Брейгель
(точнее Брёгел) Старший, или «Мужицкий» (Bruegelde Oude, Boeren Brueghel), Питер (около 1525—30, Бреда или с. Брёгел, — 5.9.1569, Брюссель), нидерландский живописец и рисовальщик. Посетил Италию (1552—53), работал в Антверпене и с 1563 — в Брюсселе. Один из основоположников фламандского и голландского реалистического искусства, Б. С наибольшей силой и полнотой отразил в своём творчестве жизнь и настроения народных масс в пору наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образованный художник-гуманист, Б. Творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся, прежде всего на нидерландские традиции и местный фольклор. Б. Черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок («Детские игры», 1560, Художественно-исторический музей, Вена).
Часто пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких размышлений о судьбах страны и народа («Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен). В творчестве Б. Сложно переплетались юмор и трагизм, тонкая лиричность и острый фантастический гротеск, обилие причудливых деталей и тяга к эпическому размаху, к широким синтетическим картинам мира. Главный герой искусства Б. — народная масса. В своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах Б. Выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада.
От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и резких по цвету полотен («Битва Масленицы и Поста», 1559, «Несение креста», 1564, — Художественно-исторический музей, Вена) Б. С сер. 1560-х гг. Перешёл к обобщённым картинам крестьянской жизни и пейзажам, отмеченным мощной реалистической выразительностью образов, цельностью и монументальностью композиции, особой слитностью рисунка и колорита. Насыщенная звучность цветовых пятен, выразительность силуэтов сочетаются с пространственной широтой, тончайшим ощущением тонального единства, состояния световоздушной среды. Скупыми, но смелыми средствами Б. Показывал грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец» — Художественно-исторический музей, Вена).
Создатель национального реалистического пейзажа, Б. Изображал бескрайние просторы равнин, жизнь природы в различные времена года в единстве с населяющими её трудовыми людьми («Сумрачный день», «Возвращение стад», «Охотники на снегу» — Художественно-исторический музей, Вена. «Жатва», Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Все — 1565). Страдания народа при испанском иге, война и разрушения, голод и смерть, зверства испанцев запечатлены во многих картинах («Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон. «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Кровавый испанский террор вызвал у Б. Настроения отчаяния и скорби, отразившиеся то в фантастических картинах безумия и ужасов («Безумная Грета», 1562, музей Майер ван ден Берг, Антверпен), то в горьких иносказаниях («Сорока на виселице», 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), то в захватывающих глубиной мысли и правдивостью трагических образах («Слепые», 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Лит. Алпатов М., Питер Брейгель Мужицкий, М., 1939. Климов P., Питер Брейгель, М., 1959. Вastelaar R. Van, Hulin de Loo G., Peter Bruegel l'Ancien, son oeuvre et son temps, v, 1—2, Brux., 1906— 1907. Grossmann F., Peeter Brueghel, L.— Firenze, 1956. П. Брейгель. «Художник и знаток» (возможно, автопортрет). Рисунок пером. Графическое собрание Альбертина. Вена. Битва «Масленицы и Поста» (фрагмент). 1559. Художественно-исторический музей. Вена. П. Брейгель. «Вавилонская башня» (фрагмент). 1563. Художественно-исторический музей. Вена. П. Брейгель. «Перепись в Вифлееме». 1566. Музей старинного искусства. Брюссель. П. Брейгель. «Фламандские пословицы» (фрагмент). 1559. Картинная галерея. Берлин-Далем. П. Брейгель. «Слепые». 1568. Национальный музй и галерея Каподимонте.
Неаполь. П. Брейгель. «Крестьянский танец». Около 1567. Художественно-исторический музей. Вена. П. Брейгель. «Крестьянская свадьба». Около 1567. Художественно-исторический музей. Вена..
Дополнительный поиск Брейгель
На нашем сайте Вы найдете значение "Брейгель" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брейгель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 8 символа