Биологическое образование

107

система подготовки биологов для научно-исследовательских учреждений и преподавателей биологических дисциплин. Знание биологии (См. Биология) предусматривается при подготовке специалистов с медицинским, с.-х., педагогическим и другим естественнонаучным специальным образованием. Как обязательный учебный предмет биология изучается в общеобразовательной школе. Б. О. Имеет мировоззренческое значение, способствует формированию материалистических представлений о живой природе и борьбе с религиозными предрассудками. В СССР подготовка специалистов с высшим Б. О. Осуществляется на биологических и биолого-почвенных факультетах университетов и на факультетах естествознания, биолого-химических, биолого-географических отделениях педагогических институтов, в медицинских, с.-х., зооветеринарных, рыбных и некоторых других вузах.

В России преподавание биологии началось в середине 18 в. На медицинском факультете Московского университета, а затем в начале 19 в. На медицинских факультетах университетов в Дерпте (ныне Тарту), Казани, Харькове. С 40-х гг. Биологические дисциплины были включены в учебные планы с.-х. Институтов, которые стали создаваться в это время. В течение 19 в. В Московском, Петербургском и других университетах возникли крупные научные биологические школы и направления, некоторые из них получили мировое признание и стали классическими. Однако Б. О. Как самостоятельная отрасль специального образования сформировалось только после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1923—27 во многих университетах открылись самостоятельные биологические факультеты или отделения, расширилась сеть педагогических институтов, имеющих биологические отделения.

За годы Советской власти создана государственная система подготовки специалистов с высшим общебиологическим (университетским и педагогическим) и специальным биологическим (медицинским и с.-х.) образованием. Биологические и биолого-почвенные факультеты университетов (в некоторых университетах — химико-биологические, биолого-географические, естественных наук факультеты) готовят биологов широкого профиля с узкой специализацией по отдельным отраслям биологической науки (ботаника, зоология, физиология растений, микробиология, цитология, биофизика, биохимия, вирусология, генетика и др.), а также специалистов в области смежных наук (цитохимии, биохимической генетики, экологической физиологии, бионики и т.п.), почвоведов и агрохимиков.

Б. О. Складывается из изучения общенаучных (физика, математика, химия, история КПСС, научный коммунизм, политэкономия, философия и т.д.) и биологических дисциплин. Биологические дисциплины делятся на общие (изучаемые всеми студентами) и специальные (по свободному выбору для углублённой подготовки в определённой отрасли биологии) курсы. Общими являются. Ботаника, зоология, микробиология, биохимия, цитология, гистология и эмбриология, физиология растений, физиология животных и человека, генетика с основами селекции, биофизика и др. Помимо специальных курсов по общим биологическим дисциплинам, существует специализация в таких отраслях биологической науки, как экология животных и растений, ботаническая география, генетика растений, генетика микроорганизмов, вирусология, радиобиология, витаминология, протистология и т.д.

Кроме того, в университетах готовятся почвоведы и агрохимики, которые также получают глубокие знания в области биологии. Срок обучения на биологических факультетах университетов от 5 до 6 лет (в зависимости от формы обучения — дневной, вечерней или заочной). В 1969 биологические факультеты (специальности) имелись в 42 университетах (свыше 40 тыс. Студентов. Ежегодный выпуск — свыше 5 тыс. Чел.). В педагогических институтах Б. О., как правило, является комплексным и обеспечивает подготовку учителей по двум специальностям. Учитель биологии и химии, биологии и основ с.-х. Производства, географии и биологии. Студенты педагогических институтов изучают общенаучные и биологические дисциплины, спецкурсы по выбору, а также предметы педагогического цикла, в том числе методику преподавания биологии.

