Богуславский
IБогусла́вский (Bogusławski) Войцех (9.4.1757, Глинно, близ Познани, — 23.7.1829, Варшава), польский актёр и оперный певец (бас), режиссёр, драматург, театральный деятель. Один из создателей польского профессионального драматического и музыкального театров. В 1762—70 учился в Варшаве. В 1778 стал актёром драматической труппы. Одновременно участвовал в первых опытах по созданию национальной оперы (написал либретто оперы «Осчастливленная нищета» М. Каменьского, поставленной в 1778 драматической труппой с участием Б.). В 1783—84 директор труппы «Национальные актёры» (впоследствии — «Театр Народовы») в Варшаве. В 1785 организовал театр в Вильне и гастролировал с ним по городам Польши, Галиции, западным губерниям России.
Эти поездки имели большое значение для становления польского национального театра. С 1789 вновь в Варшаве руководил труппой «Национальные актёры», где ставил произведения зарубежных драматургов (У. Шекспир, Мольер, П. Бомарше, Г. Э. Лессинг) и польских авторов («Возвращение депутата» Ю. Немцевича, 1791), а также пьесы собственного сочинения («Генрих VI на охоте», 1792). Деятельность Б. Была значительной для развития польского оперного театра (перевёл либретто и поставил оперы западноевропейских композиторов). В 1794 сочинил либретто и поставил комическую оперу «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» Я. Стефани, имевшую в условиях национально-освободительного движения 1794 большой политический резонанс (сохраняется в репертуаре современных польских театров).
В 1799—1814 вновь возглавлял «Театр Народовы». Б. Выступал с равным успехом как в оперных, так и в драматических спектаклях. Роли — Король Лир, Гамлет в одноименных пьесах Шекспира и др. Оперные партии — Аксур в одноименной опере А. Сальери. Бардос — «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы». Основываясь на эстетических нормах классицизма, Б. В своём, искусстве был близок принципам сценического реализма. С 1811 вёл педагогическую работу в организованной по его проекту «Драматической школе» (Варшава). Соч. Dzieła dramatyczne, t. 1—12, Warsz., 1820—23. Лит. История западноевропейского театра, под общ. Ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957. Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М.— Л., 1954. GaIIe L., Wojciech Bogusławski. Jego działainośći, Warsz., 1925.
Šwiereźewski E., Wojciech Bogusławski i jego scena, Warsz., 1929. «Pamiętnik teatralny», 1954, № 3—4. Hübner Z., Bogusławski — człowiek teatru, Warsz,, 1958. Б. И. Ростоцкий.IIБогусла́вский Сергей Анатольевич [19.11(1.12).1883, Москва, — 3.9.1923, там же], русский физик. Учился сначала в Фрейбургском, затем в Гёттингенском университетах. В 1917 окончил Петербургский университет. С 1919 профессор Московского университета. Научную деятельность начал в Гёттингенском университете под руководством М. Борна (1911—13). Первые работы Б. Посвящены электродинамике, кинетической теории кристаллических диэлектриков, пироэлектричеству. В 1918 указал принципиальные пути расчёта термодинамических величин с точки зрения статистической физики.
Соч. Избранные труды по физике, М., 1961. Лит. Капцов Н. А., Воспоминания о С. А. Богуславском, в сборнике. История и методология естественных наук, в. З. Физика, М., 1965. Архангельский К. В. И Спивак Г. В., О классической работе С. А. Богуславского по теории токов, ограниченных объёмным зарядом, там же..
Дополнительный поиск Богуславский
На нашем сайте Вы найдете значение "Богуславский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Богуславский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 12 символа