Брюллов

70

IБрюлло́в Александр Павлович [29.11(10.12).1798, Петербург, — 9(21).1.1877, там же], русский архитектор, рисовальщик, акварелист. Представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. Учился у отца — мастера декоративной резьбы, затем в петербургской АХ (1810—21) у А. А. Михайлова 2-го. Изучал архитектуру в Италии (1822—26) и Франции (до 1830). Преподавал в АХ (1831—71, с 1831 — академик и профессор). Построил в Петербурге Михайловский театр (1831—33) и здание штаба гвардейского корпуса (1837—43), Пулковскую обсерваторию близ Петербурга (1834—39), используя традиционные формы русского классицизма. В ряде работ Б. Отходит от классицизма в сторону готической и других стилизаций (церковь в Парголове, 1831. Лютеранская церковь на Невском проспекте в Петербурге, 1833—38).

Создал ряд изысканных, но суховатых по исполнению акварелей — портреты Е. П. Бакуниной (1830—32, Третьяковская галерея), А. А. Перовского (1834, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). Лит. Оль Г. А., Архитектор Брюллов, Л. — М., 1955. А. П. Брюллов. Здание бывшего штаба гвардейского корпуса в Ленинграде. 1837—43.IIБрюлло́в Карл Павлович [12(23).12.1799, Петербург, — 11(23).6.1852, Марчано, близ Рима], русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петербургской АХ (1809—21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823—35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской АХ. В 1849 жил на острове Мадейра, с 1850 — вновь в Италии. Не удовлетворяясь академическим воспитанием в духе эстетических принципов классицизма, Б.

Стремился к реалистическому обновлению русской живописи, причём эти устремления проникнуты характерным для его времени романтическим мироощущением. Искусство Б. Отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственно-пластической красоты человека, страстных порывов и драматических столкновений. Уже ранние картины Б. («Итальянский полдень», 1827, Русский музей, Ленинград. «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея) показывают попытки художника отойти от условности академического искусства, добиться естественности и чувственного обаяния в изображениях обнажённого тела, большей правдивости и богатства в эффектах дневного освещения, изученных на натуре. Основным произведением Б. — картина «Последний день Помпеи» (1830—33, Русский музей) — изображает гибель города при извержении Везувия.

Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Б. Подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась атмосфера истории конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления освободительных движений. В картине ещё много традиционных черт академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии русской исторической живописи благодаря стремлению Б. К психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия.

Позднейшие замыслы больших исторических композиций (в том числе попытка создать народную эпопею в картине «Осада Пскова», 1839—43, Третьяковская галерея), как правило, не получали завершенного воплощения. Блестящее композиционное и декоративное мастерство Б. Раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтической приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок («Всадница» — портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837, — в Третьяковской галерее. Портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, Русский музей). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н.

В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851, — в Третьяковской галерее) принадлежат к крупным достижениям русского реалистического портрета. Они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость, а подчас и общественную значимость его интеллектуальной жизни. Б. Был замечательным мастером акварели (См. Акварель) и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итальянские зарисовки. Пейзажи и наброски, выполненные во время поездки в Грецию и Турцию, 1835). Ряд работ Б. Не свободен от внешней красивости и мелодраматизма, усвоенных брюлловской школой (См. Брюлловская школа).

Лит. Ракова М. М., Брюллов-портретист, М., 1956. К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников..., 2 изд., М., 1961. Ацаркина Э., К. П. Брюллов, М., 1963. В. М. Датунов.

Значения в других словарях
Брюкнер Александр

Брюкнер (Brückner) Александр (29.1.1856, Тарнополь, — 24.5.1939, Берлин), польский языковед и литературовед. Учился в Львовском и Берлинском университетах. Профессор Берлинского университета (1881—1924). Член Польской (1888), Петербургской (1890), Пражской и Белградской АН. Автор исследований по истории польского языка и литературы. Главный труд — «Этимологический словарь польского языка» (1927), имеющий широкую известность.Соч. Die slavischen Frerndwörter im Litauischen, Weimar, 1877 (Litu — sl..

Брюкнер Эдуард

Брюкнер (Brückner) Эдуард. См. Э. Брикнер. ..

Брюллов Александр Павлович

Брюллов Александр Павлович [29.11(10.12).1798, Петербург, — 9(21).1.1877, там же], русский архитектор, рисовальщик, акварелист. Представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. ..

Брюллов Карл Павлович

Брюллов Карл Павлович [12(23).12.1799, Петербург, — 11(23).6.1852, Марчано, близ Рима], русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петербургской АХ (1809—21) у А. И. Иванова. ..

Брюллов

БРЮЛЛОВ Александр Павлович (1798-1877), архитектор эпохи позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. Здания бывшего штаба гвардейского корпуса (1837-43) на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, Пулковской обсерватории (1834-39). В ряде работ использовал стилистику неоготической архитектуры.2.. ..

Брюллов

БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 - 1852), российский живописец и рисовальщик. В 1823 - 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество> Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма. Произведения отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человеческого тела ("Вирсавия", 1832), драматической напряженностью образов ("Последний день Помпеи", 1830 - 33), тонким психологизмом ("М. Ланчи", 1851). Блестящий мастер парадного портрета ("Всадница", 1832).. ..

Брюллов

Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург – 1852, Марчано, близ Рима), выдающийся русский живописец и график, мастер исторической картины, портретист. Представитель романтизма. Сын академика Петербургской академии художеств П. И. Брюлло, француза по происхождению, резчика по дереву. Первые уроки получил от отца. Учился в АХ (1809—21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823—35 гг. Жил и работал в Италии. В 1835 г. Вернулся в Санкт-Петербург, с 1836 г. Профессор АХ. Работа над росписями Исаакиевского ..

Брюллов

БРЮЛЛОВФамилия немецкого происхождения. Братьям-живописцам Карлу и Александру Брюлло (Brullo) в 1822 г. Было вменено высочайшим декретом русское написание Брюллов.(Э). ..

Дополнительный поиск Брюллов Брюллов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Брюллов" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брюллов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа