Ясперс Карл

87

Ясперс (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, ‒ 26.2.1969, Базель), немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. Медицинское образование получил в университетах Берлина, Гёттингена и Гейдельберга (1902‒08). С 1908 ассистент психиатрической клиники в Гейдельберге. С 1916 профессор психологии, а с 1921 профессор философии Гейдельбергского университета (в 1937 был отстранён от преподавательской деятельности, к которой он вернулся в 1945). С 1948 ‒ в Базельском университете. Медицинские труды Я. Посвящены преимущественно проблемам общей психопатологии. Различию между психопатологическим процессом (психическим заболеванием) и патологическим развитием личности, понятию деменции (1910). Анализу обманов восприятия (1911).

Феноменологическому направлению исследования в психиатрии (1912) и др. В «Общей психопатологии» (1913) Я. На основе анализа переживаний психически больных предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии. Противопоставлял психопатологии как научной дисциплине психиатрию ‒ дисциплину прикладную. После 1915 отошёл от исследования проблем психиатрии. В последующем ряд работ посвятил патографии (анализу развития личности и её творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга и В. Ван Гога (1922), Ф. Ницше (1936). После разгрома фашизма Я. Получил большую популярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ. В ряде работ, написанных для широкого читателя, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» («Die Schuldfrage», 1946), выступал как политический моралист.

Если в 50-е гг. Консервативный либерализм Я. Имел антикоммунистическую направленность, то в конце 60-х гг. Я. Выступил с резкой критикой антидемократических и реваншистских тенденций в боннской политической жизни (см. «Куда движется ФРГ?», М., 1969). Место Я. В истории мысли двойственно. Его исходный идеал ‒ «бюргерский» гуманизм. Идею интеллектуальной честности для него символизирует имя И. Канта, идею культурной широты ‒ имя И. В. Гёте. С этой установкой, резко отличающей его от М. Хайдеггера, связаны и преклонение Я. Перед гражданским и умственным свободолюбием античной Греции, и его симпатии к Б. Спинозе, и его выпады против клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Я. В начале его философского пути ‒ ощущение кризиса «бюргерской» культурной традиции.

Несмотря на антипатию к «мрачному фанатизму» С. Кьеркегора и к «экстремизму и неистовству» Ф. Ницше, Я. Испытал влияние их идей. Свой труд мыслителя Я. Называл не «философией», а «философствованием», делая акцент на незавершённости, открытости умственного процесса, в котором вопросы преобладают над ответами. По мнению Я., наше время, уже не обладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить стройные системы «из истока», вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями. Но, с другой стороны, только в «философствовании» Я. Видит возможность постижения реальности человека кризисной эпохи. Бытие в концепции Я. Имеет троякое членение. 1) предметное бытие, или «бытие-в-мире». 2) экзистенция, т.

Е. Необъективируемая человеческая самость. 3) трансценденция как «объемлющее» ‒ непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом «бытия-в-мире» есть «ориентация-в-мире». Мышление перед лицом экзистенции ‒ «высветление экзистенции». Мышление перед лицом трансценденции ‒ «метафизика», выражающая свой невыразимый предмет при посредстве «шифров» (Я. Избегает понятия символа, связывая его с отвергаемой им традиционно-религиозной практикой опредмечивания трансценденции). Несмотря на конфликт Я. С теологией (которой он противопоставляет идеал «философской веры»), очевидна близость его онтологии к традиции теизма. Согласно Я., соотнесенность экзистенции с другой экзистенцией осуществляется в акте «коммуникации», т.

Е. Глубоко интимного и личностного общения в «истине». «Коммуникация» ‒ центральное понятие миропонимания Я.‒ возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. Прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с совершенно определённой политической позицией индивидуалистического либерализма. Смысл философии, по Я., ‒ в создании путей общечеловеческой «коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8‒3 вв.

