Вазопись

148

античная, роспись античных керамических сосудов. Получила развитие ещё в крито-микенском искусстве (см. Эгейская культура). Вазы «камарес» (20—18 вв. До н. Э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами. Вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. До н. Э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. До н. Э.). В 20—16 вв. До н. Э. Росписи свободно покрывали весь сосуд. Строже по композиции росписи ваз «дворцового стиля» (конец 15 в. До н. Э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14—12 вв. До н. Э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней. Особого совершенства достигает В.

В древнегреческом искусстве. В. Даёт некоторое представление о почти не сохранившейся до настоящего времени древнегреческой живописи. Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — непрочными «акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой. Композиция росписи органично подчиняется форме сосудов. Линейный ритм росписей отличается изысканностью и динамикой. В истории развития греческой В. Отмечается такая последовательность. Субмикенская В., опирающаяся на позднемикенскую традицию (1-я половина 11 в. До н. Э. Орнамент состоит из кругов, волнистых линий, треугольников). Протогеометрический стиль (2-я половина 11 — 10 вв. До н. Э.). Геометрический стиль (9—8 вв. До н. Э. Горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы).

«ковровый стиль» (7 в. До н. Э. Полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. До н. Э. В Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины. Выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических). Главные мастера. Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. Э. Совершается переход к краснофигурной В. (чёрный фон и фигуры цвета глины. Подсобная роль орнамента. Обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий.

Краснофигурная В. «строгого стиля (См. Строгий стиль)» (последняя четверть 6 в. — начало 5 в. До н. Э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм. Крупные мастера. Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. До н. Э. В В. «свободного стиля» изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. До н. Э. Для В. Конца 5—4 вв. До н. Э. Характерны декоративная пышность («роскошный стиль» — росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда. Кроме собственно Греции, В.

Процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой В. Находилась В. Этрусков (См. Этруски). В 3—2 вв. До н. Э. Для греческой В. Характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты. О росписи сосудов др. Стран и эпох см. В ст. Керамика. Лит. Вальдгауер О., Императорский Эрмитаж. Краткое описание собрания античных расписных ваз, СПБ, 1914. Максимова М. И., Античные фигурные вазы, т. 1, М., 1916. Блаватский В. Д., История античной расписной керамики, М., 1953. Pfuhl Е., Malerei und Zeichnung der Griechen, Bd 1—3, Münch., 1923. Buschor E., Griechische Vasen, Münch., 1940. Beaz1ey J. D., Attic red-figure vase-painters, Oxf., 1942. Его же, Attic black-figure vase-painters, Oxf., 1956. Himmelmann-Wildschütz N., Erzähiung und Figur in der archaischen Kunst, Mainz — Wiesbaden, 1967.

Евтимид. «Пир». Фрагмент росписи амфоры. Конец 6 — нач. 5 вв. До н. Э. Музей античного малого искусства. Мюнхен. Евфроний (?). «Пелика с ласточкой». Конец 6 — нач. 5 вв. До н. Э. Эрмитаж. Ленинград. Вазописец Клеофрада. «Менада в экстазе». Фрагмент росписи амфоры с Дионисом. Конец 6 — нач. 5 вв. До н. Э. Музей античного малого искусства. Мюнхен. Мастерская Евфрония. «Девушка, направляющаяся к купальне». Роспись килика. Конец 6 — нач. 5 вв. До н. Э. Королевские музеи искусства и истории. Брюссель. Голова коня. Фрагмент амфоры из Велапидезы. Ок. 550 до н. Э. Национальный археологический музей. Афины. Вазописец Брига. «Последствия симпосия». Роспись внутренней стороны килика «Симпосий». 1-я треть 5 в. До н. Э. Музей Мартина Вагнера. Вюрцбург. Эксекий. «Мемнон с негром». Фрагмент росписи амфоры.

3-я четв. 6 в. До н. Э. Британский музей. Лондон. Дурис. «Эос с телом Мемнона». Роспись килика. 1-я треть 5 в. До н. Э. Лувр. Париж. Эксекий. «Аякс с телом Ахилла». Роспись амфоры. 3-я четв. 6 в. До н. Э. Музей античного малого искусства. Мюнхен. Пифос «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. Э. Археологический музей. Ираклион. Ваза с тюльпаном из Филакопи. Середина 2-го тыс. До н. Э. Археологический музей. Ираклион. Амфора «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. Э. Археологический музей. Ираклион. «Девушка у гробницы». Фрагмент росписи белого лекифа. 3-я четв. 5 в. До н. Э. Музей изящных искусств. Бостон. Ваза «камарес». Около 1800 до н. Э. Археологический музей. Ираклион. Родосская ойнохоя «коврового стиля». 650—625 до н. Э. Музей изящных искусств. Бостон. Псевдоамфора из Керамика. Субмикенский период.

1-я пол. 11 в. До н. Э. Музей Керамика. Афины. «Надгробный плач». Фрагмент росписи дипилонской амфоры. Середина 8 в. До н. Э. Национальный археологический музей. Афины. Амфора из Керамика. Протогеометрический период. 2-я пол. 11 в — 10 в. До н. Э. Музей Керамика. Афины..

Значения в других словарях
Вазоконстрикторы

(от лат. Vas — сосуд и constringo — стягиваю, сжимаю) то же, что сосудосуживающие нервные волокна. См. Сосудодвигательные нервные волокна.. ..

Вазомоторы

(от лат. Vas — сосуд и motor — приводящий в движение) то же, что Сосудодвигательные нервные волокна.. ..

Вазопрессин

(от лат. Vas — cocyд и presso — давлю) гормон, выделяемый задней долей Гипофиза. Вызывает сужение сосудов (действуя на гладкие мышцы их стенок) и повышение кровяного давления (прессорный эффект), а также поддерживает на должном уровне обратное всасывание воды в прямых канальцах почек, то есть уменьшает количество выделяющейся мочи (антидиуретический эффект). В. Образуется в нейросекреторных клетках передних ядер Гипоталамуса, из которых по нервным волокнам поступает в гипофиз (см. Нейросекреция)..

Вазуза

река в Смоленской и Калининской области РСФСР, правый приток Волги. Длина 162 км, площадь бассейна 7120 км2. Берёт начало на северных склонах Смоленской возвышенности. В верховьях имеет довольно широкую долину. У г. Сычёвка врезается в известняки, сужается, местами становится порожистой. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в ноябре, вскрывается в начале апреля. При впадении В. В Волгу — г. Зубцов.. ..

Вазопись

Роспись. ..

Вазопись

Ж.Роспись керамических сосудов, ваз.. ..

Вазопись

        античная, роспись античных керамических сосудов. Ведёт своё начало от эгейского искусства. Критские вазы "стиля камарес" (XX-XVIII вв. До н. Э.) с покрывающими сосуды изысканными стилизованными растительными узорами, вазы с живыми лаконичными изображениями растений и морских животных (конец XVII-XVI вв. До н. Э.). Строгие по композиции вазы "дворцового стиля" (конец XV в. До н. Э.) с более мелким геометризованным растительным орнаментом. В микенском искусстве XIV-XII вв. До н. Э. Схемати..

Дополнительный поиск Вазопись Вазопись

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вазопись" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вазопись, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа