Щепкин Михаил Семенович

146

Щепкин Михаил Семенович [6(17).11.1788, с. Красное Обоянского у., ныне Белгородской обл., ‒ 11(23).8.1863, Ялта], русский актёр. Основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Родился в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В 1799 поступил в Судженское малонародное училище, где в 1800 впервые выступил в школьном спектакле (Розмарин ‒ «Вздорщица» Сумарокова). В 1801‒03 играл в домашнем театре Волькенштейнов (одновременно исполнял обязанности официанта). Профессиональную сценическую деятельность начал в 1805 в курской труппе Барсовых. В 1816 перешёл в харьковскую труппу И. Ф. Штейна (лучшую на юге России), завоевав вскоре положение первого комического актёра. В 1822 по проведённой подписке был выкуплен не волю.

На провинциальной сцене Щ. Исполнял разнообразные роли, а также партии в комических операх. Его игра отличалась ярким темпераментом, юмором, жизненной правдой. Уже в этот период Щ. Проявил огромную наблюдательность, удивительную работоспособность, серьёзно изучал теорию и практику сценического искусства. В 1823 Щ. Был принят в труппу Московского театра (с 1824 ‒ Малый театр). Формированию общественных и художественных взглядов Щ. Способствовали его тесные связи с передовыми деятелями русского культуры (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Г. Шевченко и др.). Щ. Был не только участником первых постановок пьес А. С. Грибоедова, Гоголя, Пушкина, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал, добивался снятия с них цензурных запретов.

Огромное значение деятельность Щ. Приобрела в 30‒40-е гг. Осуществив глубокий переворот в сценического искусстве, он сблизил его с принципами пушкинского и гоголевского реализма. Щ. Утверждал важную гражданскую миссию актёра, сочетал в своём творчестве нравственно-просветительского и критико-обличительной функции. Противник зависимости от случайного вдохновения, он стремился найти объективные законы искусства актёра, разработал метод сценического творчества, основанный на обобщении широких жизненных наблюдений. Указывая на необходимость всестороннего осмысления исполнителем творческих задач, подчинения всего творческого процесса «общей идее», Щ. Говорил, что актёр должен не копировать, а вникать в «душу роли», влезать «.

Так сказать, в кожу действующего лица...» («Записки. Письма...», 1952, с. 250). Свои лучшие образы артист создал в произведениях русской сатирико-обличительной драматургии, стремясь к раскрытию типических характеров, отражающих суть целой общественной и социальной группы. Преодолевая сопротивление цензуры, он добился постановки пьесы «Горе от ума» Грибоедова, сыграв в ней роль Фамусова (1831, отрывки. 1832, полностью). Лишив Фамусова барской респектабельности, Щ. Показал его как бы выслужившимся Молчалиным, ненавидевшим всё новое. Глубокой жизненной достоверности достиг Щ. В роли Городничего («Ревизор» Гоголя, 1836), поднявшись в ней до большого сатирического обобщения, обличения николаевского режима. Сатирические типы дворян были созданы им в пьесах Гоголя ‒ «Женитьба» (Подколёсин и Кочкарёв), «Игроки» (Утешительный), «Тяжба» (Бурдюков).

Пушкина ‒ «Скупой рыцарь» (Барон). Др. Сторона творчества Щ. Связана с воплощением образов людей из народа. В пьесах украинских драматургов сыграл роли Чупруна и Макагоненко («Москаль-чаровник» и «Наталка-Полтавка» Котляревского), Шельменко («Шельменко-денщик» Квитко-Основьяненко), передав народный характер, национальное своеобразие своих героев. С глубоким проникновением раскрывал Щ. В водевиле «Матрос» Соважа и Делурье трагическую судьбу старого матроса. «Торжество его искусства,‒ писал Белинский, ‒ состоит. В том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса...» (Полн. Собр. Соч., т. 8, 1955, с. 533). С психологической глубиной, трогательностью играл Щ.

Роли Мошкина и Кузовкина («Холостяк» и «Нахлебник» Тургенева). Одна из лучших ролей Щ. Последнего периода ‒ Муромский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, 1855). Выступал также в пьесах А. Н. Островского (Любим Торцов ‒ «Бедность не порок» и др.), Мольера (Гарпагон‒«Скупой»), Шекспира (Полоний ‒ «Гамлет») и др. Законченную систему взглядов на актёрское творчество Щ. Выразил в письмах, высказываниях, воспоминаниях, беседах с учениками. Его деятельность утвердила критический реализм как ведущий творческий метод в русском театре. Традиции сценического реализма, заложенные Щ., сыграли большую роль в практике Малого театра, за которым упрочилось наименование «Дома Щепкина». Сценические заветы Щ. И проповедовавшиеся им этические принципы послужили основой реалистической системы актёрского творчества, созданной К.

