Брейгель

103

(точнее Брёгел) Старший, или «Мужицкий» (Bruegelde Oude, Boeren Brueghel), Питер (около 1525—30, Бреда или с. Брёгел, — 5.9.1569, Брюссель), нидерландский живописец и рисовальщик. Посетил Италию (1552—53), работал в Антверпене и с 1563 — в Брюсселе. Один из основоположников фламандского и голландского реалистического искусства, Б. С наибольшей силой и полнотой отразил в своём творчестве жизнь и настроения народных масс в пору наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образованный художник-гуманист, Б. Творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся, прежде всего на нидерландские традиции и местный фольклор. Б. Черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок («Детские игры», 1560, Художественно-исторический музей, Вена).

Часто пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких размышлений о судьбах страны и народа («Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен). В творчестве Б. Сложно переплетались юмор и трагизм, тонкая лиричность и острый фантастический гротеск, обилие причудливых деталей и тяга к эпическому размаху, к широким синтетическим картинам мира. Главный герой искусства Б. — народная масса. В своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах Б. Выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада.

От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и резких по цвету полотен («Битва Масленицы и Поста», 1559, «Несение креста», 1564, — Художественно-исторический музей, Вена) Б. С сер. 1560-х гг. Перешёл к обобщённым картинам крестьянской жизни и пейзажам, отмеченным мощной реалистической выразительностью образов, цельностью и монументальностью композиции, особой слитностью рисунка и колорита. Насыщенная звучность цветовых пятен, выразительность силуэтов сочетаются с пространственной широтой, тончайшим ощущением тонального единства, состояния световоздушной среды. Скупыми, но смелыми средствами Б. Показывал грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец» — Художественно-исторический музей, Вена).

Создатель национального реалистического пейзажа, Б. Изображал бескрайние просторы равнин, жизнь природы в различные времена года в единстве с населяющими её трудовыми людьми («Сумрачный день», «Возвращение стад», «Охотники на снегу» — Художественно-исторический музей, Вена. «Жатва», Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Все — 1565). Страдания народа при испанском иге, война и разрушения, голод и смерть, зверства испанцев запечатлены во многих картинах («Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон. «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Кровавый испанский террор вызвал у Б. Настроения отчаяния и скорби, отразившиеся то в фантастических картинах безумия и ужасов («Безумная Грета», 1562, музей Майер ван ден Берг, Антверпен), то в горьких иносказаниях («Сорока на виселице», 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), то в захватывающих глубиной мысли и правдивостью трагических образах («Слепые», 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).

Лит. Алпатов М., Питер Брейгель Мужицкий, М., 1939. Климов P., Питер Брейгель, М., 1959. Вastelaar R. Van, Hulin de Loo G., Peter Bruegel l'Ancien, son oeuvre et son temps, v, 1—2, Brux., 1906— 1907. Grossmann F., Peeter Brueghel, L.— Firenze, 1956. П. Брейгель. «Художник и знаток» (возможно, автопортрет). Рисунок пером. Графическое собрание Альбертина. Вена. Битва «Масленицы и Поста» (фрагмент). 1559. Художественно-исторический музей. Вена. П. Брейгель. «Вавилонская башня» (фрагмент). 1563. Художественно-исторический музей. Вена. П. Брейгель. «Перепись в Вифлееме». 1566. Музей старинного искусства. Брюссель. П. Брейгель. «Фламандские пословицы» (фрагмент). 1559. Картинная галерея. Берлин-Далем. П. Брейгель. «Слепые». 1568. Национальный музй и галерея Каподимонте.

Неаполь. П. Брейгель. «Крестьянский танец». Около 1567. Художественно-исторический музей. Вена. П. Брейгель. «Крестьянская свадьба». Около 1567. Художественно-исторический музей. Вена..

Значения в других словарях
Брей

(Bray) Джон Фрэнсис (1809—1895), английский экономист, социалист-утопист, последователь Р. Оуэна. Родился в Вашингтоне в семье эмигранта из Англии. В 1822 переехал в Англию, работал наборщиком. С 30-х гг. Участвовал в рабочем движении, одно время был близок к чартистам. Б. — автор работы «Несправедливости в отношении труда и средства к их устранению» (1839), охарактеризованной К. Марксом как «замечательное произведение» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 102). В ней главное внима..

Брей Джон Фрэнсис

Брей (Bray) Джон Фрэнсис (1809—1895), английский экономист, социалист-утопист, последователь Р. Оуэна. ..

Брейгель Питер

Брейгель (точнее Брёгел) Старший, или «Мужицкий» (Bruegelde Oude, Boeren Brueghel), Питер (около 1525—30, Бреда или с. Брёгел, — 5.9.1569, Брюссель), нидерландский живописец и рисовальщик. Посетил Италию (1552—53), работал в Антверпене и с 1563 — в Брюсселе. Один из основоположников фламандского и голландского реалистического искусства, Б. С наибольшей силой и полнотой отразил в своём творчестве жизнь и настроения народных масс в пору наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образо..

Брейдвуд

(Braidwood) Роберт (р. 29.7.1907, Детройт), американский археолог, специалист по первобытной и древней истории Юго-Западной Азии. Исследовал многочисленные мезолитические и ранненеолитические поселения в Ираке (в т. Ч. Джармо), Сирии и Иране. Разработал периодизацию неолита Ближнего Востока и периодизацию древнего земледельческого хозяйства Передней Азии. Соч. Excavations in the Plain of Antioch, t. 1, Chi., 1960 (L. S. Braidwood). Prehistoric investigations in Iraqi Kurdistan, Chi., 1960 (совм...

Брейгель

См. Брегель.. ..

Брейгель

(brueghel) Старший, или «Мужицкий», Питер [между 1525 и 1530 гг., Бреда (по др. Сведениям, деревня Брейгель) – 1569, Брюссель], великий нидерландский живописец и рисовальщик, родоначальник национального пейзажа и жанровой живописи. Жил и работал в Антверпене, с 1563 г. – в Брюсселе. Учился у живописца П. Кука ван Альста, на дочери которого позднее женился. В 1551 г. Был принят в члены Антверпенской гильдии Св. Луки. В 1552—53 гг. Совершил путешествие в Италию. В Риме создана самая ранняя из под..

Дополнительный поиск Брейгель Брейгель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Брейгель" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брейгель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа