Шостакович Дмитрий Дмитриевич

83

Шостакович Дмитрий Дмитриевич [12(25).9.1906, Петербург, ‒ 9.8.1975, Москва], советский композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), доктор искусствоведения (1965). Член КПСС с 1960. Родился в семье инженера. Окончил Ленинградской консерваторию по классу фортепьяно у Л. В. Николаева (1923) и композиции у М. О. Штейнберга (1925). В 1927 на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава) получил почётный диплом. Выступал с исполнением собственного произведения. С 1937 вёл класс сочинения в Ленинградской, в 1943‒48 в Московской консерваториях (с 1939 профессор). Среди учеников. Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский.

Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957), Союза композиторов РСФСР (с 1960, в 1960‒68 первый секретарь). Творчество Ш. ‒ одна из вершин музыкального искусства 20 в. В своих произведениях он неизменно обращался к темам и образам большого социального значения, отображал важнейшие стороны современной действительности. В его музыке сочетаются эпическая широта и психологическая углублённость, могучий пафос художника-трибуна и тончайшая интимная лирика. Ряд произведений Ш. Раскрывает глобальные конфликты современности, столкновение мира победившего социализма с миром реакции, угнетения. Особенно большое значение имели для композитора темы войны и мира, борьбы против фашизма. Образам зла, агрессии композитор противопоставлял волю и разум советских людей, веру в конечное торжество света над мраком.

Произв. Ш. Утверждают идеи советского гуманизма, проникнуты безграничным сочувствием к человеку, его страданиям. Центральное место в творчестве Ш. Занимают симфонические произведения, отмеченные крайней напряжённостью музыкальной драматургии. Музыкальное развитие в них многообразно, отличается остротой конфликтов и контрастов, огромным размахом тематической разработки, связанной с внутренним переосмысливанием музыкальных тем. Благодаря этому у Ш. Одна и та же тема иногда воплощает противоположные жизненные явления. Художник-новатор, Ш. Развил традиции М. П. Мусоргского (особенно близкого ему композитора), И. С. Баха, Л. Бетховена, Г. Малера и создал свой глубоко самобытный стиль. Индивидуальность Ш. Ярко проявилась в интонационном строе его музыки, в применяемых им ладах.

Основываясь на ладовых системах, распространённых в русской музыкальной классике, Ш. Модифицировал их, создал уникальные лады. Выдающийся мастер полифонии, он по-своему интерпретировал формы фуги, пассакальи, широко пользовался полифоническими приёмами как средством тематического развития, перестроил композицию сонатно-симфонического цикла, по-новому трактуя его составные части. Огромное выразит. Значение в произв. Ш. Имеет драматургия оркестровых тембров. Принципы симфонического музыкального мышления сказались и в камерном творчестве композитора. Уже 1-я симфония Ш. (1925), подобно ряду других симфоний композитора, приобрела мировую известность. Последующие его произведения отразили поиски новых путей (2-я симфония ‒ «Октябрю», 1927.

3-я ‒ «Первомайская», 1931. Балеты «Золотой век», 1930, и «Болт», 1931). В опере «Нос» (1928) по Н. В. Гоголю и некоторых других произведениях проявилось тяготение к сатире, юмору, гротеску. Опера «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда») по Н. С. Лескову (1932. 2-я ред. 1963) ознаменовала творческая зрелость композитора. В этом произв. Трагедийная линия, столь важная для всего творчества композитора, сочетается с социальной сатирой. Принципы зрелого симфонизма Ш. Утвердили 4-я (1936) и особенно 5-я (1937) симфония, о которой композитор писал. «. Тема моей симфонии ‒ становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения» («Вечерняя Москва», 1938, 25 янв., с. 3).

К 1930-м гг. Относятся 6-я симфония (1939), 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1933), 24 прелюдии для фортепьяно (1933), балет «Светлый ручей» (1935), 1-й струнный квартет (1938), а также фортепьяно квинтет (1940. Государственная премия СССР, 1941), овеянный лирической поэзией, ‒ одно из самых гармоничных произведений Ш. Над 7-й симфонией (т. Н. Ленинградской. Государственная премия СССР, 1942) композитор работал в блокадном Ленинграде. Она запечатлела героическую борьбу советского народа с фашизмом, стала музыкальным памятником военных лет и сыграла значительных роль в сплочении международных антифашистских сил. Образы, рожденные Великой Отечественной войной, воплощены и в 8-й симфонии (1943) ‒ произведение огромной трагической силы, а также в фортепьянном трио (1944.