С. Станиславским (см. Станиславского система.

Значения в других словарях
Щепкин Вячеслав Николаевич

Щепкин Вячеслав Николаевич [25.5(6.6).1863, Тимонино (Никольское), ныне Московская обл., ‒ 2.12.1920, Москва], русский учёный-славист, языковед, палеограф и историк древнерусского искусства, член-корреспондент Петербургской АН (1913). Внук актёра М. С. Щепкина. ..

Щепкин Евгений Николаевич

Щепкин Евгений Николаевич [13(25).5.1860, Москва, ‒ 12.11.1920, Одесса], русский историк, педагог и обществ. Деятель. Внук актёра М. С. Щепкина. ..

Щепкина-Куперник

Татьяна Львовна [12(24).1.1874, Москва, — 27.7.1952, там же], русская советская писательница, переводчик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Правнучка актёра М. С. Щепкина. В 1892 выступила как драматург. Проза Щ.-К. (сборники рассказов «Труждающиеся и обременённые», «Около кулис», оба — 1903. «Это было вчера...», 1907, уничтожен цензурой, и др.) по своей идейной направленности близка демократической литературе конца 19 — начала 20 вв. Автор стихотворения «От павших твердынь Порт-Артура..

Щепкина-Куперник Татьяна Львовна

Щепкина-Куперник Татьяна Львовна [12(24).1.1874, Москва, ‒ 27.7.1952, там же], русская советская писательница, переводчик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Правнучка актёра М. С. Щепкина. В 1892 выступила как драматург. Проза Щ.-К. (сборники рассказов «Труждающиеся и обременённые», «Около кулис», оба ‒ 1903. «Это было вчера...», 1907, уничтожен цензурой, и др.) по своей идейной направленности близка демократической литературе конца 19 ‒ начала 20 вв. Автор стихотворения «От павших твер..

Щепкин Михаил Семенович

ЩЕПКИН Михаил Семенович (1788-1863) - российский актер. Реформатор русского театра. До 1822 крепостной, играл в крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с 1823 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Друг А. И. Герцена, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко, он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Лу..

Щепкин Михаил Семенович

Знаменитый артист, сын дворового человека графа Волкенштейна, управлявшего всеми имениями своего помещика. Родился 6 ноября 1788 г. В с. Красном Курской губ., Обоянского уезда. Ему было семь лет, когда на домашнем театре своего барина он увидел впервые оперу "Новое семейство" и так поразился зрелищем, что с этого времени стал бредить сценой. Отданный в народное училище в г. Судже, он как-то сыграл роль слуги Розмарина в комедии Сумарокова "Вздорщица", и это окончательно поразило воображение впеч..

Щепкин Михаил Семенович

Щепкин (Михаил Семенович) - знаменитый артист, сын дворового человека графа Волкенштейна, управлявшего всеми имениями своего помещика. Родился 6 ноября 1788 г. В селе Красном, Курской губернии, Обоянского уезда. Ему было семь лет, когда на домашнем театре своего барина он увидел впервые оперу "Новое семейство" и так поразился зрелищем, что с этого времени стал бредить сценой. Отданный в народное училище в городе Судже, он как-то сыграл роль слуги Розмарина в комедии Сумарокова "Вздорщица", и это..

Щепкин Михаил Семёнович

(1788, село Красное Обоянского уезда Курской губернии — 1863, Ялта), актёр. Родился в семье крепостного. Играл в спектаклях крепостных и любительских театров. С 1805 на профессиональной сцене. В 1822 на деньги, собранные по подписке среди зрителей, был выкуплен из крепостной зависимости. Приглашение в Москву (1822. Зачислен в труппу Московского театра в 1823, с 1824 Малый театр) было переломным событием в жизни Щепкина и в судьбе московского драматического театра. Формированию Щепкина как актёра..

Щепкин Михаил Семенович

(16.11.1788 - 11.08.1863), выдающийся русский актер, основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Родился в семье крепостного. С 1800 участвовал в любительских спектаклях. С 1801 обучался в Курском губернском училище, в 1805 с успехом выступал в местном театре и стал профессиональным актером. В 1816 входил в харьковскую труппу, а в 1818 основал с группой ведущих актеров "вольный театр" в Полтаве, после закрытия которого, в 1822, переехал в Тулу. В 1822 Щепкин получил вольную от своег..

Дополнительный поиск Щепкин Михаил Семенович Щепкин Михаил Семенович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Щепкин Михаил Семенович" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Щепкин Михаил Семенович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Щ". Общая длина 23 символа