До н. Э.), когда одновременно действовали первые греческие философы и основатели важнейших религиозно-философских традиций Азии. «Осевое время», как полагает Я., создало для всех времён общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада. Поэтому необходимо обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь обретаемой старой истины новые «шифры». В целом философия Я. ‒ выражение кризиса традиционного либерально-индивидуалистического гуманизма и вместе с тем ‒ попытка осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода из него. Соч. Die geistige Situation der Zeit, 3 Aufl., В. ‒ Lpz., 1932. Philosophic, Bd 1‒3, В., 1932. Vernunft und Existenz, Groningen, 1935.

Vom Ursprung und Zici der Geschichte, 3 Aufl., Münch., 1952. Rechenschaft und Ausbiick, Münch., 1951. Die groben Philosophen, Bd 1‒-2, Münch., 1957. Die Atombornbe und die Zukunft des Menschen, Münch., 1962. Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung, Münch., 1962. Gesammelte Schriften zur Psychopathologie, B. ‒ [u. A.], 1963. Chiffren der Transzendenz, Münch., 1970. Лит. Гайденко П., Философия культуры К. Ясперса, «Вопросы литературы», 1972, № 9. Karl Jaspers, hrsg. V. P. A. Schilpp, Stuttg., 1957. Karl Jaspers, Werk und Wirkung, hrsg. V. K. Piper, Münch., 1963. Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Harnb., 1970.С. С. Аверинцев..

Значения в других словарях
Ясон

в древнегреческой мифологии предводитель аргонавтов (См. Аргонавты), отправившихся на корабле «Арго» за золотым руном (См. Золотое руно). С помощью колхидской царевны Медеи (См. Медея) Я. Добыл руно, взял Медею в жёны. Когда Я. Решил жениться на дочери коринфского царя, Медея погубила соперницу, а своих детей от Я. Убила на его глазах. Сам Я. Дожил до старости и погиб под обломками обветшавшего «Арго», когда заснул в его тени.. ..

Ясперс

(Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, — 26.2.1969, Базель), немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. Медицинское образование получил в университетах Берлина, Гёттингена и Гейдельберга (1902—08). С 1908 ассистент психиатрической клиники в Гейдельберге. С 1916 профессор психологии, а с 1921 профессор философии Гейдельбергского университета (в 1937 был отстранён от преподавательской деятельности, к которой он вернулся в 1945). С 1948 — в Базельском университете. Медицинские труды Я. Посвящены ..

Ясриб

Ятриб, древнее доисламское название г. Медина.. ..

Ясский мирный договор 1791

между Россией и Турцией, подписан в Яссах 29 декабре 1791 (9 января 1792), завершил русско-турецкую войну 1787—91 (см. Русско-турецкие войны 17—19 вв.). Переговоры возглавляли. С русской стороны — Г. А. Потемкин (См. Потёмкин), затем А. А. Безбородко, с турецкой — великий визирь Юсуф-паша. Я. М. Д. Восстанавливал действие Кючук-Кайнарджийского мира 1774 (См. Кючук-Кайнарджийский мир 1774) и Георгиевского трактата 1783 (См. Георгиевский трактат 1783) и все другие русско-турецкие соглашения, за и..

Ясперс Карл

(Jaspers, Karl) (1883-1969), немецкий философ, представитель экзистенциализма. Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Геттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой. В 1909-1915 работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 был назначен ассистентом по психологии, в 1920 ассистентом по философии, а в 1921 профессором филос..

Ясперс Карл

Карл Ясперс - видный представитель немецкого экзистенциализма, влиятельного философского направления XX в. Однако начинал свою деятельность Ясперс как психиатр, и это во многом определило в последующем его понимание философских проблем. Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 г. В Ольденбурге. Отец его был юристом, а впоследствии - директором банка. Сам Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако проучившись три семестра, он перешел ..

Дополнительный поиск Ясперс Карл Ясперс Карл

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ясперс Карл" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ясперс Карл, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 11 символа