хроника» Ж. Фруассара, 14 в., и др.) и городские Х. (хроники Дино Компаньи и Дж.
Виллани во Флоренции, 14 в. Любекская хроника Детмара и И. Герца, 14—15 вв. Х. Аугсбургского купца Б. Цинка, 15 в., и др.). Оставаясь в целом на почве феодальной историографии, городские Х. Носили, однако, в большей степени светский характер. Им свойственны некоторые антифеодальные тенденции — следствие длительной борьбы городов с сеньорами. Как церковно-феодальным, так и городским Х. Присущи ярко выраженные классовые черты. Первые защищали господство духовных и светских феодалов, вторые — интересы патрициата и богатого купечества. Являясь памятниками средневековой историографии, многие Х. Вместе с тем, несмотря на специфику их методологии и методов работы хрониста, служат важнейшим источником изучения политической истории, а также истории быта, нравов, материальной и духовной культуры (хроники Ордерика Виталия, 12 в.
Францисканца Салимбене, 13 в. Французская «Хроника первых четырех Валуа», 14 в., и др.). Городские Х., как правило, превосходят монастырские и рыцарские наличием данных экономического характера, тогда как последние (особенно рыцарские) содержат больше сведений по истории дипломатии и войн. Значительный интерес представляют иллюстрированные Х. Миниатюры средневековых Х. Являются не только своеобразным историческим источником, но и памятником искусства (широкую известность получили относящиеся к 15 в. Миниатюры «Больших французских хроник»). С началом эпохи Возрождения происходит постепенный упадок хронистики, что отразило общий идейно-методологический кризис средневековой историографии. Историки-гуманисты отвергли теологическую трактовку истории и выдвинули в качестве важнейшей задачи исторических сочинений установление естественных причин исторических событий.
Появление в этот период последних крупных сводов Х. (т. Н. «Хроники» Р. Холиншеда в Англии и др.) во многом связано с повышением общественного интереса к истории, вызванным распространением идей Возрождения и Реформации, а сами Х. В той или иной форме отразили влияние этих идей. Особую обширную группу составляют византийские Х. — «всемирные» и посвященные истории империи (см. В ст. Византия. Византийская культура, Историческая наука). В Древней Руси (и ряде др. Славянских стран) исторические произведения, соответствующие Х., носили название летописей (См. Летописи) (летописцев) и хронографов (См. Хронографы). Название «Х.» закрепилось в европейской науке также за многими произведениями средневековой историографии стран Востока.
Лит. Косминский Е. А., Историография средних веков, [М.], 1963. Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. — Л., 1964. Люблинская А, Д., Источниковедение истории средних веков, Л., 1955. Wattenbach W., Das Schriftwesen im Mittelalter, 4 Aufl., Graz, 1958. Lorenz О., Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter, 3 Aufl., Bd 1—2, В., 1886—87. Brincken A. D. Von, Studien zur lateinischen Weltchronistik..., Düss., 1957. Grundmann H., Geschichtsschreibung im Mittelalter, Göttingen, [1965]. Poole R. L., Chronicles and annals, Oxf., 1926. О. Л. Вайнштейн..
Дополнительный поиск Хроники
На нашем сайте Вы найдете значение "Хроники" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хроники, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 7 символа