Азербайджанская железная дорога

132

образована в июне 1967 (ранее входила в состав Закавказской ж. Д.). Управление в Баку. Пролегает в основном по территории Азербайджанской ССР (95% ). Граничит на севере с Северо-Кавказской ж. Д. (станция Дербент), на западе с Закавказской ж. Д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). На юге проходит вдоль государственной границы СССР с Ираном. Эксплуатационная длина 1868 км (1 января 1969). Строительство началось в конце 70-х гг. 19 в. В 1880 сдана в эксплуатацию линия Баку — Сабунчи — Сураханы, которая первоначально предназначалась для вывоза нефти, но после строительства нефтепроводов стала преимущественно пассажирской. В 1883 построена линия Баку — Беюк-Кясик — Тбилиси, создавшая с ранее проложенными линиями от Тбилиси до Батуми и Поти прямую железнодорожную связь между портами Каспийского и Чёрного морей.

В 1900 — Баладжары — Дербент, связавшая районы Закавказья с Северным Кавказом и другими районами страны. В 1908 — Джульфа — Норашен — Масис, соединившая пограничную (с Ираном) станцию Джульфа с Ереваном и другими пунктами Закавказья. За годы Советской власти построены линии. Алят — Миндживан — Кафан (1936) и Миндживан — Джульфа (1941) (сократившие путь между Баку и Ереваном), а также Османлы — Астара (1941), Сальяны — Нефтечала (1941), Аджикабул — Али-Байрамлы (1941). Для освоения Дашкесанского железорудного месторождения и вывоза руды в 1950 построена линия Алабашлы — Кушчинский Мост. В составе дороги — первая в СССР электрифицированная линия Баку — Сабунчи (1926). К 1968 электрифицированы направления Беюк-Кясик — Уджары, Баку — Кишлы — Сумгаит, Баладжары — Дуванный, Алабашлы — Кушчинский Мост и некоторые другие линии небольшой протяжённости.

В 1967 грузооборот А. Железной дороги составлял 1,1% от грузооборота всей сети. На магистралях Баку — Дербент и Баладжары — Беюк-Кясик грузонапряженность весьма высокая. А. Железная дорога отправляет за год свыше 30 млн. Т различных грузов. Наибольший удельный вес имеют нефтегрузы (42% ), затем железная руда, цемент и другие стройматериалы, химические и минеральные удобрения, металлы и грузы сельского хозяйства. В ввозе и транзите преобладают уголь, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы лёгкой промышленности. По видам сообщений перевозки распределяются. Транзит 27%, ввоз 19%, вывоз 28%, местное сообщение 26%. Крупные пункты отправления и прибытия грузов. Баку, Гюздек, Сумгаит, Карадаг, Кишлы, Кировабад и др.

А. Железная дорога взаимодействует с крупнейшим на Каспийском море портом по перевалке различных грузов в Баку. После сдачи в эксплуатацию паромной переправы Баку — Красноводск (1962) создана прямая связь районов Закавказья с районами Средней Азии. А. Железная дорога осуществляет пассажирские перевозки как междугородные (Баку — Тбилиси, Баку — Ереван, Баку — Москва и др.), так и пригородные. Общий пассажирооборот составляет 0,6% от пассажирооборота всей сети железных дорог СССР. Г.С. Райхер. Азербайджанская железная дорога. Схема..

Значения в других словарях
Азеотропная смесь

(от а — отрицательная частица, греческое zéō — киплю и tropē — поворот, изменение) нераздельно-кипящая смесь. Однородная жидкая смесь (См. Жидкие смеси), которая при перегонке не разделяется на фракции. Существование А. С. Открыто в 1810 Дж. Дальтоном. Одни А. С. Кипят при более высокой температуре, чем их отдельные компоненты, другие — при более низкой. Например, смесь из 95,57% C2H5OH (tkип. 78,5°С) и 4,43% H2O (tkип. 100°С) образует А. С., кипящую при 78,15°С. Напротив, А. С. Из 69,2% HNO3 (t..

Азербайджан

IАзербайджа́н см. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.IIАзербайджа́н («Азербайджа́н»,) ежемесячный литературный и общественно-политический журнал. Орган СП Азербайджанской ССР. Издаётся в Баку с 1923. Менял название. В 1923 — 27 «Маариф вэ мэдэниjjэт» («Просвещение и культура»), в 1928—36 (№ 1—5) «Ингилаб вэ мэдэниjjэт» («Революция и культура»), в 1936—41 «Ревоаjycnja вэ культура» («Революция и культура»), в 1941—46 «Вэтэн угрунда» («За родину»), в 1946—52 «Ингилаб вэ мэдэниjjэ..

Азербайджанская лошадь

группа лошадей верхово-вьючного типа, с давних времён разводимых на территории Азербайджана. Отличаются долголетием, выносливостью, высокой работоспособностью. Хорошо приспособлены к табунному содержанию. Конституция крепкая, сухая, темперамент живой. Масти. Рыжая, серая, гнедая и др. Средние промеры (см). Высота в холке 138, косая длина туловища 139, обхват груди 161, обхват пясти 18. Живая масса (распространён термин «живой вес») 280—350 кг. Под вьюком 120—140 кг проходят 60—70 км в день. Мак..

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика

(Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы) Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская федерация). 5 декабря 1936 вошла непосредственно в СССР. Расположена в Ю.-В. Части Закавказья. Граничит на С. С РСФСР (Дагестанская АССР), на С.-З. С Грузинской ССР, на Ю.-З. С Армянской ССР и Турцией, на Ю. С Ираном. На В. Омывается Каспийским морем площадью 86,6 тыс. Км2, включая ост..

Дополнительный поиск Азербайджанская железная дорога Азербайджанская железная дорога

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Азербайджанская железная дорога" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Азербайджанская железная дорога, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 31 символа