Шпенглер
(Spengler) Освальд (29.5. 1880, Бланкенбург, Гарц, — 8.5.1936, Мюнхен), немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни (См. Философия жизни). Стал известным после сенсационного успеха главного труда «Закат Европы» («Der Untergang des Abendlandes», Bd 1—2, 1918—22, рус. Пер., т. 1, 1923). В 20-е гг. Выступал как публицист консервативно-националистического направления, близкий к фашизму, однако в 1933 отклонил предложение нацистов о сотрудничестве. Гитлеровский режим подверг Ш. Бойкоту, что не помешало идеологам нацизма широко использовать положения Ш., превращая их в орудие своей демагогии. Решающее влияние на Ш. Оказала философия Ф. Ницше. Ш. Исходит из понятия органической жизни, подвергнутого неограниченному расширению.
Культура трактуется как «организм», который, во-первых, обладает самым жёстким сквозным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему «организмов». Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Идея прямолинейного прогресса подвергнута высмеиванию. Ш. Насчитывает 8 культур. Египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому культурному «организму», по Ш., заранее отмерен определённый (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация как противоположность культуры есть, с одной стороны, эквивалент шпенглеровских понятий мёртвой «протяжённости», бездушного «интеллекта», а с другой — стоит в контексте восходящих к Ницше концепций «массового общества» (См.
Массовое общество). Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героических «деяний» к механической «работе». Для греко-римской культуры он произошёл в эпоху эллинизма, а для западного мира — в 19 в. С наступлением цивилизации художеств. И лит. Творчество делается якобы ненужным. Поэтому Ш. Предлагает отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму. Признавая бессмысленность империалистического политиканства, Ш. Зовёт принять её как «судьбу» настоящего и грядущих поколений. Стиль изложения у Ш. Построен на оперировании развёрнутыми метафорами, причём метафорическое сближение слов часто подменяет логику понятий. Соч. Der Mensch und die Technik.
Beitrag zu einer Philosophie des Lebens, Münch., 1931. Reden und Aufsötze, [3 Aufl.], Münch., [1951]. Urfragen. Fragmente aus dem Nachlass, Münch., 1965. В рус. Пер.— Философия будущего, Иваново-Вознесенск, 1922. Пруссачество и социализм, П., 1922. Пессимизм ли это?, М., 1922. Лит. Лазарев В. Н., О. Шпенглер и его взгляды на искусство, М., 1922. Освальд Шпенглер и закат Европы, М., 1922. Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966, с. 251—77. Аверинцев С., «Морфология культуры» О. Шпенглера, «Вопросы литературы», 1968, №1. Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, в его кн. Избр. Филос. Труды, т. 2, М., 1971. Hughes Н. S., Oswald Spengler. A critical estimate, N. Y., [1962]. Spengler-Studien. Festgabe für М. Schräter zum 85. Geburtstag, hrsg. V. A. М. Koktanek, Münch., 1965.
С. С. Аверинцев.
Дополнительный поиск Шпенглер
На нашем сайте Вы найдете значение "Шпенглер" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шпенглер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 8 символа