Шиизм
(от араб. Ши’а — секта, партия, группа приверженцев) одно из двух, наряду с Суннизмом, основных направлений в исламе. Зародился в 7 в. В Арабском халифате как группировка, выступавшая в защиту прав Али и его потомков от Фатимы (См. Фатима) (дочери Мухаммеда) на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за верховную политическую власть, Ш. К середине 8 в. Сложился в особое течение в исламе. Общими догматами Ш., в отличие от суннизма, стали признание исключительного права Али и его потомков — Алидов (См. Алиды) на духовное и светское руководство в мусульманском мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых халифов — Абу Бекра, Омара I (См. Омар I), Османа, Омейядских и Аббасидских халифов. Идея о том, что заместитель пророка — халиф не должен быть избираем людьми.
На почве споров о числе Имамов Ш. В 7—9 вв. Распался на несколько ответвлений. Кайсанитов, зейдитов (См. Зейдиты), имамитов, исмаилитов (См. Исмаилиты). Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Секта зейдитов является наиболее умеренной. Приверженцы одной из ведущих сект — имамиты признают 12 имамов, последнего из которых (Мухаммеда аль-Махди, т. Н. «скрытого имама», по преданию, ребёнком исчезнувшего бесследно) считают мессией, Махди, призванным вернуться на землю и установить царство справедливости. До своего возвращения он направляет всю жизнь мусульман-шиитов через посредство высшего духовенства — Муджтахидов (авторитет которого и обеспечивается мистической связью со «скрытым имамом»). Учение имамитов в сочетании с Суфизмом было идеологической оболочкой некоторых народных движений в Иране и Средней Азии в средние века (Сербедаров восстания, Сеидов движение и др.).
Исмаилиты отделились в середине 8 в. От имамитов. Наиболее благоприятной почвой для распространения Ш. Стал Иран (где на него существенное влияние оказали Зороастризм и Несторианство). Ш. Имеет и много общего с суннизмом. Шииты признают сунну (См. Сунна) (с некоторыми изменениями. Отрицаются те Хадисы, которые восходят к противникам Али), Коран (хотя и не считают его официальную суннитскую редакцию безупречной). Вместе с тем шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание. В Ш. Большую, чем в суннизме, роль играет культ «святых мучеников». Ш. Воспринял учение мутазилитов (См. Мутазилиты) об отсутствии божественного предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают «наследственную непогрешимость» имамов.
В отличие от суннитов, совершают паломничества, кроме Мекки и Медины, в Кербелу, Неджеф, Казимейн, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей). Ш. Исповедуют (в различных формах) в Иране, Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке, некоторых районах СССР (главным образом в Азербайджане). Лит. Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 1—3, М., 1909—17. Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957. Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII — XV вв., Л., 1966 (лит.). Дорошенко Е. А., Шиитское духовенство в современном Иране, М., 1975. Corbin Н., Histoire de la philosophie islamique, [P.], 1964. «Мактебеташайо», ч. 1—4, Кум, 1959—61. Löschner H., Die dogmatischen Grundlagen des slitischen Rechts, Köln, u.
A., 1971. См. Также лит. При ст. Ислам. И. П. Петрушевский..
Дополнительный поиск Шиизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Шиизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шиизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 5 символа