Государственная премия СССР, 1946), 3-м квартете (1946), песнях и хорах. К этим образам композитор возвращался и в более поздние годы ‒ в 8-м квартете, посвященном памяти жертв войны и фашизма (1960), и других сочинениях. Раздумьями о судьбах мира наполнена 10-я симфония (1953), отмеченная богатством психологического содержания. Оратория «Песнь о лесах» (слова Е. А. Долматовского, 1949. Государственная премия СССР, 1950) рисует картины социалистического труда. Высокий трагизм и беззаботное веселье, мощный героический эпос и проникновенная лирика ‒ таков диапазон образов, воплощенных Ш. В монументальном фортепьянном цикле ‒ 24 прелюдии и фуги (1951), сочетающих баховскую традицию с русским национальным характером.

Среди произведений послевоенных лет ‒ 9-я симфония (1945), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1948), вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (1948, слова народные). В эти годы сказалось тяготение Ш. К историко-революционной тематике. Его 10 поэм для хора без сопровождения на слова революционных поэтов (1951. Государственная премия СССР, 1952) посвящены борьбе русского пролетариата в начале 20 в. Продолжением этой линии явились 11-я симфония «1905 год» (1957. Ленинская премия, 1958) и 12-я симфония «1917 год», посвященная памяти В. И. Ленина (1961), отличающиеся яркостью музыкального языка, насыщенные интонациями революционного песенного фольклора. Историческое прошлое России нашло отражение и в вокально-симфонического поэме «Казнь Степана Разина» (слова Е.

А. Евтушенко, 1964. Государственная премия СССР, 1968). Как и в прошлые годы, творчество Ш. Этих лет характеризуется широтой образного диапазона, разнообразием тем, к которым обращается художник. Вновь представлены в нём юмор, сатира ‒ в музыкальной комедии «Москва, Черёмушки» (1958), в вокальном цикле «Сатиры» (слова Саши Чёрного, 1960). В 60-е и 70-е гг. Ш. Создал камерные вокальные циклы на слова А. А. Блока (1967), М. И. Цветаевой (1973). Вокальная сюита на слова Микеланджело Буонарроти (1974) обобщила некоторые основные темы творчества композитора. Протест против зла, несправедливости, творческого подвиг художника, его бессмертие. Принципы камерного вокального цикла в сочетании с элементами оперного жанра претворены в вокально-инструментальных симфониях ‒ 13-й на слова Евтушенко (1962), 14-й на слова Гарсиа Лорки, Г.

Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. Рильке (1969), в которой с огромной глубиной и эмоциональной силой раскрыта тема жизни и смерти. Эта проблематика лежит и в основе 15-й симфонии (1971), последних квартетов и др. Соната для альта и фортепьяно (1975) завершила творческий путь композитора. Ш. Написал музыку ко многим кинофильмам (свыше 35) ‒ «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939), «Человек с ружьем» (1938), «Гамлет» (1964) и др., став одним из зачинателей советской киномузыки. Ряд кинопартитур Ш. Переработал в концертные произведения («Златые горы», 1931. «Молодая гвардия», 1948. «Овод», 1955, и др.). Некоторые песни, написанные Ш. Для кино, стали массовыми ‒ «Песня о встречном» (из кинофильма «Встречный», 1932) и др.

Писал музыку к спектаклям драматических театров. Им сделаны новые оркестровые редакции опер Мусоргского «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959). Ш. Принадлежит ряд статей (в т. Ч. «Думы о пройденном пути», 1956). Традиции Ш. ‒ классика музыкального искусства 20 в. ‒ имеют огромное значение для советской музыки и музыки всего мира. Депутат Верховного Совета СССР 6‒9-го созывов. Был членом Советского комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942), Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Почётный член шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965). Почётный доктор наук Оксфордского университета (1958), Северо-Западного университета Эванстона (США, 1973), Французской академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Английской королевской музыкальной академии (1958), Национальной академии наук США (1959).

Почётный профессор Мексиканской консерватории. Президент общества «СССР ‒ Австрия» (1958). Международная премия Мира (1954). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Лит. Мартынов И., Д. Шостакович, М.‒ Л., 1946. Черты стиля Д. Шостаковича. Сб. Теоретических статей, М., 1962. Данилевич Л., Наш современник. Творчество Шостаковича, М., 1965. Сабинина М., Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости, М., 1965. Её же, Шостакович ‒ симфонист. Драматургия, эстетика, стиль, М., 1976. Дмитрий Шостакович. Сб., М., 1967. Хентова С., Молодые годы Шостаковича, Л.‒ М., 1975. Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976. Л. В. Данилевич..

