Художественная промышленность
изготовление индустриальными методами декоративно-прикладных художественных изделий, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры машинной выработки, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, металлические, в том числе ювелирные, изделия и т.д.). Х. П. Является частью промышленности, выпускающей предметы широкого потребления — ткани, стеклянную, фарфоровую, металлическую посуду и т.п. Однако изделия Х. П. Отличаются от прочих вещей бытового ассортимента (зачастую выпускаемых на тех же предприятиях) подчёркнутой выразительностью пластических, орнаментально-колористических фактурных решений, нередко являясь подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства (См.
Декоративно-прикладное искусство). Значительную роль в Х. П. Играет творческая индивидуальность художника, создающего первоначальный проект вещи. Серийный или массовый выпуск изделий осуществляется здесь под контролем и при участии автора проекта коллективом художников, инженеров, технологов, рабочих-исполнителей. Основу технологического процесса составляет машинное производство (например, механическое оборудование и станки-автоматы на ковровых комбинатах, жаккардовые и печатные машины на текстильных фабриках и т.д.). В то же время на многих предприятиях Х. П. Наряду с механизированным (а часто и автоматизированным) исполнением большей части продукции сохраняется значительная доля ручного труда (изготовление сложных выдувных форм и алмазное гранение на стекольных заводах, роспись фарфоро-фаянсовых изделий и т.д.).
Но в целом именно интенсивное применение машин отличает предприятия Х. П. От предприятий народных художественных промыслов (См. Народные художественные промыслы), где преобладает ручной труд. Обособление Х. П. От художественного ремесла (См. Ремесло) и превращение её в особую отрасль производства связано с формированием феодальных городов, с эволюцией цехов и корпораций ремесленников (оружейников, ткачей, ювелиров и т.д.). Развитие мануфактурного способа производства в 16—17 вв. Способствовало появлению новых видов декоративно-прикладных изделий, изменило сами методы их изготовления, всё более резко отделяя разработку проекта от процесса его воплощения в материале. В Европе активнее других отраслей развивались изготовление художественных тканей (важнейшими центрами которого первоначально были города Северной и Средней Италии, Фландрии и Брабанта) и производство стеклянных и керамических изделий (Венеция, Фаэнца и др.).
В 18 в. В Европе появляются фарфор (Мейсенский фарфор, Севрский фарфор) и керамика Дж. Уэджвуда. В 18 — начале 19 вв. Интенсивно развивалось производство художественных изделий в России. Фарфора (Императорский фарфоровый завод в Петербурге), камнерезных изделий (Петергофская гранильная фабрика, Демидовские камнерезные заводы на Урале) и др. В странах Востока, до 19—20 вв. Сохранявших средневековый уклад жизни, художественное производство долго оставалось на уровне изготовления ремесленных изделий. С упрочением капиталистических производственных отношений индустриальные промышленные методы постепенно внедрялись в самые различные отрасли Х. П. Промышленный переворот 18 — начала 19 вв. Сопровождался значительной демократизацией ассортимента художественных изделий (наряду с производством дорогих шёлковых и парчовых тканей бурно развивались хлопчатобумажное производство и ситцепечатное дело).
Однако качество художественных вещей резко снизилось. Изделия фабричной Х. П., вытеснявшие благодаря своей дешевизне произведения художественного ремесла, в этот период повторяли в ухудшенном виде формы предметов, выполненных ручным способом, отличались эклектичностью стилевых решений. Во 2-й половине 19 в. Отдельные художники и теоретики, например Дж. Рескин и У. Моррис в Великобритании, рассматривая машинное производство как враждебное искусству, выдвинули утопическую идею улучшения качества художественных изделий путём возврата к ремесленной культуре средних веков. В конце 19 — начале 20 вв. На смену нигилистическому отношению к проблеме «машины и искусство» пришли тенденции к широкому вовлечению художественных сил в промышленность (деятельность художественно-промышленных союзов типа Немецкого Веркбунда (См.
Немецкий Веркбунд) и др.), которые привели к зарождению ранних форм художественного конструирования (См. Художественное конструирование) (дизайна), создавшего предпосылки для преодоления антагонизма между художественным творчеством и машинным производством. После 1-й мировой войны 1914—18 изделия Х. П. Испытывали значительное воздействие Функционализма (художественные предметы, создаваемые в мастерских «Баухауза» и т.д.). В советской Х. П. 1920-х гг. Конструктивизм (и идеи производственного искусства (См. Производственное искусство)) связывались с утопически-иллюзорными попытками найти и выразить особый, «пролетарский» стиль художественных изделий. Партийная критика программы и практики Пролеткульта открыла в СССР дорогу культуре, социалистической по содержанию и национальной по форме, что отразилось также и в Х.