В программу подготовки учителей биологии и основ сельского хозяйства, кроме того, включен широкий круг агрономических дисциплин (см. Педагогическое образование). Срок обучения в педагогических институтах 4—5 лет (в зависимости от формы обучения и профиля подготовки). В 1969 учителей биологии готовили 125 педагогических институтов (свыше 104 тыс. Студентов, в том числе 57 тыс. С двумя специальностями). Ежегодный выпуск — около 15 тыс., в том числе 9,3 тыс. С двумя специальностями. Вспомогательное Б. О. Получают выпускники медицинских и с.-х. Вузов. В учебных планах медицинских вузов имеются обязательные курсы биологии и паразитологии, биохимии, микробиологии, нормальной анатомии, гистологии с цитологией и эмбриологией и др., в планах с.-х.

Вузов — общие и специальные курсы по биологии, зоологии, микробиологии, анатомии и физиологии с.-х. Животных, физиологии растений, ботанике с геоботаникой, биохимии и др. (см. Медицинское образование, Сельскохозяйственное образование). В связи с бурным развитием биологической науки и всё возрастающими потребностями народного хозяйства в специалистах с Б. О. Существенно увеличился выпуск биологов, специализирующихся в таких областях науки, как биохимия, биофизика, генетика, вирусология, радиобиология, молекулярная биология и др. Создаются отделения и кафедры биофизики и биохимии на биологических, физико-математических и химических факультетах университетов и других вузов. В Новосибирском университете имеется медико-биологическое отделение, которое выпускает теоретических работников в области медицины, 2-й Московский медицинский институт готовит врачей биофизиков и биохимиков.

Подготовка специалистов биологов для научной и педагогической работы осуществляется в аспирантуре, в том числе и во многих научно-исследовательских институтах. Через систему аспирантуры в область биологии приходят специалисты и с физическим, химическим и математическим образованием. Решающее значение для совершенствования системы Б. О. Имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению её связи с практикой» (1963), в котором предусмотрены мероприятия по дальнейшему развитию биологического, медицинского и с.-х. Образования. Широкое развитие Б. О. Получило и за рубежом. Среди крупнейших центров Б. О. — Калифорнийский (США), Оксфордский (Великобритания), Парижский, Варшавский, Карлов (ЧССР), Берлинский (ГДР) университеты.

Ж. А. Медведев..

Значения в других словарях
Биологическое действие ионизирующих излучений

изменения, вызываемые в жизнедеятельности и структуре живых организмов при воздействии коротковолновых электромагнитных волн (рентгеновского излучения и гамма-излучения (См. Гамма-излучение)) или потоков заряженных частиц (альфа-частиц (См. Альфа-частицы), бета-излучения (См. Бета-излучение), Протонов) и Нейтронов. Исследования Б. Д. И. И. Были начаты сразу после открытия рентгеновского излучения (1895) и радиоактивности (См. Радиоактивность) (1896). В 1896 русский физиолог И. Р. Тарханов пока..

Биологическое направление в социологии

учения и школы немарксистской социологии 2-й половины 19 в., общим признаком которых является применение понятий и законов биологии при анализе общественной жизни. Хотя аналогии с органическим миром в социальных теориях известны уже с античности, перенесение законов биологии на явления общественной жизни получило особенное распространение во 2-й половине 19 в., в связи с успехами биологии (открытие клетки, закона борьбы за существование и естественного отбора и др.). К Б. Н. В социологии могут ..

Биология

(от Био. И ...Логия совокупность наук о живой природе. Предмет изучения Б. — все проявления жизни. Строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи Б. Состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и её проявлений с целью познания и управления ими. Термин «Б.» предложен в 1802 независимо друг от друга двумя учёными — французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тре..

Биология развития

онтогенетика, раздел биологии, всесторонне изучающий процессы и движущие силы индивидуального, или онтогенетического, развития организма. Б. Р. — преемник таких ранее возникших отраслей исследования Онтогенеза, как Механика развития, или Экспериментальная эмбриология, динамика развития, отличавшихся более узким подходом к проблеме и обособленностью от других биологических дисциплин. Как самостоятельная область исследования Б. Р. Сформировалась к середине 20 в. На стыке биохимии, цитологии, гене..

Дополнительный поиск Биологическое образование Биологическое образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Биологическое образование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Биологическое образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 25 символа