Значения в других словарях
Шоссон Эрнест

Шоссон (Chausson) Эрнест (21.1.1855, Париж, ‒ 10.6.1899, Лиме), французский композитор. Окончил Парижскую консерваторию (1883), ученик Ж. Массне и С. Франка. С 1889 секретарь Национального музыкального общества. Испытал влияние французской лирической оперы, а также Р. Вагнера. Красочность, изящество его музыки, изысканность гармонии сближают творчество Ш. С импрессионизмом. Наиболее известное произведение ‒ «Поэма» для скрипки и оркестра (1896). Среди других сочинений ‒ оперы, из которых поставл..

Шостакович

Дмитрий Дмитриевич [12(25).9.1906, Петербург, — 9.8.1975, Москва], советский композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), доктор искусствоведения (1965). Член КПСС с 1960. Родился в семье инженера. Окончил Ленинградской консерваторию по классу фортепьяно у Л. В. Николаева (1923) и композиции у М. О. Штейнберга (1925). В 1927 на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава) получил почётный диплом. Выступал с исполнением собственного произведения...

Шостаковский

Михаил Фёдорович [р. 24.5(6.6). 1905, Новоселицы, ныне Кировоградской обл.], советский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1960). Член КПСС с 1946. Окончил Иркутский университет (1929). Работал в Институте органической химии АН СССР (1932—62), Иркутском институте органической химии Сибирского отделения АН СССР (директор, 1957—71), Институте химии нефти Сибирского отделения АН СССР (директор, 1971—73). С 1973 заведующий кафедрой во Всесоюзном заочном политехническом институте. Основные ра..

Шостаковский Михаил Фёдорович

Шостаковский Михаил Фёдорович [р. 24.5(6.6). 1905, Новоселицы, ныне Кировоградской обл.], советский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1960). Член КПСС с 1946. Окончил Иркутский университет (1929). Работал в Институте органической химии АН СССР (1932‒62), Иркутском институте органической химии Сибирского отделения АН СССР (директор, 1957‒71), Институте химии нефти Сибирского отделения АН СССР (директор, 1971‒73). С 1973 заведующий кафедрой во Всесоюзном заочном политехническом институте...

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906-75) - российский композитор, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда (1966). В 15 симфониях (1925-71), фортепианном трио (1944), ряде струнных квартетов и других сочинениях современными средствами инструментальной музыки воплощен сложный духовный мир художника-гуманиста 20 в. Протест личности против тирании, переживание неотвратимости смерти, просветленная лирика. Опера "Нос" (1928), "Катерина Измайлова" (2-я редакци..

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ.(1906-1975), русский композитор советского периода. Отличительные черты его стиля - интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность, оригинальный музыкальный юмор. Творчество Шостаковича то превозносилось властью, то подвергалось резкой критике. Его симфонии, в особенности Пятая и Седьмая, а также ряд фортепианных сочинений получили признание во всем мире. Дмитрий Шостакович родился 25 сент..

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

( 25 IX 1906, Петербург - 9 VIII 1975, Москва) Д. Шостакович - классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не з..

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

(1906, Петербург — 1975, Москва), композитор, пианист, народный артист СССР (1954), доктор искусстведения (1965), Герой Социалистического Труда (1966). Родился в семье инженера-химика. В 1923 окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепьяно, в 1925 — по классу композиции. В Москве в Малом зале консерватории 20 марта 1925 состоялся первый авторский концерт Шостаковича, в котором он сам выступил в качестве пианиста. В эти годы московскими друзьями Шостаковича стали Л.Н. Оборин, М.Н. Квадри..

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

(1906—1975), композитор, пианист, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1954), директор искусствоведения (1965), Герой Социалистического Труда (1966). Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957), 1 й секретарь Союза композиторов РСФСР (1960—68). Родился в Петербурге. Окончил Петроградскую консерваторию в 1923 по классу фортепьяно у Л. В. Николаева, в 1925 по классу композиции у М. О. Штейнберга. Концертировал как пианист. В 1937—48 преподавал в Ленинградской консерватории (с 1939..

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

(12/25.09.1906 - 9.08.1975), русский композитор, внесший вклад в классику мировой музыкальной культуры XX в. Окончил Ленинградскую консерваторию. Концертировал как пианист. С 1937 преподавал композицию в Ленинградской, а в 1943-48 в Московской консерваториях. В своих операх, балетах, симфониях, фортепианном трио, ряде струнных квартетов и др. Сочинениях современными средствами инструментальной музыки воплотил сложный духовный мир художника XX в.. ..

Дополнительный поиск Шостакович Дмитрий Дмитриевич Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шостакович Дмитрий Дмитриевич" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шостакович Дмитрий Дмитриевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 29 символа