П. К середине 20 в. Технический прогресс вновь (как и в 1920-е гг.) привёл к увлечению техницизмом, к противопоставлению дизайна декоративному искусству, к отрицанию национальных декоративно-орнаментальных культур, пропаганде и внедрению в Х. П. Упрощённых рационализированных форм. Стеллажной мебели, гладких поверхностей, резких геометрических членений. Художественное стекло повторяло формы аптекарской посуды. Фарфор «очищался» от декора и т.д. Однако с конца 1960-х гг. Идейная содержательность, пластическое разнообразие и декоративное звучание изделий Х. П. Восстанавливаются в своём значении. Усиливается тенденция к имитации приёмов старинного ремесла средствами современного машинного производства (при этом стилизаторское, ретроспективистское направление постоянно сосуществует с поисками новых функциональных форм).
Советская Х. П. — одна из важных областей социалистической художественной культуры, главной задачей которой является внедрение искусства в повседневный быт. Изделия советской Х. П. Отражают многие процессы, характерные для советского и мирового декоративно-прикладного искусства. В современной советской Х. П. Ведутся интенсивные поиски новых форм бытовых предметов массового назначения (наряду с этим значительное внимание уделяется и выпуску уникальных изделий, предназначенных преимущественно для оформления общественных интерьеров). Богатые эстетические возможности, заложенные в природе материала и особенностях технологического процесса, раскрываются в различных видах керамики, художественного стекла, металлических, текстильных изделиях и т.д.
Среди важнейших предприятий современной советской Х. П. — фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова (См. Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова) в Ленинграде, Дулёвский фарфоровый завод, Дмитровский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Гусевской Хрустальный Завод, Дятьковский хрустальный завод, Ленинградский завод художественного стекла, Люберецкий ковровый комбинат и др. Успешно развивается и современная Х. П. Др. Социалистических стран, сочетающая богатейшие национальные традиции с задачами современного, функционально обоснованного художественно-прикладного творчества. Лит. Русское декоративное искусство, т. 3, М., 1965. Искусство и промышленность. Сб. Статей, М., 1967. Макаров К. А., Советское декоративное искусство, М., 1974.
Hirzel S., Kunsthandwerk und Manufaktur in Deutschlandseit 1945, В., 1953. SelIe G., Jugendstil und Kunst-Industrie, Ravensburg, [1974]. Н. И. Каплан. Русская и советская художественная промышленность. М. С. Назаревская. Ситцевая ткань «Красная Армия на уборке хлопка». 1933. Русская и советская художественная промышленность. А. Н. Самохвалов. «Женщина в берете». Фарфор. 1937. Русская и советская художественная промышленность. Н. В. Кирсанова. Ткань «Розы». 1960. Русская и советская художественная промышленность. С. С. Чоколов. Вазы. Керамика. 1968. Русская и советская художественная промышленность. Б. А. Смирнов. Прибор для водки «Крепыш». Хрусталь. 1949. Русская и советская художественная промышленность. Н. Я. Данько. «Работница-агитатор». Фарфор. 1923. Русская и советская художественная промышленность.
Кресло из прорезной стали с позолоченной медью. 1740. Тульские заводы. Русская и советская художественная промышленность. В. Ф. Колосов. Сервиз «Виноград». Фарфор. 1967. Русская и советская художественная промышленность. С. Я. Раунам. Кофейники. Медь. 1968. Подсвечник. Железо. 1967. Русская и советская художественная промышленность. Набивная ткань. 18 в. Русская и советская художественная промышленность. Подсвечник. Фарфор. 1750-е гг. Императорский фарфоровый завод. Петербург. Русская и советская художественная промышленность. Е. И. Чарушин. «Оленёнок». Фарфор. 1947. Зарубежная художественная промышленность. Графины. Стекло (Италия). 1956—59 Зарубежная художественная промышленность. Ваза. Молочное стекло с позолоченной гравировкой (Испания). Ок. 1775. Зарубежная художественная промышленность.
Ваза. «Базальтовая масса». Фабрика Дж. Уэджвуда (Англия). 1775—80. Зарубежная художественная промышленность. Дж. Ф. Амелунг (США). Кубок. Стекло с гравировкой. Кон. 18 в. Зарубежная художественная промышленность. Кофейник. Майолика Фаэнца (Италия). 18 в. Зарубежная художественная промышленность. А. Якобсен. (Дания). Стул. 1952. Зарубежная художественная промышленность. Предметы из сервиза с фигурами в античных одеждах. «Костяной фарфор» завода в Дерби (Англия). Кон. 18 — нач. 19 вв. Зарубежная художественная промышленность. Гобелен из серии «Дон Кихот» (Франция). 1746—48. Зарубежная художественная промышленность. Т. Чиппендейл (Англия). Стул. Красное дерево. 1-я пол. 18 в. Русская и советская художественная промышленность. Е. Я. Шумяцкая. Декоративная набивная ткань «Петушок».
1954. Русская и советская художественная промышленность. С. Я. Озолиня. Вазы. Керамика. 1962. Русская и советская художественная промышленность. Н. В. Касаткина. Панно «Тайга». Оленья кожа, медвежья опушка, аппликация. 1966..
Дополнительный поиск Художественная промышленность
На нашем сайте Вы найдете значение "Художественная промышленность" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Художественная промышленность, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 29 символа